Не хочу ничего плохого сказать о Платоне как о философе. Безусловно, Платон – это как бы наше всё, основа основ и главный философ всех времен и народов. Расскажу только одну историю.
Пару недель назад в одном из храмов Подмосковья нашел я в ящичке с бесплатными книгами среди молитвосоловов, акафистов и житий книгу Льва Платоновича Карсавина “Святые отцы и учители церкви” (М.: Изд-во МГУ, 1994).
Я вообще очень люблю и почитаю Льва Платоновича, может быть даже больше, чем самого Платона, хотя Платона я прочитал почти всего, а Карсавина лишь пару работ. Но вот как-то он ближе моему сердцу и в мировоззренческом плане, и как философ.
По сей причине к этой находке я отнесся как к подарку свыше, ибо иначе и быть не может в подобных случаях. Тем более, что это единственное издание данной работы в России (прежде она печаталась лишь единожды малым тиражом в Париже в 1926 г.).
И вот начинаю я читать эту книгу и на странице 41 нахожу такой вот текст:
Ученик Иустина Татиан считает греческую мудрость “бабьими сказками” и “ребячьими бреднями”, а “болтливых на язык и глупых умом” философов “бесплодными виноградными лозами” и крикливой “стаей ласточек”. —
“Они оставляют одно плечо голым, отпускают длинные волосы, отращивают бороду и звериные когти и уверяют, будто ни в чем не нуждаются”, “подражают псам”.
А между тем, Диоген умер от того, что сырьем съел полипа, Аристипп распутничал, Платон продан Дионисием в рабство за обжорство, все же прочие – сластолюбцы, лжецы и добиваются хороших местечек и денег.
Рабство Платона
Всем известно, что Платон был продан в рабство Дионисием Старшим во время своего первого посещения Сиракуз, где сей Дионисий был тираном. Известно, что был он просвещенным правителем и при дворе его бывали виднейшие умы того времени. Поначалу он проникся симпатией к Платону, но затем охладел к нему. Как пишут историки, Дионисий осерчал на Платона за то, что тот своими философскими рассуждениями мешал ему заниматься вопросами управления своим государством.
Есть также версия, что Платон попал в опалу из-за того, что Дион (родной брат третьей жены Дионисия) имел виды на трон Сиракуз, и попросту использовал философа, чтобы проложить себе путь к этому трону. Согласно этой версии, Платон стал жертвой интриг в высших эшелонах власти.
В итоге как мы знаем, Платон был продан в рабство на Эгине. Остров Эгина находится далеко от Сиракуз, зато очень близко от Афин, откуда был родом Платон. В те времена с Афинами эгинцы враждовали. На острове работорговля процветала, впрочем, в те времена это было нормой во всем средиземноморье. Во времена своего расцвета население Эгины “если верить Аристотелю, в V—IV вв. оно достигало 1/2 млн, включая в это число около 470 тыс. рабов” (Википедия) Для справки, сегодня на острове постоянно проживает порядка 15 тыс. чел. Т.е. по тем временам это было небольшое по территории, но вполне мощное морское микро-государство, где рабы – в большинстве своем те же самые греки – использовались как рабочая сила, как гребцы на галерах и т.п.
Есть несколько версий того, как именно Платон был продан в рабство. Общий их знаменатель состоит в том, что он бы выкуплен Анникеридом Киренским за 20 мин (весьма внушительная по тем временам сумма) и привезен им обратно в Афины. Говорят, что данную сумму ему компенсировали близкие сподвижники Платона, и именно на эту сумму впоследствии был куплен участок земли в Афинах, на котором была устроена Академия. Так ли это на самом деле доподлинно, конечно, не известно, хотя звучит романтично.
Теперь вернемся к цитате из Карсавина: “Платон продан Дионисием в рабство за обжорство”. Это свидетельство Татиана, который “дофилософствовался до ереси”, будь оно даже сплетней (а ведь не бывает дыма без огня!), дает повод выстроить еще одну версию столь плачевного поворота судьбы Платона.
Получается, что он попал в немилость Тирана вовсе не потому, что его рассуждения были слишком отвлеченными. Вполне вероятно, что проповедуя высокие идеалы, сам Платон был далек от того, чтобы этим идеалам соответствовать. И Дионисий, будучи мужем мудрым и правителем сильным, не мог не обратить на это внимания.
Вольная реконструкция событий (новодел)
Вполне правдоподным представляется примерно такой ход развития событий.
Платон, выходец из почтенной афинской семьи, с детства ведет давольно-таки расслабленный – в бытовом плане – образ жизни. Над ним как над многими его согражданами не висит домоклов меч необходимости зарабатывать себе на хлеб. В его семье с достатком все в порядке. Они спонсируют обучение сына у видных учителей своего времени: Сократ в Афинах, затем Евклид в Мегаре, мудрецы школ Кирен и Египта. Постепенно овладевая мастерством слова, развивая способность мыслить логически, он начинает писать свои тексты и на этом поприще обретает даже некоторую известность. Политика его не привлекает, потому что там одна ложь и продажность. Он выше этого. Он грезит об идеальном государстве, о высшей справедливости и проч. И смело строит теории на этот счет.
При этом, однако, он не отказывается от благ, которыми в виду его происхождения и статуса, наделен от рождения. Насладиться приятным обществом друзей и единомышленников, вкусно покушать, испить вина; регулярные спа-процедуры (бани), посещение театра, конные прогулки, сладконежные наложницы, и проч. и проч. А что ж. Он же рабовладелец (хоть и демократ)! Он имеет возможность позволить себе этот уровень комфорта.
Наконец, его приглашают приобщиться к реальному двору. По приглашению тирана Сиракуз Дионисия (Старшего) он отплывает к Италийским берегам, дабы там, попробовать претворить свои возвышенные идеалы государства в реальность. При этом он далек от реальной политики. Малосведущ в практических вопросах экономического и военного устройства. Народное благо он понимает отвлеченно, как возможность каждого жить такой жизнью, к которой привык он сам. За чей счет? Этот вопрос пока остается открытым.
Личность тирана Дионисия примечательна тем, что это человек отважный и предприимчивый. Да, ему не хватает аристократического происхождения. Но он честно, своей силой и доблестью в свои 25 лет завоевал тиранство в Сиракузах, победив карфагенян и восстановив порядок в подконтрольных Сиракузам полисах. И у него хватает ресурсов удерживать власть над обширными греческими владениями в Сицилии и Южной Италии. Он даже заключает союз со Спартой, т.е. сильные мира воспринимают его всерьез.
Когда к Дионисию прибывает Платон, его некоторое время забавляет этот – не молодой уже, 40 лет – велиречивый философ. Он внимательно выслушивает теории Платона в надежде найти в них рациональное зерно, которое можно было бы практически применить у себя в государстве. Он задает ему множество конкретных вопросы: как поступать в отношениях с Карфагеном, чем заменить рабский труд, где взять хлеба в неурожайный год, что делать с разбойниками, как пополнять казну, чем платить наемникам.
Платон слишком далек от этого всего. Он пытается донести до этого “грубого” и “неотесанного” выскочки-вояки-тирана высокие философские идеалы, высшую истину. Как все должно быть по красоте и справедливости. И при этом, однако, он не оставляет своих человеческих привычек, считая их чем-то естественным (а что ж!) и, пользуясь случаем покушать с барского стола, с удовольствием это делает. На глазах и в присутствии хозяина.
И вот представьте себе ситуацию. Вы пригласили себе в гости умного, интересного, образованного человека, а он, развалясь своим пухлым телом на устроенном вами обеде, обжирается и обпивается за ваш счет, напевая вам песню о том, что вам нужно делать и как, чтобы поправить дела в государстве, ничего об этом не смысля по большому счету. Он кичится своим высоким (по сравнению с вами) происхождением, не упуская случая отпустить в ваш адрес шуточку на данный счет. И плюс ко всему, этот мажор начинает плести против вас интриги с вашими же дальними родственниками (партия Диона), которые спят и видят, как бы вас свести в могилу и заполучить себе ваше достояние. Как вы поступите с таким человеком?
Дионисий показал себя мудрым и милосердным правителем. Он мог бы и прибить пухлого мажора Платона, но, по всей видимости, решил преподнести ему урок. Он посадил его на свою галеру и отправил в сторону дома (а не в Ливию, заметим, или на какой-нибудь Крит), и перед самыми Афинами в каких-нибудь 300 стадиях (ок. 50 км) от родины приказал продать его в рабство врагам афинского государства. Чтобы тот на собственной шкуре ощутил всю низость и неприглядность своего положения. И по возможности сделал выводы.
Друзья, конечно, спасли Платона. Иначе, думаю, не могло бы и быть. Все-таки Платон – это величина на философском Олимпе. Но сделал ли он выводы? Вот это сомнительно.
Что было дальше
Во всяком случае известно, что после смерти Дионисия Старшего Платон по приглашению уже хорошо знакомого ему Диона отправился к тому же сиракузскому двору, который перешел к его юному сыну. Зачем?
Продолжать строить идеальное государство? Со второй попытки? Т.е. одного раза оказалось мало?
Или может чтобы снова “пожрать” на халяву?
А заодно утолить свою обиду, и отомстить пусть не обидчику, так хотя бы его сыну? В философском, разумеется, ключе.
Как мы знаем, вторая попытка построить идеальное государство не увенчалась успехом, также как и третья (!), но в итоге все эти мероприятия привели к падению тирании в Сиракузах, и большому переделу сфер влияния во всей Южной Италии.
…Его [Платона] попытки сделать тиранию более цивилизованной потерпели неудачу…(Википедия)
В итоге дружок Платона Дион проведя в обществе Платона и его сподвижников по Академии несколько лет при помощи афинских наемников устроил в Сиракузах военный переворот (невзирая на высшие идеалы). Однако позднее и сам был убит своим же полководцем (а что вы хотели?), что привело к полнейшему хаосу в самих Сиракузах и не только. При этом Платон, как считают историки и утверждают его летописцы, все это время пытался “помирить” Диона с Дионисием. С какой целью? Чтобы вместе они продолжали учить молодого тирана жить?
Платон дважды плавал в Сиракузы и всякий раз оказывался там не ко двору. Для чего нужно было такое рвение со стороны немолодого уже философа? Во имя установления там идеального правления?
В результате всех этих перипетий Дионисий Младший лишился всего отцовского наследства, жены и двоих дочерей и отправился в изгнание в Коринф, где прожил до старости, занимаясь… философией. Есть свидетельства, что он общался с Филиппом, царем Македонии и отцом Александра. Посещал ли он Академию Платона (а это всего 450 стадий от Коринфа, ок. 80 км) – об этом история умалчивает.
Конечно, это все домыслы, ибо историческая правда в вопросах двухтысячелетней давности едва ли установима. Впрочем, сии суть не бóльшие домыслы, нежели версии, изложенные в Википедии и различных учебниках. Как там все было на самом деле, одному Богу известно. Порочить светлое имя Платона – конечно, табу, ни-ни.
Однако, справедливости и высшей истины ради стоит заметить, что считать идиотам всех тиранов, сатрапов и прочих олигархов Древней Греции тоже не вполне корректно. Да, мы сегодня свято чтим ценности демократии, но это не отменяет того факта, что Спарта победила-таки Афины. Очевидно, у этого были свои весомые основания? Ведь и коллегия в Афинах была бесконечна далека от идеалов Платона.
И, наконец, вывод. Философия философией, но личность философа – это совсем другое дело. Не получается ли так, что мы присваиваем Платону те вершины добродетели, которых достиг его учитель Сократ, и о котором Платон нам поведал в своих диалогах. А сам-то Платон вполне ведь мог и не соответствовать этим высоким идеалам.
—
Тимофей Решетов