Рассмотрим два типа периодов развития ребенка 👶
- Одни текут очень медленно, с незаметными изменениями (они были названы стабильными периодами).
- Для других, наоборот, характерны стремительные изменения в психике ребенка (они были названы критическими периодами). Эти типы периодов как бы перемежают друг друга.
- Общий признак критического периода — нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно (это зависит, в частности, от поведения взрослых).
🧸 Кризисы детского развития характеризуются с чисто внешней стороны чертами, обратными по отношению к тем периода, которые названы устойчивыми или стабильными возрастами. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени, сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.
🧸 Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах своей личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер. В эти периоды оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии.
Интересно 📚
- Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ними возрастов, являются неотчетливыми, кризис возникает незаметно. Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода.
- Значительная часть детей, переживающих критические периоды своего развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из той системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения.
- Негативный характер развития. Ребенок в эти периоды не столько приобретает, сколько теряет многое из приобретенного прежде, оно затухает и приостанавливается.
В чём же смысл кризисов?
Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста.
Негативное содержание развития в эти периоды является только обратной стороной позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста.
Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований (но они иные, нежели новообразования стабильных возрастов и носят временный, переходный характер).
Когда случаются кризисы?
(дошкольный возраст)
- кризис новорожденности (стресс для малыша)
- кризис первого года;
- кризис трех лет;
- кризис семи лет;