Глава МИД РФ Сергей Лавров не видит ничего предосудительного в том, что в случае необходимости торговля России и КНР перейдёт на бартер. Напомним, что ранее премьер-министр Пакистана вспоминал советскую практику торговли со своей страной, в которой доминировал бартер, и также высказывался в пользу такого метода организации внешней торговли.
Стоит также напомнить, что с начала сентября заработала юридическая возможность осуществлять платежи во внешней торговле криптовалютами, но только в рамках регуляторной площадки («песочницы») ЦБ РФ. Проще говоря, это может быть пока что не более чем эксперимент, но и на этот шаг Банк России долгое время не соглашался.
В целом, ситуация с платежами во внешней торговле некритическая и затрагивает несколько процентов импорта — собственно говоря, это коррелирует с прогнозом ЦБ РФ о сокращении поставок иностранных товаров в Россию в этом году на 3%.
Однако, никто не может гарантировать, что ситуация не ухудшится в одночасье. Так, уже некоторые китайские банки отказывают в проведении платежа, если видят, что имя отправителя можно соотнести с Россией.
Конечно, больше мороки у физических лиц, а у крупных компаний, особенно если речь идёт о больших импортёрах и экспортёрах, решение находится благодаря политическим усилиям двух стран.
А вот все остальные рискуют столкнуться с проблемами. И не только в расчётах с КНР. Так, например, некоторые банки в Кыргызстане стали требовать растаможки товаров у себя в стране, которые идут транзитом из КНР в РФ через их страну. А это — в среднем ещё 15% к издержкам. Иногда эти средства можно вернуть, но негарантированно.
И если пока на горизонте маячит перспектива расчётов бартером и криптовалютой (в случае критической ситуации) то, сейчас уже стала применяться «золотая схема»: золото завозится из РФ в Гонконг, там продаётся за гонконгские доллары.
Валюта меняется на денежные единицы КНР и кладётся на счёт в гонконгском банке — и вот, пожалуйста, «чистые юани», которые китайские банки охотно принимают за импорт.
Однако во взаимодействии с банками КНР в ряде случае возникают и другие сложности: кредитные организации требуют физической печати и подписи, а это заставляет российских предпринимателей тратиться на курьеров, которые отвозят документы в эту страну и обратно.
Всё это — издержки и трата времени. И не только. Такие издержки — это дополнительный вклад в инфляцию в стране, поэтому именно ЦБ РФ мог бы по максимуму заняться решением этих вопросов, а не концентрироваться на иллюзорных возможностях снизить рост цен на потребительские товары через повышение ключевой ставки.