Перед нами величественный храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви. Ни для кого не секрет, что это новодел, храм, который был построен в 1990-е гг.
Предлагаю окунуться в историю этого храма и места, на котором он был построен.
После изгнания войск Наполеона из России император Александр I подписывает Высочайший манифест о строительстве в Москве храма во имя Христа Спасителя (25 декабря 1812 г.). Храм должен был увековечить Великую победу русского народа в Отечественной войне.
12 октября 1817 г. состоялась закладка первого храма во имя Христа Спасителя на Воробьёвых горах по проекту архитектора Александра Витберга (1787 - 1855). Выбор местоположения был обусловлен исторически: путь к храму располагался между Смоленской и Калужской дорогами к Москве, по одной из которых войска Наполеона вошли в город, по другой — его покинули.
Александр Лаврентьевич Витберг (1787 - 1855) — русский художник и архитектор шведского происхождения, академик архитектуры. Имя до крещения Карл Магнус. Его восприемником (крёстным) был сам Александр I, в честь него он и был наречён православным именем Александр.
В плане этот храм обладал высотой 240 метров и был втрое больше современного. Он включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн, выполненных из трофейных пушек, а также памятники правителям и видным полководцам.
Однако в 1825 г., после смерти Александра I, новый император Николай I, постановил прекратить работы на Воробьёвых горах, которые шли вяло, а под конец и совсем остановились. По официальной версии место оказалось непригодным для столь масштабного строительства. Плюс ко всему вскрылись многочисленные злоупотребления и хищения. Строительными работами руководил сам Витберг, не имевший практического опыта руководства: он не вёл должного учёта и контроля, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился излишне доверчиво. Да и архитектурная идея, заложенная Витбергом, уже вышла из моды.
Завершить проект архитектору так и не удалось. В 1835 г. суд постановил оштрафовать обвиняемых на миллион рублей. За злоупотребление доверием императора Витберг был сослан в Вятку (сегодня это город Киров - административный центр Кировской области). Некоторые историки считают, что он был виновен не в растратах, а лишь в неосмотрительности и доверчивости.
В Вятке Витбергу было запрещено работать на гражданской службе. Однако по его проектам были построены Александро-Невский собор в Вятке (1839—1864), а также портал и ограда Александровского сада (и собор, и сад построены в память о посещении города императором Александром I в 1824 г.).
Вернуться в Петербург Александр Витберг смог только в 1840 г., по ходатайству В.А. Жуковского. Умер 12 января 1855 г. и был похоронен на Волковском кладбище. Надгробие утрачено в советские годы.
Что интересно! Нереализованный витберговский проект храма Христа Спасителя (1817), по заверению создателей, послужил источником вдохновения для культурного центра «Дом приёмов», в Грозном, построенный в 2020 г.
Автором нового проекта Храма Христа Спасителя был назначен архитектор Константин Тон (1794-1881).
Константин Андреевич Тон (1794-1881) - архитектор немецкого происхождения, основоположник и крупнейший представитель эклектического «русско-византийского стиля».
Было выбрано императором Николаем I и новое место для храма, на Волхонке. Находившиеся там постройки были скуплены и снесены, в том числе и Алексеевский женский монастырь — памятник XVII в., впоследствии переведённый в Красное Село. В народе сохранилось предание, что игуменья, недовольная сносом исторических построек и переносом Алексеевской обители, прокляла строителей и предрекла: «Сему месту быть пусту».
В 1839 г. состоялась торжественная закладка храма, строительство было завершено в 1860 г., после чего создавался интерьер и внутреннее убранство.
26 мая 1883 г. храм был освящён в присутствии императора Александра III. Храм во имя Христа Спасителя высотой 103,5 метра стал самым высоким сооружением в Москве и самым вместительным храмом в стране.
При советской власти храм было решено снести. Несколько месяцев проводились спешные работы по разборке здания храма, остатки которого в итоге было решено взорвать. 5 декабря 1931 г. произвели два взрыва, после первого были снесены купола и верхние ярусы храма, сам остов устоял. На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло почти полтора года.
Освободившуюся площадку планировалось отдать под строительство Дворца Советов (неосуществлённый проект строительства высотного административного здания в Москве для проведения сессий Верховного Совета СССР и массовых демонстраций). План архитектора Бориса Иофана предполагал, что высота Дворца Советов вместе с венчающей его стометровой статуей Владимира Ленина составит 415 м, но из-за войны строительство остановили, а в 1956 г. от этого плана совсем отказались.
В итоге в 1958—1960 гг. по проекту архитектора Дмитрия Чечулина на этом месте был создан бассейн «Москва» - самый большой открытый плавательный бассейн в СССР. Просуществовал он до 1994 г.
Храм, который мы видим сейчас, был построен в 1994—1999 гг. С 1994 по 2002 гг. пожертвования поступили от сотен тысяч российских граждан, от российских и зарубежных компаний. Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и другими. Заканчивал строительство проекта Зураб Церетели.
Храм имеет статус патриаршего подворья и является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 гг.
Это самый большой православный храм России, который может вмещать до 10 тысяч человек.
В состав современного комплекса входят:
- Верхний храм — храм Христа Спасителя.
- Нижний храм — Преображенская церковь, воздвигнутая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.
- Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов (зал для проведения всевозможных культурных программ — концерты церковных хоров и духовной музыки, детские праздники, фестивали, собрания и конференции), зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Под храмом расположена двухуровневая подземная парковка на 305 мест с автомойкой.
В храме Христа Спасителя совершаются отпевания значимых для современной российской истории и культуры людей. В храме происходили прощания с Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем, Людмилой Зыкиной, Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Станиславом Говорухиным Юрием Лужковым и др.
А ещё между колокольнями, на четырёх открытых галереях, размещается смотровая площадка, самая лучшая в центре Москвы. Её высота — 40 метров. Отсюда можно увидеть всю центральную часть города, так как галереи выходят на разные стороны и получается великолепный круговой обзор. Фотографии оттуда будут шикарными.
📍Москва, ул. Волхонка, 15.
🚇 Станция метро Кропоткинская.
🎟️ Вход в храм бесплатный.