Найти тему
Алексей Никитин

Зачем мы идём в корпорации, даже когда они токсичны: разбор мотивационных факторов

Большие корпорации, а порой и маленькие компании, часто оказываются далеко не самыми комфортными местами, а подчас — токсичными.

Так почему же люди всё равно туда стремятся?

Российский социолог Владимир Герчиков, профессор ВШЭ, выделил пять ключевых факторов трудовой мотивации. Переосмысляя его идеи, можно сказать, что каждый наёмный работник или даже собственник ищет в компании:
1. Деньги — как ресурс, который можно направить на личные цели.
2. Профессиональное призвание — признание своей экспертности в какой-то важной для социума сфере.
3. Признание себя как личности — ощущение лидерства и влияния на других.
4. Автономность — возможность реализовать свои идеи и амбиции через корпорацию.
5. Стабильность и защиту — уверенность в завтрашнем дне.

У каждого человека степень важности этих факторов своя, и это определяется его психологией.

Личный успех в профессиональной роли зависит от того, что именно вас мотивирует:

Руководитель ищет признание своей личности и автономность.

Ведущий эксперт стремится к профессиональному признанию и, в какой-то степени, к автономности.

Мастер на производстве ориентирован на деньги и профессиональное призвание.

Рабочий или служащий, выполняющий рутинную работу, мотивирован на деньги и безопасность.

Проблема в том, что мотивационный профиль может не совпадать с профессиональной ролью.

Например, если человек стремится к профессиональному признанию и уважению за свои уникальные знания, ему может быть сложно быть хорошим лидером. Он может столкнуться с внутренним конфликтом между целями команды и своими личными амбициями, конкурировать с подчинёнными, ревновать их успехам и сосредотачиваться на перфекционизме, вместо того чтобы добиваться реальных результатов.

Но мотивационный профиль — это не приговор.

Наши психологические установки можно и нужно осмыслить и пересмотреть.

То, что работает, стоит сохранить, а всё устаревшее и не соответствующее текущим потребностям — пересмотреть и найти более эффективные стратегии.

Чтобы изменить мотивацию, попробуйте следующие шаги:

1. Самоанализ: Поймите свои истинные мотивы и ценности.

2. Переосмысление целей: Установите новые цели, соответствующие вашим настоящим желаниям.

3. Разработка нового профиля: Определите, что из факторов мотивации (деньги, признание, автономность) вам сейчас важно.

4. Работа над установками: Измените старые установки и внедряйте новые привычки.

5. Поиск поддержки: Консультируйтесь с бизнес-психологом, коучем и ищите поддержку от окружающих.

6. Адаптация: Будьте гибкими и корректируйте цели по мере необходимости.

7. Создание среды: Обеспечьте окружение, которое поддерживает вашу новую мотивацию.

_

Алексей Никитин, бизнес-психолог, организационный консультант// Автор канала о психологии в бизнесе @psychoanalysis_in_business