Найти тему

Дом куплен в браке, значит от продажи половину отдать надо бывшему мужу.

очаровательные коты Рины Зенюк. Не в тему, но не удержалась. такая милота
очаровательные коты Рины Зенюк. Не в тему, но не удержалась. такая милота

-Марьяна, что у нас поесть? – зашел в квартиру муж.

- Сейчас подогрею, - подорвалась с дивана Марьяна, которая полчаса как сама пришла с работы.

Максим равнодушно жевал, даже не глядя на нее, одним глазом посматривая на работающий на кухне небольшой телевизор.

-Как дела на работе? – спросила Марьяна.

- Нормально.

- Что нового?

- Как обычно, - буркнул Максим, поставил тарелку в раковину и ушел вместе с кружкой чая в комнату.

Марьяна задумчиво вымыла посуду, пошла в комнату и выключила телевизор.

- Давай-ка поговорим. Ты ходишь весьма довольный, крутишься перед зеркалом максимально долго. У меня подозрения, что ты барышню завел себе. Максим, мы уже вместе прожили почти 25 лет, дочь взрослая. Так что нас вместе ничего не держит.

- Ладно, да, да. У меня новая должность, и секретарь, красивая молодая девушка, ей всего 25 лет. Она на 20 лет меня младше, и я просто голову потерял от любви. Я так любил, ну… может тебя в самом начале брака. А потом все прошло, у меня сейчас как будто крылья выросли.

- Тогда давай разведемся.

- Квартира?

- Квартира в долевой собственности, ты хорошо зарабатываешь, так что продадим, и покупаем себе что-то. А дочке оставим дом, пусть с внучкой туда ездит.

- А ты куда?

- Я тоже буду брать ипотеку. Зарплата у меня, конечно, поменьше твоей, но весьма достойная.

Марьяна переехала в однокомнатную квартиру, которую получила в наследство от бабушки буквально пару месяцев назад. Еще даже у нотариуса оформлено не было, ждать надо было 4 месяца до момента получения свидетельства на наследственное имущество.

- Ничего, подожду. Максим об этом не знает. Ему последнее время не до разговоров со мной было.

Квартиру они продали, деньги поделили, и Марьяна на свою долю взяла ипотеку на двухкомнатную квартиру.

- Мама, мы бы сами купили, если бы ты деньги нам отдала, - обиженно сказала дочь.

- Нет, не сами. Деньги мои, а квартира общая собственность. Живите, платите коммуналку, я буду гасить ипотеку.

- Муж говорит, что ремонт делать в чужой квартире не будет.

- Я сама с ним переговорю.

Марьяна приехала и спокойно сказала:

- Так, дорогой зять, вы три месяца в моей квартире живете, с вас вот эта сумму.

- За что?

- За аренду. На эти деньги я и буду делать ремонт в квартире. Не устраивает, можете выселяться.

- Но тут ваша дочка и внучка.

- Вот именно, тут твоя жена и дочь. Вы семья, живете в квартире, которую я вам предоставила, только коммуналку платите. Я могу сама тут жить а однушку сдавать, или наоборот. Ты же заявил, что в чужой квартире – без ремонта. Замечательно. Чужую квартиру снимают, вот сумма аренды. Плати.

- Мы съедем.

- Съезжай. Срок тебе неделя, и я начинаю искать новых жильцов.

Дочь молчала, а через три дня позвонил зять:

- Мы сделаем косметический ремонт.

- Делай. А когда накопите, можете свое жилье покупать.

Дочь и зять намного позднее купили свою двухкомнатную, вот только из Марьяниной не выехали, а свою сдали, и этим оплачивали ипотеку. Про ремонты и деление бюджета больше вопросов не возникало. Марьяна дарственной оформила квартиру на дочь, своей однушки хватит.

Шли годы, дом как дача использовался все реже. И вот, спустя 11 лет после развода Марьяна с дочкой решили:

- Давай дом продавать.

Но покупатель, посмотрев документы, сказал:

- Вы развелись в 2010 году, а дом купили в 2006 году. Так что это совместная собственность, надо нотариальное согласие мужа на раздел имущества.

Марьяна с Максимом не ругалась, даже созванивались, с праздниками друг друга поздравлялись, у дочки на всяких праздниках встречались.

И Марьяна позвонила бывшему мужу:

- Максим, такая история, хотим дом продавать, дай нотариальное согласие на продажу.

- А мне что с этого будет?

- Дочке отдадим, пусть ипотеку погасят на двухкомнатную, да внучке в однушку вложатся, там совсем немного надо будет кредитом взять. А если студию возьмут в новостройке, то и вообще без кредита обойдутся.

- Хорошо, дам согласие.

Они встретились, и пока ждали, Максим жаловался:

- Как развелись, я даже не рад был. Она все время просит денег: то на фитнес, то на бассейн, то на косметику, то еще куда.

- Так молодая и красивая девочка, поддерживает себя.

- Готовить не хочет, типа устает после работы. Ты так все успевала, да и денег не просила. Потом ребенок родился. Он постоянно кричит, она мне его на выходных и вечером пихает. А у меня ответственная работа, мне отдохнуть надо. Я дошел до того, что перед совещаниями снимаю номер в отеле с ночёвкой, чтобы меня никто не дёргал. А она скандалит.

- Ты сам выбрал, и все люди разные.

Марьяна пожала плечами, разговор ей был неприятен. Сам выбрал, а теперь жалуется. Взяла нотариальное согласие. Дом с участком продала, деньги дочке отдала. А через пару месяцев позвонил Максим:

- Марьяна, я тут подумал, мы с тобой так славно жили, давай опять сойдемся.

- Ты решил, что я – более экономный вариант? Денег прошу мало, дома тебя обслуживала, тишина и покой? Нет, я не готова. Разошлись так разошлись.

- Тогда, где моя половина?

- Какая половина?

- От продажи дома, а там больше миллиона.

- Мы же договорились, что отдадим дочке.

- Я передумал, давай мне мой миллион.

- Нет у меня таких денег.

- Я по суду взыщу.

- Взыскивай.

Марьяна проконсультировалась с юристом, сняла все накопления. Закрыла счета, оставив только зарплатный и тот, на который пенсия поступает.

Максим подал иск в суд:

- Прошу суд взыскать в мою пользу с Марьяны денежные средства в размере 1 140 000 рублей, судебные расходы в размере 11 700 рублей. Мы с 1981 года по 2010 год стороны состояли в зарегистрированном браке. В период брака нами был приобретен земельный участок, жилой дом, общей площадью: 51,7 кв. м, а также строения и сооружения. После расторжения брака раздел имущества, между нами, не производился, спора о порядке пользования имуществом не имелось, поэтому в отношении него сохранялся режим совместной собственности, однако, Марьяна выразила желание продать вышеназванное совместное имущество, в связи с чем, получила мое нотариальное согласие. В 2021 году был подписан договор купли-продажи, согласно которому вышеуказанное имущество было продано за 2 280 000 рублей, но половину денежных средств, вырученных от продажи совместно нажитого имущества, ответчик истцу не возвратила. Ответчик отказывается передавать денежные средства в размере 1 140 000 рублей.

Марьяна в суде заявила:

- Я купила дом в то время, когда мы фактически не проживали, мы расстались в 2006 году, а оформили развод в 2010 году, так что это мое личное имущество.

- Ты обманываешь, мы расстались перед официальным разводом, просто не хочешь мне деньги отдавать.

- Не хочу, потому что дом – мой, я столько лет его содержала, а тебе отдай половину. А участок я вообще в 2016 году зарегистрировала.

Суд их выслушал, рассмотрел документы и решил иск Максима удовлетворить, и взыскать с Марьяны сумму за половину дома и участка.

- А то, что участок зарегистрировали позже, так регистрация носит заявительный характер. Основание для регистрации права на участок – Договор купли-продажи 2006 года, то есть приобретён в браке на совместные денежные средства.

При этом, как указал суд, факт выдачи истцом ответчику нотариально удостоверенного согласия на отчуждение совместно нажитого недвижимого имущества после прекращения между супругами семейных отношений не исключает обязанность Марьяны передать истцу, как сособственнику недвижимого имущества, половину вырученных от продажи этого имущества денежных средств. Оснований для отступления от равенства долей сторон в указанном имуществе суд не усмотрел. Стоимость вышеуказанного имущества сторонами также не оспаривалась.

Марьяна обжаловала это решение, но все осталось в силе.

Дочка сказала:

- Мама, давай ему отдадим эти деньги.

- Не отдам, принципиально. У меня из имущества – единственное жилье – квартира. И пенсия с зарплатой. Напишу, чтобы оставили прожиточный минимум, и пусть взыскивает. Зарплату частично буду закрывать на коллег, оформлюсь на пол ставки.

- Да зачем?

- Затем, что это он мстит, что я не хочу с ним обратно жить. А мне противно. Он же не от любви, а хочет, чтобы было экономно и удобно. Старость приходит, с молодкой жить не хочется, вот и решил удобства найти. Нет, денег не дам.

Дочь попыталась поговорить с отцом, а тот заявил:

- Не надо мне от тебя никаких денег. Только лично и от Марьяны. А то разговаривать ей со мной противно. Раз противно разговаривать, пусть платит деньги.

Дочь махнула рукой:

- Я даже не знаю, как тут поступить.

Муж ей сказал:

- Не вмешивайся, пусть сами разбираются. Но если что – мы все кредиты погасили, студия строится, деньги от аренды у нас на счету копятся. Возьмём кредит, и отдадим маме.

- Но мама не хочет.

— Это вдруг, если понадобится, тогда возьмём. А может и накопим эту сумму, пока они там разбираются. Там и так за время судебных прилично скопилось.

*имена взяты произвольно, совпадения событий случайно. Юридическая часть взята из:

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 28.06.2022 по делу N 33-10622/2022

Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.