Нужны ли в современных военных конфликтах танки на поле боя или они уже потеряли свою актуальность в эпоху технического и технологического прогресса? Давайте разбираться! Нужны ли танки в современных реалиях ведения боевых действий. Таким вопросом задавались и ранее, например в 1978 году в журнале «Моделист – Конструктор» под таким заголовком вышла статья в ноябрьском номере журнала, где был озвучен данный вопрос. Однако таким вопросом впервые задавались не в 1978г., а еще в далеком 1945 году. И кто бы мог знать, что спустя практически 80 лет, данный вопрос возникает вновь.
Изначально танк создавался как средство преодоления переднего края обороны противника, предназначенная для выхода из позиционного тупика. Танк должен был двигаться со скоростью пехотинца по изрытым воронками поля боя, преодолевая ямы и вертикальные насыпи. Поэтому верхняя точка его гусеницы располагалась достаточно высоко, а сзади крепился хвост, который препятствовал опрокидыванию при подъёме на отвесные поверхности. А также, способствовал преодолению более широких рвов. После прорыва переднего края, танк отводился в тыл для ремонта и дозаправки. Развитие же успеха в глубине обороны противника с помощью танков не предусматривалась, поэтому даже запас топлива был минимален.
Этой концепции идеально соответствовал танк «Рено ФТ».
Но во время Гражданской войны в России, позиционного тупика не было и «Первая Конная Армия» проходила в среднем по 40 км в сутки. В отдельные дни преодолевали до 70 км. И на основе опыта Семёна Михайловича Будённого, военный теоретик Владимир Кириакович Триандафиллов создал теорию глубокой операции в соответствии с которой вскоре изменились и внешний вид и предназначение танка. В своём основном труде впервые вышедшем в 1929 году, Триандафиллов предлагал усилить продвигающиеся по тылам противника конные и самокатные части, тем что он тогда называл «Скороходные танки». Правда, на тот момент, когда об этом писал Триандафиллов, ни в одной армии мира никаких «Скороходных танков» ещё не существовало.
Однако, как раз в то самое время, когда он писал эти строки, именно такой танк создавал бывший американский автогонщик 63 летний Уолтер Кристи. Он конструировал в 1900-е годы для своих автогонок оригинальные автомобили. А В 1924 создавший первый в мире плавающий танк. Далее в 1928 году этот самый Уолтер Кристи создаёт прототип того самого «Скороходного танка». Знал ли об этом Триандафиллов, доподлинно неизвестно, но менее чем через год после выхода до основополагающего труда Триандафиллова, его непосредственный начальник являющийся начальником Генштаба, будущий маршал Шапошников, заместителем которого служил тогда Триандафиллов, включил в программу зарубежной поездки комиссии Халебского.
Отправляйся в Англию для закупки прототипа будущего танка «Т-26» шести тонного танка фирмы «Vickers». Ещё и посещение США, где Халебскому поручалось оценить на месте перспективы танка Уолтера Кристи. В случае если эти перспективы будут по его мнению перспективными закупить два экземпляра этой перспективной машины.
На основе закупленных экземпляров был создан сначала танк «БТ-2», который потом модернизировали в «БТ-5», превратившийся в последствии, в «БТ-7». Но если Триандафиллов погибший 12 июля 1930 года в авиакатастрофе, предполагал, что «Скороходные танки» будут иметь скорость от 25 до 40 км/ч, то танки серии «БТ» разгонялись порой и до 72 км/ч. А учитывая то, что в отличие от лошадей и людей они ещё и не уставали.
На первых же учениях, выяснилось, что ни кавалерия ни тем более самокатчики, то есть по современной терминологии велосипедисты, успевать за ними не смогут. Поэтому и было решено пускать «БТшки» в прорыв в составе самостоятельных однородных танковых соединений. При этом танки прорыва и танки сопровождения пехоты никуда не делись, поскольку было ясно, что гнать на передний край обороны противника такой слабо бронированный танк как «БТ» совершенно недопустимо. Правда и основной, пехотный танк «Т-26», тоже обладал лишь противопульным бронированием. Идею Советских генштабистов вскоре заимствовали англичане, увидевшие танки «БТ-5» на полигоне в Кубинке во время учений.
Они закупили у Уолтера Кристи точно такой же танк, поставили на него точно такой же двигатель Liberty, советская копия которого стояла на «БТшках» и запустили в производство танк «Crusader»? относимые к так называемым крейсерским танкам, то есть Танкам, действующим независимо от других родов войск. Правда у «Crusader», при этом при менее чем 20 тонной массе была вполне себе среднетанковая броня. Что позволило ему, потом успешно действовать в ливийской пустыне до середины 1942 года.
В это же время, с оглядкой на русских и британцев свою танковую теорию разрабатывал и Хайнц Гудериан. Но если в первоначальной теории Триандафиллова танки должны были сопровождать кавалерию, чтобы помогать ей, сломить сопротивление пехоты внезапно встреченный в оперативной или стратегической глубине, то по первоначальной мысли Гудериана, танки должны были передаваться мотопехоте, чтобы защищать её от атак польской или Советской кавалерии. Но из-за краткости периода, подготовки к войне отпущенного немцам историей танки прорыва до её начала у них так и не появились. И те танки которые должны были быть исключительно крейсерскими, вынуждено стали универсальными. Сначала они участвовали в прорыве обороны, а потом та их часть которая не была потеряна при этом прорыве, развивала наступление в оперативной и стратегической глубине.
В середине 1930-х годов Советский Союз стал крупнейшей танковой державой, количество танков в Красной Армии измерялось десятками тысяч, но в том самом 1936 году, многие страны и их генералы восхищались танками «БТ-5» на советских манёврах поражаясь их возможностям. Однако совсем скоро началась Гражданская война в Испании, и первые же бои присланных на подмогу республиканцам советских танкистов выявили беззащитность всего советского танкового парка перед лёгкой, манёвренной, дешевой тридцати семи миллиметровой германской противотанковой пушкой «ПАК – 36».
А поскольку Германская пехота была этими пушками плотно насыщена Советскому руководству стало понятно что Чёртова уйма народных денег превратилось в металлолом. Это стало одной из причин масштабных чисток в рядах командования Красной армии. Не избежал репрессий и внедрявший легкобронированные танки, но знавший при этом о наличии у противника многочисленных противотанковых вооружений – начальник вооружения Красной Армии – Иннокентий Холепский. А конструкторы Кировского, Харьковского и Ленинградского паровозостроительных заводов, принялись конструировать танки нового поколения, создавая взамен морально устаревшего «Т-26», танк «Т-50», взамен «Т-28» и «Т-35» танк «КВ». А взамен танков «БТ», серию экспериментальных танков вылевшуюся в конце концов в создание танка «Т-34».
Заканчивала войну «Тридцать четвёрка» уже почти в одиночестве, объём выпуска заканчивавшего всего вместе с ней Вторую мировую войну танк «ИС-2» составил от объёма выпуска всех модификаций «Т-34» лишь 5,5%. Но после окончания войны, стали раздаваться голоса о бесполезности танков в новых условиях. И скорее всего, мало кто знает, что в 1946 - 1947 годах танки практически не производились даже в Советском Союзе.
Отменят ли использование, и производство танков в наше время я расскажу в следующей публикации, в которой будет представлено много интересной информации, о которой мало кто говорит.
Не забывайте подписываться на мой канал, впереди очень много новых и интересных публикаций. Так же не забывайте поставить лайк на данный материал! Автору будет очень приятно! Всем спасибо!!!