Многие годы 3 сентября интернет заполоняют надоевшие мемы с отсылками к одноименной песне Михаила Шуфутинского. Все зашло настолько далеко, что дата превратилась в народный праздник — Шуфутинов день. С чего все началось, кто написал знаменитый шлягер и как сам артист относится к такой славе «Третьего сентября», разбирался ОТР.
«Третье сентября» написал не Шуфутинский
У россиян песня «Третье сентября» прочно ассоциируется с Михаилом Шуфутинским, но ее текст написал не он. Авторство принадлежит композитору и певцу Игорю Николаеву, а музыку создал Игорь Крутой. История умалчивает, когда именно написали песню, но шансонье впервые исполнил ее в 1993 году, а в 1994-м она вышла на его сольном альбоме «Гуляй, душа».
Как рассказывал Игорь Николаев в своих соцсетях, дата 3 сентября в песне не отсылает ни к каким реальным событиям. Просто строчка с ней хорошо легла на мелодию Крутого. А затем сюжет развился до того, что в тексте появилось 2 сентября, когда у героев композиции все еще было «всерьез», передал РБК.
Рик Росс и шутка про перевернутый календарь
Мемы про «Третье сентября» часто обходятся без самого текста песни, но почти всегда включают фото Шуфутинского. Хотя на первоисточнике был не он. Согласно одной из популярных версий, в 2011 году какой-то пользователь Сети взял фото американского репера Рика Росса и написал на нем фразу «Я календарь переверну, и снова третье сентября».
Эта картинка быстро разошлась по российскому сегменту интернета: многие заметили, что у Рика Росса и Михаила Шуфутинского действительно есть что-то общее. По мнению пользователей, сходство проявляется в форме бороды, комплекции и чертах лица. Очень скоро интернет заполонила целая лавина мемов, а песню «Третье сентября» стали перепевать российские и иностранные исполнители.
Самые известные мемы Шуфутинова дня
Россияне поздравляют друг друга с днем перевернутых календарей и говорят, что чувствуют запах костров рябин. Все это — отсылки к тексту песни. В мемах могут использовать фото самого Шуфутинского, например, с надписью «ты пускаешь людей в свою жизнь, а они переворачивают твои календари». На другой популярной картинке изображен Боромир из фильма «Властелин колец», который сообщает пользователям, что «нельзя просто так взять и не послушать Шуфутинского 3 сентября».
Еще один известный мем представляет собой целый комикс. На первом изображении написано, что объекты в боковом зеркале авто ближе, чем кажутся. На второй картинке нарисован водитель в тревоге, а на третьей и четвертой — Шуфутинский в майке с надписью «Третье сентября», неумолимо приближающийся в зеркале.
Смешных картинок на эту тему очень много. Народное творчество достигло таких масштабов, что появилась даже отдельная ветка мемов про то, как надоели мемы про «Третье сентября». Например, пользователи сделали фотожабу на основе известного кадра из фильма Стена Кубрика «Сияние». В сцене, где обезумевший главный герой рвется к своей жене с топором, его заменили на Шуфутинского. А место орудия занял календарь.
Бренд «Третье сентября»
В 2022 году Игорь Николаев решил зарегистрировать бренд «Третье сентября». Как сообщало агентство «Москва», певец подал заявку в Федеральную службу интеллектуальной собственности. В ней он сообщил, что собирается выпускать под новым брендом музыкальную продукцию и оказывать услуги онлайн-сервисов для скачивания музыки и фильмов.
Отношение к песне «Третье сентября»
Михаил Шуфутинский выпустил эту песню в 1993 году. Тогда ее восприняли как проходящую, никто не думал, что она станет хитом, рассказал ОТР продюсер и музыкальный критик Павел Рудченко. То, что произведение в итоге стало мемом, добавило ему невероятной популярности. Люди любят эту песню.
«Сейчас [3 сентября] — ну прямо красный день календаря, многие даже отмечают этот праздник», — отметил эксперт.
Как относятся слушатели
«Третье сентября» в исполнении Шуфутинского звучит очень душевно и трепетно. Своей подачей артист вдохнул в песню жизнь. Видимо, в этом и причина того, что из года в год ее вспоминают миллионы людей, предположил Рудченко.
«Когда ее услышали многие, не определенное количество человек в самом начале, а когда услышала большая часть нашего населения, Михаил Шуфутинский тронул их сердца. Мелодия легко запоминающаяся, ложится хорошо на слух, и текст понятный, такой вот, вполне ко времени», — сказал музыкальный критик.
Он подчеркнул, что в популярности песни есть особая заслуга Шуфутинского. Потому что нередко бывает так, что текст и музыка хороши, а плохое исполнение мешает композиции стать хитом. Да и в мемах чаще всего фигурирует сам певец, а не текст песни, добавил Павел Рудченко.
Поток смешных картинок разделил россиян на два лагеря: одни воспринимают их и прослушивание песни как забавную традицию, а другим это успело сильно надоесть. Поэтому в 2020 году соцсеть «ВКонтакте» решила защитить пользователей от шуток. Администрация настроила умную ленту так, чтобы их можно было скрыть.
В том же году жительница Петербурга запустила петицию с призывом законодательно запретить ротацию «Третьего сентября» на радио и телевидении. Она настаивала и на том, чтобы в соцсетях прекратили распространять мемы и шутки на эту тему.
«Сколько можно это терпеть и любоваться “листом календаря” и “кострами рябин”!» — говорится в обращении.
Но, судя по тому, что петиция набрала всего 225 подписей, россияне оказались не готовы к таким радикальным мерам.
Что говорит Михаил Шуфутинский
Михаил Шуфутинский не видит ничего плохого в том, что его песня, а заодно и он сам стали мемом. По словам артиста, смешные картинки сделали ему бесплатную рекламу, о чем можно только мечтать. Он добавил, что еще с далекого 1993 года исполняет «Третье сентября» на каждом концерте в первый месяц осени.
«Песня удалась, я ее полюбил с первого взгляда, как говорится. Она мне нравится», — признался Шуфутинский.
А вот инициатива «ВКонтакте» относительно запрета мемов к 3 сентября певцу не понравилась. В интервью РБК он назвал ее «глупостью» и добавил, что шутки еще никому не вредили.