Самая густонаселенная страна Центральной Азии использует ископаемое топливо для производства электроэнергии. Но в ближайшие несколько лет Узбекистан планирует сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. По данным Всемирного банка, для одной из стран мира с самым высоким уровнем выбросов углекислого газа это станет непростой задачей. Одной из составляющих стратегии перехода на «зеленую» экономику являетсяпоощрение использования электромобилей.
Пять лет назад страна отменила акцизные и таможенные пошлины на электрические и гибридные автомобили. По некоторым оценкам, это привело к снижению стоимости покупки электрокара почти в два раза. За последние три года продажи электромобилей в Узбекистане выросли в 10 раз.
Для Тимура Чутбаева из Ташкента низкая цена стала главным стимулом для покупки его первого электромобиля. «Из-за своей работы я много путешествую и успел поездить на разных машинах, — сказал Чутбаев в интервью CNN. — Если сравнивать аналогичные модели или схожий ценовой диапазон, то сейчас дешевле купить не бензиновый автомобиль, а электрический».
Зарядка электромобиля также обойдется дешевле, чем заправка дизельного или бензинового, поскольку в Узбекистане одни из самых низких в мире цен на электроэнергию, которые в значительной степени субсидируются правительством. По словам Чутбаева, зарядка на 500 км пробега обходится ему в $5.
В прошлом году в Узбекистане было продано чуть более 25 тыс. электромобилей из 1,7 млн общего числа проданных во всем мире. Из них более 90% поступили из Китая, причем доминирующую роль в импорте сыграла компания BYD из Шэньчжэня, один из крупнейших производителей электромобилей в мире.
В июне BYD начала производство подключаемых гибридов в Джизакской области Узбекистана. Производственная мощность завода составляет 50 тыс. автомобилей в год, они будут продаваться по всей Центральной Азии. Это были первые легковые автомобили, которые BYD выпустила за пределами Китая.
Местный дилер электромобилей Megawatt Motors, начав свою деятельность в 2019 году, импортировал целый ряд брендов, а теперь предлагает исключительно автомобили BYD. Генеральный директор Александр Абдуллаев рассказал, что раньше компания с трудом реализовывала электрокары. В основном это было связано с отсутствием инфраструктуры для их зарядки.
«Мы считали, что электромобили, по крайней мере без зарядных станций, очень сложно продвигать. Поэтому мы установили 10 зарядных станций в городе Ташкенте и в нескольких областях», — добавил он.
По словам Абдуллаева, его компания предоставляла бесплатное электричество в течение примерно двух лет. В 2020 году компания начала предоставлять услуги по ремонту всех электрических и гибридных автомобилей, что должно было сформировать лояльную базу клиентов.
Постепенно, по его словам, электромобили становятся все более популярными и доступными в Узбекистане. Сегодня по всей стране работают сотни зарядных станций, построенных компанией Megawatt Motors и другими местными операторами.
Но увеличения доли электромобилей на дорогах недостаточно, чтобы страна достигла поставленной на 2030 год цели — сократить выбросы на единицу валового продукта (ВВП) на треть по сравнению с уровнем 2010 года.
«Это значительное увеличение обязательств, — сказал Дэвид Найт, ведущий экономист Всемирного банка по странам Центральной Азии. — Все, что она может сделать для повышения эффективности своего производства и сокращения выбросов, будет иметь большое значение, особенно в условиях быстрого роста».
В 2021 году более 80% электроэнергии в стране вырабатывалось за счет сжигания природного газа — ископаемого топлива, способствующего изменению климата. Однако инвестиции в гидроэнергетику и солнечные технологии растут. «Доля возобновляемых источников энергии в Узбекистане растет довольно быстро — с 12% пять лет назад до 20% на сегодняшний день», — говорит Найт.
Он отмечает, что стоимость электроэнергии может начать расти, чтобы покрыть себестоимость производства и финансировать дальнейшие реформы в энергетическом секторе. В мае этого года тарифы на электроэнергию и газ повысились впервые с августа 2019 года. В будущем повышение эксплуатационных расходов может повлиять на продажи электромобилей.
«Мы пережили скачок, который некоторые страны совершают за 10–15 лет», — говорит Абдуллаев. По его прогнозам, в будущем Megawatt может даже продавать электромобили отечественных брендов.
«Узбекистан развивал и продолжает развивать автомобильное производство с 1995 года. Теперь будет проще перейти на этап производства электромобилей, и все это будет происходить быстрее, — добавил он. — Все возможно».
Ранее китайский производитель электромобилей BYD сообщилоб увеличении чистой прибыли во втором квартале 2024 года благодаря расширению своего лидерства на рынке, несмотря на то что компания вела затяжную ценовую войну с агрессивными скидками на свои самые продаваемые модели. Чистая прибыль BYD в апреле — июне достигла $1,3 млрд, что на 32,8% больше, чем годом ранее, а выручка выросла на 25,9%, говорится в сообщении компании.