Найти тему
Lace Wars

Когда природа - злейший враг: как русские корабли садились на мель

Навигационные ошибки: когда компас врет

Морская стихия всегда была непредсказуемой, но порой самые серьезные аварии случались из-за банальных человеческих ошибок. В 1868 году 51-пушечный винтовой фрегат "Александр Невский" сел на мель у побережья Ютландии. Причиной стало неизвестное течение, повлиявшее на курс. Вице-адмирал К.Н. Посьет решил идти под парусами, не используя паровой двигатель. Командир корабля считал это решение неверным, но не посмел перечить начальству. В результате фрегат налетел на банку и был разбит волнами. Из 774 человек команды погибли только шесть, но сам корабль спасти не удалось.

Подобные истории случались и раньше. В 1796 году фрегат "Архангел Михаил", возвращаясь из Северного моря, сел на камни у полуострова Паркалаут. Командир не учел сильное течение, которое снесло корабль на 6 миль от расчетного курса. Фрегат получил серьезные повреждения и затонул. Интересно, что командир был оправдан, несмотря на потерю корабля.

Но, пожалуй, самый нелепый случай произошел в 1981 году с советской подлодкой "С-363". Из-за выхода из строя навигационных приборов она сбилась с курса и села на мель у берегов Швеции, в двух километрах от секретной военной базы. Ошибка в определении местоположения составила целых 57 миль! Этот конфуз получил широкую огласку в мировой прессе, а лодку в шутку прозвали "Шведский комсомолец".

Незнание фарватера тоже нередко приводило к бедам. В 1915 году линкор "Севастополь" сел на мель на стратегическом фарватере из-за того, что командир слишком поздно начал поворот. Корабль принял свыше 350 тонн воды, а его ремонт обошелся в 555 590 рублей - огромную по тем временам сумму.

А в 1917 году линкор "Петропавловск" налетел на камень, потому что экипаж неверно определил свое местоположение в темноте. Попытки сняться с мели своими силами не увенчались успехом, и только с помощью ледоколов "Ермак", "Царь Михаил Федорович" и "Петр Великий" удалось спасти корабль.

Даже самые современные на тот момент корабли не были застрахованы от подобных ошибок. В 1904 году новейший крейсер "Богатырь" сел на мель у мыса Брюса из-за неверного определения местоположения в тумане. Крейсер плотно сел на камнях, поднявшись носом почти на 2 метра. Повреждения оказались настолько серьезными, что корабль вышел из строя на длительное время. Этот случай серьезно ослабил Владивостокский отряд крейсеров в разгар Русско-японской войны.

Человеческий фактор: когда море прощает не всё

Порой причиной аварий становилась элементарная халатность командиров. В 1942 году эсминец "Шаумян" выскочил на каменную гряду у мыса Тонкий из-за "грубых нарушений правил штурманской службы". Командир корабля С.И. Федоров и штурман Л.Н. Полянский поплатились за это - их осудили на 7 и 10 лет соответственно. В военное время к таким ошибкам относились особенно строго. Корабль не удалось спасти, и он был полностью разрушен штормом.

Бывало, что командиры теряли бдительность в самый неподходящий момент. В 1914 году тральщик "Метеор" налетел на риф, когда его командир в момент поворота был ослеплен лучами солнца, вышедшего из облаков. На несколько секунд он потерял управление кораблем, и этого хватило для аварии. Корабль затонул за 10 минут, унеся жизни семи человек.

А в 1916 году эсминец "Забияка" сел на мель, потому что его капитан перепутал навигационные знаки. В результате корабль получил серьезные повреждения, включая пробоины в корпусе и потерю руля. Ремонт занял несколько месяцев.

Чрезмерная самоуверенность тоже приводила к бедам. В 1935 году подлодку "Щ-103" во время шторма перебросило через каменную гряду на отмель близ острова Бойль в Уссурийском заливе. Командование не учло силу стихии, и в результате оказались затоплены все отсеки лодки. Несмотря на попытки спасения, которые продолжались почти год, лодку в итоге пришлось разобрать на детали.

Особенно опасными были ситуации, когда командиры скрывали проблемы от начальства. В 1972 году спасательное судно "СС-44" село на мель у мыса Коровий. Его капитан долго не сообщал о намотавшемся на винт тросе, упустив время для спасения корабля. В итоге судно оказалось выброшено на скалистый берег и полностью разрушено. Весь экипаж удалось спасти, но корабль восстановлению не подлежал.

А вот история с крейсером "Изумруд" в 1905 году и вовсе похожа на трагедию. После Цусимского сражения корабль героически прорвался сквозь японское окружение, но из-за навигационной ошибки командира сел на мель в бухте Владимира. Несмотря на то, что корабль не получил серьезных повреждений, командир, опасаясь захвата японцами и не имея возможности снять корабль с мели, принял тяжелое решение взорвать его. Так один из немногих уцелевших в сражении русских кораблей был потерян из-за паники и неверной оценки ситуации.

Технические проблемы: когда железо подводит

Не всегда в авариях был виноват только человеческий фактор. Порой подводила и техника. В 1941 году у подлодки "Щ-318" вышел из строя гирокомпас, из-за чего она в шторм потеряла ориентацию и села на мель. А в 1978 году опытовое судно "Байкал" разбилось о камни, потому что после ремонта не успели уничтожить девиацию магнитных компасов, а гирокомпас не вошел в меридиан. Спешка при подготовке к выходу в море могла стоить очень дорого. "Байкал" получил серьезные повреждения и был полностью потерян.

Бывало, что к бедам приводили конструктивные недостатки кораблей. Броненосец "Гангут", построенный в 1894 году, считался самым нелепым кораблем российского флота. Моряки в шутку говорили о нем: "Одно орудие главного калибра, одна труба, одна мачта - одно недоразумение". В 1897 году он сел на мель у острова Гогланд. Хотя корабль удалось снять с мели, он получил серьезные повреждения. Этот случай показал все недостатки конструкции корабля и ускорил его вывод из состава флота.

Несовершенные карты тоже создавали проблемы. В 1904 году крейсер "Громобой" налетел на не обозначенную на картах банку Клыкова в заливе Посьет. Крейсер получил серьезные повреждения подводной части корпуса на протяжении почти 50 метров. А в 1915 году крейсер "Рюрик" сел на камни в районе, где по картам не было никаких опасностей. В результате корабль принял около 2700 тонн воды и был выведен из строя на 89 суток.

Интересный случай произошел с линкором "Петропавловск" в 1916 году. Корабль сел на мель из-за неисправности рулевого управления. Казалось бы, такая важная система должна быть надежной, но даже она может подвести в самый неподходящий момент. Линкор удалось спасти, но он потребовал серьезного ремонта.

А вот крейсер "Олег" в 1908 году и вовсе стал жертвой целой серии технических проблем. Сначала он сел на мель из-за неисправности в системе управления. Затем попытки снять его с мели осложнились тем, что постоянно рвались буксирные тросы. В итоге крейсер удалось спасти только через несколько дней, и то с помощью целой флотилии других кораблей. Ремонт корабля занял несколько месяцев.

Погодные условия: когда стихия сильнее человека

Нередко к авариям приводили сложные погодные условия. Особенно коварными были туманы и снегопады. В 1917 году эсминец "Новик" на полном ходу врезался в камни, потому что из-за тумана не заметил берег. Корабль получил серьезные повреждения днища, но, к счастью, обошлось без жертв. А в 1978 году "Байкал" разбился о скалы, двигаясь в сплошном снежном заряде. Все 136 человек на борту удалось спасти, но сам корабль был потерян.

Штормы тоже представляли огромную опасность. В 1935 году подлодку "Щ-103" просто перебросило через каменную гряду на отмель. А в 1941 году сильное волнение не позволило вовремя снять с мели эсминец "Шаумян". В итоге корабль был полностью разрушен. Эти случаи показывают, что даже самые современные корабли могут быть беспомощны перед силами природы.

Лед создавал свои проблемы. В 1917 году транспорт "Ша" сел на мель из-за тяжелого льда. Спасательные работы превратились в настоящий кошмар - корабль постоянно вмерзал в лед. Несмотря на все усилия, спасти "Ша" не удалось, и он остался на камнях в безнадежном состоянии.

Иногда беда приходила не одна. В 1972 году спасательное судно "СС-44" стало жертвой сразу нескольких напастей. Шторм, темнота и обледенение - все это в совокупности привело к тому, что судно оказалось выброшено на скалистый берег. Экипаж удалось спасти, но корабль был полностью разрушен.

Даже императорские особы не были застрахованы от капризов природы. В 1907 году яхта "Штандарт" с царской семьей на борту села на мель в финских шхерах во время тумана. Несмотря на присутствие опытного лоцмана, яхта налетела на не обозначенный на карте камень. К счастью, яхту удалось снять с мели и отремонтировать, но этот случай вызвал настоящий скандал в высших кругах.

Линкор "Императрица Екатерина Великая" в 1916 году тоже попал в неприятную ситуацию. Возвращаясь с задания в условиях плохой видимости, корабль на 15-узловом ходу приблизился к бонам Севастопольской бухты. Несмотря на попытки остановиться, инерция была слишком велика. Линкор носом приткнулся к ряжам, намотав трос на винт и повредив лопасть.

Внезапные шквалы тоже могли стать причиной трагедии. В 1904 году пароход "Куба" попал в такой шквал у мыса Шоулан. Из-за густого тумана и сильного ветра корабль потерял управление и налетел на камни. Пароход переломился и затонул, унеся жизни 22 человек. Этот случай стал одним из самых трагических в истории русского флота начала XX века.

Даже подводные лодки не были застрахованы от капризов погоды. В 1914 году лодки "Аллигатор" и "Акула" сели на мель при выходе из Соэлозунда из-за сильного течения и плохой видимости. "Акула" смогла сняться самостоятельно, а "Аллигатор" пришлось снимать с помощью канонерской лодки "Храбрый".

Ночное время суток тоже создавало дополнительные риски. В 1916 году эсминец "Новик", следуя в тумане ночью, наскочил на камни у острова Оденсхольм. Корабль получил серьезные повреждения днища, и его пришлось буксировать в док для ремонта.

Иногда даже опытные экипажи становились жертвами неожиданных погодных явлений. В 1915 году крейсер "Рюрик" попал в сильный шторм в Балтийском море. Волны были настолько высокими, что корабль трижды ударился о подводные камни, получив серьезные повреждения корпуса. Несмотря на героические усилия экипажа, крейсер едва не затонул и был выведен из строя на длительное время.

Особенно опасными были ситуации, когда погодные условия менялись внезапно. В 1904 году крейсер "Богатырь", возвращаясь с боевого задания, попал в густой туман. Командир, полагаясь на свой опыт, решил продолжить движение, но в результате корабль сел на мель. Попытки сняться с мели привели лишь к еще большим повреждениям, и в итоге крейсер пришлось оставить до следующей навигации.

Зимние условия создавали свои уникальные проблемы. В 1899 году крейсер "Громобой", только что вышедший с завода, столкнулся с тяжелыми льдами в Финском заливе. Попытка пробиться сквозь лед привела к повреждению 980 листов медной обшивки.

Иногда погода становилась причиной целой серии аварий. В октябре 1916 года сразу несколько кораблей Балтийского флота пострадали из-за штормовых условий. Линкор "Севастополь" сел на мель, а эсминцы "Забияка" и "Орфей" получили повреждения при попытке оказать ему помощь. Эти события привели к серьезному пересмотру правил навигации в сложных погодных условиях.

Даже в мирное время погода могла стать причиной серьезных инцидентов. В 1972 году спасательное судно "СС-44", участвовавшее в операции по спасению другого корабля, само стало жертвой шторма. Судно было выброшено на берег и полностью разрушено.

Интересно, что иногда погодные условия становились причиной не только аварий, но и международных инцидентов. В 1904 году во время Русско-японской войны крейсер "Аврора", попав в густой туман, случайно обстрелял британские рыболовные суда, приняв их за японские миноносцы. Этот инцидент, известный как "Гулльский инцидент", едва не привел к войне между Россией и Великобританией.