Автор: Николай Чувиков
Ситуация: вы сидите дома, пьёте чай, закусываете его вкусным масляным печеньем, слушаете новый альбом Leprous, попутно пытаясь понять, нравится он вам или нет, а в соседней комнате ваши жена и дочка играют в "путешественников" (объяснять правила этой игры сложнее чем музыкальную стилистику Девина Таунсенда, так что давайте опустим их). Внезапно раздаётся звонок, и вы нехотя отрываете свой центр тяжести от кресла и плетётесь в сторону входной двери. По какой-то странной причине вы не смотрите в глазок, а сразу же отодвигаете засов, тем самым снижая свой уровень комфорта и безопасности до минимума. Железная дверь уступает место нестерпимо яркому свету лестничной клетки, и на пороге квартиры оказываются два пост-готичных персонажа с чёрно-белым макияжем и тоскливо-трагедийным выражением серых глаз. Они смотрят на вас просяще и трепетно, и один тут же произносит:
-. Здравствуйте, у вас есть время поговорить о дарк-уэйве?
Скорее всего, после этого невинного вопроса вы громко захлопнете дверь и может быть даже вызовете полицию - ибо что тут всякие бестолочи шляются?
Воистину, дарк-уэйв - не самый популярный жанр 2024 года. Более того, я готов поспорить, что он никогда не пользовался особой популярностью. Dead Can Dance, Clan Of Xymox, Deine Lakainen, L’Âme Immortelle, Faith Amd The Muse, - всё это хорошо, и все эти коллективы определённо выделяются на фоне своих многочисленных конкурентов, однако не стоит отрицать, что даже их популярность всегда оставалась исключительно андеграундной и локальной. Более того, не смотря на экспериментальность и непредсказуемость творчества некоторых (ключевое слово здесь - "некоторых") вышеперечисленных музыкальных проектов, многие музыкальные критики (например на сайте Allmusic) недвусмысленно намекают на то, что дарк-уэйв давно себя изжил. Моё же лично отношение к Darkwave можно описать тем самым непонимающим пожатием плеч - с одной стороны, мне нравятся отдельные опусы у отдельных команд, но, с другой стороны, я всегда считал этот жанр каким-то несовершенным или даже незавершённым.
Ярким же выразителем моих идей по поводу дарк-уэйва является итальянская группа Dperd. Их ранние альбомы, такие как "Regalerò Il Mio Tempo" и "Io Sono Un Errore" могут похвастаться меланхоличной и мечтательной атмосферой, а также вполне неплохими мелодиями, но я не могу придумать ни одного довода, почему я бы стал слушать эти работы на постоянной основе. Очевидная искусственность саунда, однообразие аранжировок, общая музыкальная невыразительность, - примерно так я воспринимаю подавляющее большинство Darkwave-групп, и Dperd не являются исключением. Справедливости ради стоит отметить, что рассматриваемый нами сегодня итальянский дуэт начал аккуратно заигрывать со сторонними жанрами в поисках нового саунда и в надежде на самоидентификацию. За счёт этого их пластинки "Allein" и "Monsters" стали очевидно гораздо более интересными для прослушивания и анализа, но до сих пор Dperd не хватало последнего шага - отважного и уверенного, того, который превратил бы их музыку в нечто уникальное.
Однако, на днях я прослушал их новый альбом "Choices" и понял, что итальянцы наконец-то "разродились". Начиная с феноменально звучащего джазового саксофона на "Another Chance" и заканчивая драматичным сочетанием эмоционального вокала и психоделического гитарного перебора на "Only Tonight", Dperd смогли добиться своего и подарили миру альбом, который доказывает, что Darkwave всё ещё способен на развитие и на покорение слушательских сердцев.
"Choices" - альбом концептуальный и гораздо лучше воспринимается как цельное произведение, без деления на песни и отрывки. Концепция уходит глубоко в человеческую психику и повествует о взгляде музыкантов на человеческое естество и тот ураган эмоций, что бесконечно бурлит в каждом из нас. И если "Amore E Libertà" звучит расслабленно и романтично, то в "A Needed Desire" чувствуется атмосфера волнения и даже отчаяния, а "It's Gone" воспринимается как крик души по растраченному впустую времени. Понятно, что эмоциональный спектр дуэта в основном касается негативных эмоций, но как бы странно ожидать иного от команды, которая исходно заявила свою готическую направленность.
Самым же главным отличием "Choices" от прошлых работ Dperd является синтез этого альбома со сторонними жанрами, при этом подчас очень даже неожиданными. Например, "For Me" является очевидной отсылкой к классическому New Wave, воскрешая в памяти классические песни The Cure ("Lullaby" или "The Caterpillar" например). "A Needed Desire" же наполнена атмосферой французских нео-нуар фильмов, таких как "Альфавиль" и "Конформист". На "Mr. Savage" же ритмика навевает мысли о ранних альбомах Dead Can Dance, а вокальные партии возвращают слушателя в золотые годы готики. Прибавьте к этому нео-классические клавишные партии на "The Night Of The World" и тот самый фантастический саксофон на доброй четверти песен альбома, и вы имеете на руках настоящее жанровое приключение.
При этом не обошлось и без минусов. Как и любой другой концептуальный альбом такого масштаба, "Choices" страдает там, где дело доходит до одинарных треков. Если у вас нет времени слушать эту работу целиком, то, скорее всего, вы просто не поймёте её замысла и посыла. Песни вполне могут показаться простыми, прямолинейными и неразвитыми, хотя на самом деле они лишь являются частью чего-то большего. Это как судить о паззле, рассматривая лишь один из его кусочков. Однако, это, конечно же минус: такие группы как Genesis и Marillion (дурацкое сравнение, согласен, ибо тут речь идёт о дарк-уэйве, а не прогрессиве, но что уж в голову пришло) умудрялись записывать альбомы, которые великолепно воспринимаются как в своё целом, так и фрагментами.
В любом случае, "Choices" - это очевидное доказательство того, что в бледном теле Darkwave-а ещё бьётся сердце, и его можно реанимировать. Dperd смогли внести в свою музыку множество новых элементов, за счёт которых их творчество преобразилось и обогатилось. "Choices" - интересная и многоранная работа, которая при этом вряд ли привлечён к Dperd новых слушателей. А жаль.
__________________________________________________________________________________________ Понравилась рецензия? - а я ещё и книги пишу!
НОВЫЙ ТИРАЖ романа "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" наконец поступил в магазины:
ЗАВЕРШЁННЫЙ черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения ТУТ.
_________________________________________________________________________________________
#dperd #choices #darkwave #Италия