Найти тему
Журнал VictoryCon

Интервью с Грейс Ламберт, музой Джека Веттриано

Даже мало интересующийся живописью человек, наверное, видел работы современного британского художника Джека Веттриано. Кто не помнит «Поющего дворецкого» - картину, на которой роскошная босая незнакомка в алом вечернем платье вальсирует со своим спутником, а двое служащих – дворецкий и горничная – распахнули зонты над танцующими под дождем?

Среди поклонников Веттриано значатся Джек Николсон и сэр Алекс Фергюсон. Его картины стоят дороже загородных домов, а сюжеты насквозь пропитаны страстью, элегантностью и скрытым эротизмом.

Когда я рассматривала картины Веттриано, то ловила себя на мысли: «Как было бы интересно взглянуть на ту, кто вдохновлял художника!» И, знаете, мне посчастливилось не только узнать про эту женщину, но и поговорить с ней о любви, о жизни и об искусстве.

-2

Музу Веттриано зовут Грейс Ламберт. Она не только общественный деятель и талантливый фотограф, но и крайне интересный собеседник.

Из-за пандемии наш разговор состоялся в онлайн-формате, но менее содержательным от этого не стал. Привожу русский текст английского интервью, в который я, ради лучшего понимания того, о чем идет речь, внесла уточнения и исключила несущественные детали.

АВ. Какие жизненные события играют для вас особую роль и, в определенном смысле, формируют ваш образ мышления и действий?

ГЛ. Мне довелось много путешествовать и жить в разных странах. В каждой из них я ощущала себя чужой и вместе с тем глубоко своей. Долгие годы я провела в добровольных скитаниях.

Таким образом, приобретенный опыт, как хороший, так и не очень, превратил меня в человека, обладающего глубоким пониманием чужих радостей и печалей, дал мне возможность сформировать в себе чувство эмпатии к ближним. Я ощутила великую щедрость и доброту, которые подарили мне глубокое чувство веры и любви. Даже в самых сложных ситуациях я могу найти причины быть благодарной. Определенно, это чувство помогло мне стать фотохудожником. Эмоциональная связь с реальностью является для меня залогом успеха хорошей фотосъемки. Я должна испытывать сочувствие ко всем, кого снимаю. У меня в крови – не быть безучастным наблюдателем. Я ищу нечто общее с моделью, чтобы прожить кадр вместе с ней. В получившихся снимках можно услышать биение моего сердца.

АВ. Как вы считаете, новые технологии меняют мир, и если да, то каким образом?

ГЛ. В технологическом прогрессе есть как положительные, так и отрицательные стороны. Когда я смотрю на то, как меняется мир, особенно после covid19, то могу только благодарить новые коммуникативные возможности. Без интернета и таких платформ, как WhatsApp и Instagram, я бы не смогла осуществить проект «Истории изоляции», который начала во время пандемии. В Instagram я могу общаться с сотнями фотографов со всего мира, каждый день делиться своими работами и вместе с другими создавать глобальную историю, фиксируя мировые события. Но когда вы замечаете людей, сидящих в ресторане за одним столом, и общающихся не друг с другом, а при помощи гаджетов, то становится понятным, как технологии увеличили дистанцию и изоляцию. Замечу также, что сейчас появился огромный потенциал для развития человечества, однако мы должны быть более ответственными, заботиться об экологии и находить баланс между новыми достижениями и естественными природными нуждами.

АВ. Когда у вас возникает творческое настроение?

ГЛ. Обычно я просыпаюсь с желанием творить, ведь весь мир вокруг меня наполнен красотой и искусством.

Чтобы творческий порыв не ослабевал, мы должны чувствовать свободу быть самими собой, свободу жить и раскрывать свой талант настолько, насколько это возможно.

АВ. Помните ли вы свою первую фотографию?

ГЛ. Очень хорошо помню, как в одиннадцать лет, собираясь на школьную экскурсию, я попросила у мамы старую пленочную камеру. Помню, как везде таскала эту камеру с собой. Уговаривала одноклассников садиться рядом друг с другом – и так получились мои первые групповые портреты, один из которых я храню до сих пор.

Выходит, я начала фотографировать с подросткового возраста. И это такое счастье видеть, как люди улыбаются, когда смотрят на старые снимки, как семьи собираются за просмотром альбомов с фотографиями прошлых лет, вспоминают и рассказывают истории! Уже в детстве я ощутила то, какое волшебство заложено в искусстве фотографии! Ведь его основой является развитие чувства любви и признательности к истории своей семьи, страны и мира.

АВ. Продолжите фразу: я никогда не буду фотографировать ... и почему

ГЛ. Я никогда не буду снимать сцену, где нуждающийся человек просит о помощи, а я вместо того, чтобы протянуть ему дружескую руку, снимаю на камеру происходящую на моих глазах трагедию. Вопреки всему, я не гоняюсь за хорошими фотографиями. Если я чувствую, что мой внутренний голос против, то никогда не снимаю. Мне также не близка мода и коммерческая фотография. Но к каждой ситуации нужно подходить по-новому, сообразно возникшим обстоятельствам. Соответственно, я бы не стала употреблять слово «никогда».

Я буду фотографировать все, что отвечает моему духовному поиску, что позволяет выразить себя и создать что-то уникальное. Считаю своим долгом привлекать внимание посредством фотографии к каким-либо ситуациям, обучать или вдохновлять на новые идеи. Задачей своего творчества вижу необходимость позитивного влияния, которое моя фоторабота может оказать на общество, сейчас или в будущем. В этом смысле я никогда не возьмусь снимать бессодержательное и поверхностное.

АВ. Что бы вы посоветовали делать и чего не делать начинающим фотографам?

ГЛ. Учитесь человеколюбию. Никогда не бойтесь предлагать новые идеи, даже если, на первый взгляд, они кажутся странными или непонятными. Совершенствуйте свою личность. В каждый снимок фотограф вкладывает частицу себя, поэтому чем богаче вы внутренне, тем подлиннее и ярче выйдет снимок.

Не бойтесь делать ошибки и не стремитесь использовать только автоматические настройки или цифровые камеры. Чтобы стать хорошим фотографом, необходимо понимать основные принципы функционирования фотокамеры и законы фотопечати. Я начинала работать с пленочной техникой и была вынуждена проводить много времени в темной комнате, проявляя снимки. Этот утомительный процесс научил меня выявлять ошибки и не повторять их снова. А вообще, я считаю, не нужно давать советы новичку. Мы учимся на собственных промахах.

-3

АВ. Как вы думаете, если художник решает, что он создал шедевр, то его миссия выполнена, или он вообще не был художником?

ГЛ. Настоящий художник проникает в мир божественного и прекрасного. Ему дана привилегия входить в пространство, наполненное сказочными образами и первозданной красотой, великими идеями и тайными мечтами. Когда, сообразуясь с райским миром грез, художник добивается результата, другие люди называют его работу шедевром. Но творец не должен долго наслаждаться успехом, иначе он рискует потерять связь с высшей творческой субстанцией, а, соответственно, и свой талант.

АВ. Кого можно называть настоящим художником?

Для меня это тонко чувствующий человек с богатым воображением и потребностью делиться своими эмоциями. В этом случае зритель сможет пережить чувства, заложенные автором в художественное произведение. Предмет искусства, выполненный настоящим художником, несет в себе идеи, всегда находящие отклик в сердцах других людей. Слушая Моцарта, вы чувствуете его музыку, не всегда догадываясь, что переживал композитор в момент написания мелодии. И, вместе с тем, вы обретаете материальное воплощение красоты звуков. Магия искусства делает вещественной любовь и восхищение миром, трансформируя их в музыку, глину или цветные пигменты.

АВ. Один русский поэт сказал, что день у художника имеет короткую дорогу. Как выглядит ваш распорядок дня? Соблюдаете ли вы определенный режим?

Я стараюсь просыпаться рано. Но бывают дни, когда возникает необходимость работать до поздней ночи. Тогда мое утро начинается позже обычного. Все зависит от обстоятельств. Интересно, что большинство идей приходит ко мне в первые минуты бодрствования. Я вспоминаю сны, готовлю здоровый легкий завтрак, делаю растяжку. Несмотря на то, что мой день, как правило, расписан, я всегда оставляю пространство для маневра. Художнику необходимо улавливать импульсы. В то же время, режим помогает уравновесить творческие порывы, поэтому в моем распоряжении всегда есть несколько сценариев развития дня. Я осознаю, что жизнь состоит из мелочей, формирующих как здоровье, так и траекторию личного развития. Поэтому я концентрируюсь на ежедневных заботах, создавая лучшую версию себя.

АВ. А как не потерять вкус к жизни и как вернуть его, если в душе, все-таки, поселилось разочарование?

ГЛ. Я заметила, что в тяжелые времена мне очень помогает искусство. Оно освещает мой путь, как спасительный маяк указывает маршрут кораблю. Считаю, не стоит бояться череды испытаний, т.к. они позволяют научится новому, извлечь жизненные уроки и, в конечном итоге, увидеть моменты бесконечной красоты. Именно в такие периоды происходит максимальный рост.

АВ. Мы живем в неспокойном, быстро меняющемся мире. Как вы думаете, какая тема в искусстве фотографии никогда не устареет?

ГЛ. Искусство сохранять памятное и запечатлевать важные исторические события. Талант рассказывать истории.

Удачная фотография вдохновляет и обучает, дает шанс еще раз увидеть прожитые эпизоды, дарит возможность переосмыслить их, извлечь новый опыт.

-4

АВ. Расскажите о своих творческих планах на ближайшее будущее.

ГЛ. В прошлом году, когда началась пандемия, я основала фонд, так как поняла, что мне тесно в привычных рамках. Чтобы развивать появляющиеся идеи, мне необходимо больше возможностей, больше пространства. Сейчас фонд развивает проект «Природа вещей», посвященный традициям южной итальянской глубинки. В нынешней ситуации, когда мир готовится выйти из пандемии и начать жить по новым законам, огромную роль играют технологические достижения. Я чувствую, что сейчас, как никогда, важно сделать паузу, принять и понять традиции, лежащие в основе нашей культуры. Традиции, которые, кажется, потерялись из виду. На мой взгляд, мы входим в особый исторический период. Он может стать новым ренессансом, когда искусство и культура снова займут важнейшие позиции. Я хочу быть частью этого поступательного движения и вносить в него свой вклад.

АВ. Если бы это было возможно, с кем из величайших фотографов вы бы поговорили? И о чем.

ГЛ. В первую очередь, с Анри Картье-Брессоном, легендарным французским фотографом, основоположником репортажной съемки и основателем агентства Magnum. Этот мастер всегда был объектом моего восхищения. Я была очень молодой девушкой, когда брат привел меня в

художественную галерею в Эдинбурге и открыл мне работы фотографов Magnum. В тот момент вдохновение полностью захлестнуло меня, и тут же пришло решение, что я тоже хочу научиться так снимать, хочу попасть в команду Magnum. Картье-Брессон использовал камеру Leica с 50-миллиметровым объективом. Вот и я до сих пор снимаю на Leica. Безо всяких наворотов, просто, как написано в инструкции – режим съемки, освещенность, время суток.

Я спросила бы у Анри Картье-Брессона, что его вдохновляло, и что послужило причиной появления Magnum.

АВ. Расскажите, где вы черпаете вдохновение? В кино, музеях, реальной жизни?

ГЛ. Меня определенно вдохновляет реальная жизнь, поэтому истоки моих съемок следует искать в уличной фотографии. Также я очень люблю хорошие фильмы. Их огромное количество. Талантливые режиссеры касаются людских душ своими кинолентами. Это чистая поэзия, которая позволяет почувствовать вещи, трудно воспринимаемые при передаче иными способами. Несколько лет назад в Лондоне я изучала сценарное мастерство, чтобы лучше понять основы драматургии. Этот процесс стал частью моего исследования себя и своего художественного метода. Но все же настоящее вдохновение я нахожу в реальной жизни. Правдивые истории всегда интереснее выдумки. Моя жизнь — это череда таких историй. Их просто невозможно было придумать. Такова, например, история моего знакомства с Джеком Веттриано, случившаяся два десятка лет тому назад. Тогда я и помыслить не могла о возможности стать моделью для его картин. И как все обернулось? На сегодняшний день существует целая коллекция полотен, на которых отражено мое присутствие! Поэтому я могу смело утверждать, что реальная жизнь куда лучше фантастики.

В конце нашего задушевного разговора Грейс сделала мне неожиданный подарок и показала картины, на которых Веттриано запечатлел ее восхитительный образ.

Анна Воронкова