Найти тему
Всегда Котов

Кашира. Забытые имена. Строитель моста

Многие в Кашире знают, что первый железнодорожный мост через Оку у Каширы спроектировал инженер Проскуряков, а построил инженер Роом. А кто построил мост по второму пути. Сам мост упоминал в статье о художнике Лехте,  была у меня  также статья "Московско-Донбасская железная дорога"

Первая страница статьи
Первая страница статьи

Основой той статьи была публикация из журнала  «Техника — молодёжи» №10 за 1934 год. за авторством инженера В.Симонова "Москва-Донбасс. Трасса второй пятилетки". Материал очень интересный в смысле дат строительства ж.д. линии Валуйки-Москва, не раз им пользовался. На этот раз попалась такая цитата: "В сентябре «Правда» сообщала о большой победе мостостроителей, пропустивших через мост первый железнодорожный состав. Окский мост около Каширы — одна из достопримечательностей магистрали. За 5 тяжелых зимних месяцев, работая на обледенелых плотах, сидя в кессонах, погруженных на 18-метровую глубину, мостовики, руководимые краснознаменцем инженером Киеней, сумели выполнить все основные работы на берегу и под водой. Американские справочники и прейскуранты называют пределом пропускной способности шлюзовых аппаратов для кессонных работ 240 кубометров; на стройке Окского моста американскую норму перекрыли до 350 кубометров. И не в ущерб качеству. Виднейший бетонщик Союза, проф. Николаи, осмотрев Окский мост, написал: «В жизни еще такого хорошего качества бетона не видел». И корни этих успехов в том, что руководитель постройки Киеня и с ним весь коллектив работал под лозунгом «лопатой и топором такой мост не построишь». Мост был форменной станцией изобретателей, где каждый старался направить свою смекалку на постройку новых механизмов, на довооружение рук бетонщика и землекопа электричеством и механизмами. «На щебне, — говорил Киеня слету ударников, — мы совершенно ликвидировали лопату как орудие производства а на песке ее исключили на 50 проц. Человек сумел полностью использовать механизмы, и в (итоге самая строгая экспертиза заявила, что мост сделан быстро, но прочно, и большегрузные маршруты угля примет без всякого напряжения."

Макар Киеня и его жена Лидия Жебрун
Макар Киеня и его жена Лидия Жебрун

Стало интересно, кто такой Киеня и какова его судьба. Кем был этот человек? Оказалось, что мой праздный интерес был не напрасен. Человеком инженер Киеня действительно оказался весьма любопытным.

Лехт. "Мосты"
Лехт. "Мосты"

Наш герой, Киеня Макар Александрович, 1899-го года рождения, крестьянский сын из заштатного белорусского села почти как икона русской науки Михаил Ломоносов, пришел в Москву, как утверждают босиком, что немудрено для начала 1920-х, и поступил в МИИТ.

Мост в последний год своего существования 
Мост в последний год своего существования 

О Макаре Киене в 30-е годы писали многие газеты: за свою недолгую жизнь (ему было всего 40 лет) он построил 7 мостов. Железнодорожный мост в Кашире через Оку, мост через Ахтубу стоят до сих пор. Днепропетровский мост, построенный под руководством М.А.Киени, получившим за свой труд орден Красной звезды, был первым в мире железнодорожным арочным мостом большой протяженности (1500 м.) Фашисты, отступая, взорвали его. Мост в Кашире комиссия принимала 3 недели и вынесла необычное для того времени решение: "Качество работ признать высоким". Такая оценка за годы Советской власти была дана впервые.

Фото из статьи в "Технике молодежи"
Фото из статьи в "Технике молодежи"

По воспоминаниям внучки инженера, семья поднялась на головокружительные высоты: личное авто, квартира в центре Москвы, десятикомнатный дом в поселке Кратово и командировка в Штаты, для изучения передового мостостроительного опыта лучшей инженерной державы тогдашнего Мира, из которой Макар Александрович привез невиданный в ту пору громоздкий агрегат – холодильный шкаф.

Лехт. "Мост в Кашире"
Лехт. "Мост в Кашире"

В 38-м все рухнуло: Макара объявили шпионом-троцкистом, отправили на Лубянку. Больную жену с пороком сердца в один день выставили из престижной московской больницы, семью выгнали из дома.

 Макар Киеня с детьми.
Макар Киеня с детьми.

В заключении инженер провёл почти год. Расстрелян 19.04.1939 г. 85 лет назад. Похоронен Макар Александрович на Донском кладбище в братской могиле.

Дом семьи инженера в Кратово.
Дом семьи инженера в Кратово.

Мост надолго пережил своего строителя. Был демонтирован в 2008 году в процессе комплексной реконструкции железнодорожных мостов через Оку на Павелецком ходу. До почтенного столетнего возраста своего собрата по трудному ремеслу, моста по первому пути, наш пациент не дотянул: при всех дифирамбах, пропетых советской прессой Макару Киене и его подопечным, качество исполнения в 1900 году оказалось выше, чем в 1932-м. Трещины сделали эксплуатацию моста невозможной, и на 75-м году жизни он был заменён на новый, немного ниже по высоте и выше по течению.

Демонтаж пролетных строений моста. 2008
Демонтаж пролетных строений моста. 2008

Стальные пролётные строения сняли и порезали на металлолом, а устои и береговые пилоны, то самое, что сделал Киеня в бетоне, до сих пор на месте. Многим нравится герб СССР и самое полезное - линейка для измерения уровня речной воды,  которой пользовались и продолжают пользоваться несколько поколений каширян. Во время разлива очень актуальный агрегат.

Вообще, старые мосты имели весьма узнаваемый и уникальный образ: полукруглые арки одного и длинные неогороженные, вселяющие в пассажиров страх высоты, пилоны другого, делали Каширские мосты единственным в своем роде архитектурным ансамблем. Чего стоит картина Лехта "Мосты":  красота и мощь поражают, а очертания настолько узнаваемы, что спутать с чем-то другим невозможно! Ну и Каширские облака, конечно, переданы неподражаемо. Нынешние мосты со стандартными пролетных строениями кажутся на их фоне чем-то выхолощеным и бездушным. Хотя так же мощны и ажурны. Почти также поют, когда по ним пролетает поезд. Возможно, к новым мостам нужно просто привыкнуть.

Мосты в 80-е годы
Мосты в 80-е годы

В качестве заключения, осмелюсь утверждать что, не смотря на то, что мне пока не известно имя автора проекта железнодорожного моста по второму пути, но по аналогии с "ромским" мостом, этот мост законно  называть по имени его строителя мостом Киени.

Котов Роман апрель 2024 г.

Адрес оригинальной статьи: https://vsegdakotoff.blogspot.com/2024/04/blog-post.html