Найти тему
Реальное время

Разговор поэта со штандартенфюрером о генезисе татар и вечном

Оглавление
Кадр из фильма: Джалиль и его соратники в камере смертников. Фото: скриншот из видео «The_Black_Forest_TRL2_ENG» с канала «Radik Kudoyarov»
Кадр из фильма: Джалиль и его соратники в камере смертников. Фото: скриншот из видео «The_Black_Forest_TRL2_ENG» с канала «Radik Kudoyarov»

Широй общественности представили фильм «Кара урман» («Черный лес») о подвиге Мусы Джалиля и его соратников, о Моабитской тюрьме, поэзии — и татарах. Картину показали республиканской интеллигенции 2 сентября в театре оперы и балета. Очевидно, такая масштабная презентация — это приглашение к дискуссии. Подробнее — в материале «Реального времени».

Гумер — это жизнь. Умет — это надежда

Режиссер Радик Кудояров — родом из Уфы, учился на историческом факультете Башкирского государственного университета, а также осваивал ТВ-менеджмент в Калифорнийском университете. В киномире он известен, как документалист, к примеру, еще в 2005 году Кудояров снял ленту «Нюрнберг. Последняя схватка».

Со сцены казни 11 нацистских преступников начинается повествование «Кара урман». Его герой, подружившись с американцами, скрывается в недрах эшафота, потому что хочет найти палача Йоханна Райнхарта, казнившего джалиловцев. Но тот, как выясняется позже, сумел избежать этой работы.

Мужчина рядом с нацистом — Гайнан Курмашев. скриншот из видео «The_Black_Forest_TRL2_ENG» с канала «Radik Kudoyarov»
Мужчина рядом с нацистом — Гайнан Курмашев. скриншот из видео «The_Black_Forest_TRL2_ENG» с канала «Radik Kudoyarov»

В интервью, которые Кудояров давал в этом году, он указывает, что фактура фильма — документальная. А также говорит, что лента вдохновлена Гомером и Гете. При этом, как поделился после просмотра один из зрителей, все вместе это выглядело как фантазия на заданную тему. А другой заметил: я очень много теперь узнаю о детстве фашистских преступников.

Да, здесь много допущений. Мы видим, как Джалиля (в фильме его всегда называют Мусой Гумеровым) берут в плен. Он знакомится с двумя людьми. Первый — Яков, который по матери татарин. Ему Муса дает имя Сабир Уметов (то бишь Надеждин). Второй — отсидевший еще при Сталине старик Ахмат. Они ведут философские беседы, в частности о том, каково это — петь «Марсельезу», не зная слов. Так вот, Сабира Уметова, который занимает значительную часть экранного времени, и которому Джалиль дает одну из копий стихотворений, в реальности не существовало. Это роднит «Кара урман» с «Девятаевым», в котором авторы также ввели нового персонажа — для контраста с основным.

При этом в камере с Мусой оказывается Гайнан Курмашев, который предлагает вступить в подполье, чтобы вести антифашисткую деятельность. Но многое ли мы узнаем о Курмашеве в этой картине? Также в фильме мы видим и прототип Андре Тиммерманса, соседа Джалиля по камере.

Кабинетные беседы

В Советском Союзе о Джалиле в 1968 году Леонид Квинихидзе снял фильм «Моабитская тетрадь». К чести Кудоярова, он поднимает важную тему, которая была обойдена в этой картине — национального легиона «Идель-Урал», который состоял из представителей поволжских народов. Таким образом вермахт пытался решить проблему недостачу солдат, обещая пленным сытую службу. В фильме упоминается история 825-й батальона, который перед первым боем полностью перешел на сторону советских партизан. После этого другие батальоны в боевых действиях уже не участвовали.

Курмашев, Джалиль и остальные этому способствуют, под видом гастролей (читки стихов и пения «Кара урман» хором) ведут подпольную работу — в частности, печатают листовки. Одну из таких находит предатель.

После этого начинается самая длинная часть фильма продолжительностью 2,5 часа. Не менее важный персонаж фильма — начальник тюрьмы, штандартенфюрер Рудольф Фляйшман (Павел Харланчук). Он красиво живет: катается с женой на лошадях, обедает под наблюдением повара. Но чуть что — хватает оружие и убивает хромающего пленного. С Гумеровым он устраивает продолжительные беседы в кабинете, оборудованной камерой с решетками. В целом, значительная часть фильма проходит на немецком — либо на русском с акцентом.

В частности, Фляйшман хочет узнать, кто такие татары. правда, какого-то внятного ответа мы не получаем, и для чего этот ответ? Неужели в России есть люди, которых удивит неожиданный ответ на этот вопрос?

При этом Гумеров цитирует Фауста и читает «Шурале», неприглядное описание лесного духа, причем в переводе. А, главное, мы узнаем, что у Фляйшмана было сытое, но тяжелое действо. Потому его любимый друг — марионетка, который он успел вытащить из камина. Туда ее кинул дед, он-то хотел чтобы Фляйшман был военным.

Фильм снимался, в основном, в Беларуси за 21 день. Причем исполнитель роль поэта, актер театра Тинчурина Зульфат Закиров, сначала был назначен на другую роль. Кстати, помимо него, от татарстанской стороны замечены молодые артисты Кариевского театра — Инсаф Халяутдинов и Айрат Шамс.

Худой и пластичный Закиров с Харланчуком составляет пару, которая вызывает множество ассоциация, на который явно рассчитывал режиссер. Во-первых, конечно, это Иисус и Понтий Пилат. Второй задает каверзные вопросы, первый дает непростые ответы.

Другой главный герой фильма — Рудольф Фляйшман. скриншот из видео «The_Black_Forest_TRL2_ENG» с канала «Radik Kudoyarov»
Другой главный герой фильма — Рудольф Фляйшман. скриншот из видео «The_Black_Forest_TRL2_ENG» с канала «Radik Kudoyarov»

В частности, герой Закирова говорит начальнику тюрьмы, что его предков отправили в Тартар, но они оттуда вернулись: «Мы те, кто мы есть, и надеюсь, другими не будем, какими бы испытания не выпали нам в будущем и кто бы нас как не называл».

Кроме того, штандартенфюрер спрашивает поэта о боге, а тот отвечает, что он верит в человека. А о своем народе говорит так: нас семь миллионом и все сидим в одной камере.

— Немножко пафосно... — замечает Фляйшман, словно ломая четвертую стену. Во многом это подход роднит картину с биографическими полотнами 1950-х из СССР.

Нужен фильм о курмашевцах

Казнь джалиловцев режиссер показывает не так документально, как повешение нацистов — это не спектакль, а будничный ужас. Впрочем, уже известно, что сейчас Кудояров задумался о документальном фильме о Джалиле. Возможно, он не получится таким занятым и сложным — а ведь картине о поэте и сокамерниках явно рассчитана для показа массовому зрителю, нет? Можно уверенно сказать, что благодаря профессиональной озвучке и красивым декорация мы много узнали в этом фильме о жизни штандартенфюрера, его детских травмах и жесткости.

Когда же кто-то снимает художественный фильм об 11 героях? Их имена перечисляются в конце:

Гайнан Курмашев, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев, Салим Бухаров.

Это не безликие персонажи на фоне охранников и начальников, это люди, которые поняли, что они не смогут вернуться на родину, и отдали жизнь, не предав своих. Давайте же больше говорить о героях, а не изучать психологические портреты негодяев.

Спасибо за внимание!

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ «Реального времени».