Для многих одна только мысль о завершении чего-либо (значимых отношений, определенного дела, самой жизни) уже представляется невыносимой. Почему нам так тяжело уходить?
Продолжая серию статей на стыке гештальт-терапии и литературы, я хочу поближе рассмотреть некоторые аспекты завершения и описать характерные сценарии ухода. Поможет мне в этом мудрый Михаил Жванецкий и его "Жизнь коротка", а также идеи из динамической концепции личности и метафора цикла контакта.
"Жизнь коротка. И надо уметь.
Надо уметь уходить с плохого фильма.
Бросать плохую книгу.
Уходить от плохого человека.
Их много."
Ранее в статье о стихотворении Л. Филатова "Мгновения тишины" я уже делал акцент на том, как важно вовремя выходить из контакта: почувствовать момент удовлетворения потребности, насыщения, замедлиться, перестать "поглощать" (еду, информацию, человека), отойти и дать себе время переварить полученный опыт. Также мы говорили о значимости сопутствующих маркеров - тошноте и отвращении.
Однако, как именно мы уходим?
Руководствуясь динамической концепцией личности, мы можем выделить три типа ухода из контакта: шизоидный, невротический и нарциссический. Поясню, что это не оценочные, осуждающие характеристики. Напротив, согласно этой концепции в каждом человеке одновременно присутствуют все три составляющие, то есть периодически мы сталкиваемся и со своей шизоидной, и с невротической, и с нарциссической сторонами личности, и все они для нас жизненно необходимы.
Шизоидные проявления в контакте связаны, прежде всего, с дефицитом безопасности, с ужасающим страхом полного собственного уничтожения (в том числе, путем растворения в другом человеке) и могут проявляться, например, в резком и неожиданном исчезновении, своеобразном побеге из отношений.
"Закон один: уходить. Бросать. Бежать.
Захлопывать или не открывать!"
Невротические проявления напротив, связаны с невозможностью выйти из контакта из-за страха, в том числе, одиночества. Здесь будут характерны попытки максимально оттянуть уход, убедить, что отношения еще не завершены, попытки избежать самой темы завершения. Это состояние может сопровождаться чувством удушья, прилипчивости:
"Спектакль – менее наглый, но с него тоже не уйдешь.Шикают. Одергивают.Ставят подножку.Компьютер – прилипчив, светится, как привидение, зазывает, как восточный базар."
Нарциссические проявления на этапе ухода из контакта могут быть связаны с попыткой агрессивного завершения через обесценивание, природа которого лежит в токсическом стыде. Здесь на первый план в качестве мотивов ухода выступают невыносимость отношений, невозможность открыться, проявить свое настоящее лицо.
"...От посредственности уходить.
Их много. Время дороже."
Для чего же нам необходимо знать, как именно мы уходим? На мой взгляд, это еще один способ ближе познакомиться с собой, обнаружить, как я организую и переживаю завершение. И, главное, это может показать, что завершение преодолимо и зачастую необходимо, поможет найти в себе силы уйти, чтобы "не отдать этому миг, назначенный для другого."
P.S.
"Нас много. Всех не полистаешь.
Даже одного.
Даже своего.
Даже себя."
Психолог Роман Мотькин (гештальт-подход).
Запись на консультацию: https://taplink.cc/talkingcure