В нынешнем году на международном кинофестивале в Венеции представлены 23 документальных фильма. В основной конкурс попал только один док, но внеконкурсная программа неигрового кино вполне внушительна и насчитывает 11 картин, еще две заявлены в программе "Горизонты", а в секции "Классика" значатся 9 документальных кинолент. Ниже — первая часть моего обзора Венецианского нонфикшена (7 доков из 23).
ОСНОВНОЙ КОНКУРС:
«МОЛОДЕЖЬ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ» (QING CHUN: GUI (YOUTH: HOMECOMING), реж. Бинг Вэнг (Bing Wang), производство Франции, Люксембурга и Нидерландов.
Автор фильма — китайский режиссер Бинг Вэнг исследует непростую жизнь современной молодежи своей страны: "большинство молодых людей в Китае усердно работают, чтобы жить. Заработная плата очень низкая, дни бесконечны, и почти не остается места для отдыха. Китайское общество свело их повседневную жизнь к работе. Зарабатывание денег стало единственным горизонтом".
Сюжет: с приближением новогодних каникул швейные мастерские Zhili почти пустеют. Немногие оставшиеся сотрудники отчаянно хотят получить оплату, чтобы купить билеты для поездки домой. От берегов реки Янцзы до гор Юньнани все будут отмечать праздники в своем родном городе и проводить ритуалы процветания в кругу своих семей. Для Ши Вэй это также возможность выйти замуж, как и для Фан Линпин. Ее муж, бывший ИТ-специалист, должен будет последовать за ней в Zhili после церемонии. Учиться тяжело, но это не мешает появлению нового поколения рабочих.
ВНЕКОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА НЕИГРОВОГО КИНО
«АПОКАЛИПСИС В ТРОПИКАХ» (APOCALYPSE IN THE TROPICS), реж. Петра Коста (Petra Costa), производство Бразилии, США, Дании.
Аннотация: "Когда заканчивается демократия и начинается теократия? В «Апокалипсисе в тропиках» Петра Коста исследует все более сильное влияние религиозных лидеров в политической жизни Бразилии. Они получают необычайный доступ к высшему политическому руководству страны, включая президента Лулу и бывшего президента Болсонару, а также к самому известному телеевангелисту Бразилии — пастору и невероятному человеку, который играет роль кукловода для крайне правого лидера.
Фильм рассказывает о большой роли, которую евангелическое движение сыграло в недавних политических потрясениях в Бразилии, а также пытается разобраться с апокалиптическим богословием, которое движет главными героями. Как и в своем номинированном на премию «Оскар» фильме «Грань демократии», Коста документирует время глубокого замешательства и отчаяния с предельной ясностью и особым поэтическим взглядом. Сплетая воедино прошлое и настоящее, она погружает нас в противоречивые реалии молодой демократии, которая висит на волоске, и тем самым протягивает зеркало всему остальному миру.
«БЕСТИАРЫ, ЭРБАРИ, ЛАПИДАРИ» (BESTIARI, ERBARI, LAPIDARI), режиссеры Массимо д'Анольфи, Мартина Паренти (Massimo d’Anolfi, Martina Parenti). Производство Италии и Швейцарии.
Аннотация: "Документальная энциклопедия, разделенная на три акта, каждый из которых посвящен одной теме: животным, растениям, камням. Фильм — дань уважения тем «неизвестным» и в некотором смысле действительно чуждым мирам, состоящим из животных, растений и минералов, которые мы слишком часто принимаем как должное, но с которыми мы должны находиться в постоянном диалоге, поскольку они составляют существенную часть нашего существования на планете Земля.
Рассказанные с помощью трех различных техник повествования, части фильма следуют по одной и той же драматической арке. Bestiari — это найденные кадры о том, как и почему кинематограф навязчиво изображал животных; Erbari — это поэтический документальный фильм-наблюдение изнутри Ботанического сада Падуи; Lapidari —индустриальный и эмоциональный фильм о превращении камня в коллективную память. Bestiari, Erbari, Lapidari — это сентиментальное путешествие по культуре, науке и искусству нашего старого континента".
«ПОЧЕМУ ВОЙНА» (WHY WAR), реж. Амос Гитай (Amos Gitai). Производство Франции и Швейцарии. В постановочных сценах заняты актеры Ирен Жакоб и Матьё Альмарик. В титрах среди авторов музыки есть русское имя — Александр Кочетков.
Аннотация: "В 1932 году Лига Наций пригласила Альберта Эйнштейна написать письмо на любую тему любому человеку. Он решил переписываться с Зигмундом Фрейдом о том, как избежать войны. По сей день переписка о войне двух великих мыслителей всех времен остается актуальной. Это общение в письмах, которое проходило почти столетие назад, вдохновило автора фильма «Почему война», который отправляется на поиски объяснения жестокости войн, которые происходят в нашем мире.
Комментарий режиссера: "Обмен письмами между Альбертом Эйнштейном и Зигмундом Фрейдом определил современный дискурс о массовом человеческом насилии, которое происходит во имя религии, расы и национальности. Кино, которое я снимаю, вдохновлено реальностью и контекстом, в котором мы живем. Фильмы избегают показа ужасов войны и разрушений, которые продолжают подпитывать войны. Как писал Зигмунд Фрейд Альберту Эйнштейну, завершая свое письмо: «В то же время мы можем сказать себе: все, что работает на развитие культуры, работает и против войны».
«2073», реж. Асиф Кападиа (Asif Kapadia). Производство Великобритании.
Аннотация: "Действие документального фильма Кападиа происходит в будущем и затрагивает самые большие проблемы, угрожающие нашему настоящему. «2073» — это «настоящий научно-фантастический» ужас. Предупреждение о мире, который нас ждет, если мы не начнем действовать сейчас. Призрак живет вдали от цивилизации в антиутопическом Нью-Сан-Франциско в 2073 году. Миром управляют либертарианцы, диктаторы и "технические братья". Нет инакомыслия, нет свободы. За всеми следят, люди исчезают, а сеть смыкается над Призраком. Благодаря разрушающему жанры сочетанию архива и драмы Призрак становится свидетелем ужасающих угроз, с которыми мы сталкиваемся: демократическая рецессия, рост неофашизма, климатическая катастрофа и вторжение технологий наблюдения. Это не научная фантастика. Это происходит сейчас".
«ОДИН НА ОДИН: ДЖОН И ЙОКО» (ONE TO ONE: JOHN & YOKO), реж. Кевин Макдональд и Сэм Райс-Эдвардс (Kevin Macdonald, Sam Rice-Edwards). Производство Великобритании.
Аннотация: "Этот документальный фильм, действие которого происходит в Нью-Йорке в 1972 году, исследует музыкальный, личный, художественный, социальный и политический мир Джона и Йоко на фоне бурной эпохи американской истории. В основе картины — благотворительный концерт "Один на один" (One to One) для детей с особыми потребностями, единственный полноценный концерт Джона Леннона между последним концертом Beatles в 1966 году и его смертью. Фильм включает в себя множество ранее не публиковавшихся архивов Леннона, в том числе личные телефонные звонки, домашнее видео, снятое Джоном и Йоко, а также восстановленные и отредактированные кадры с концерта One to One с ремиксованным звуком под руководством Шона Оно Леннона.
Комментарий режиссера: "Я хотел снять фильм, который удивит и порадует даже самого преданного поклонника Леннона/Оно, сосредоточившись на одном преобразующем периоде в их жизни и рассказав историю через их собственные слова, образы и музыку. Я надеюсь, что фильм, созданный на основе прекрасной 16-миллиметровой кинопленки, запечатлевшей единственный полноценный концерт Джона после ухода из Битлз (пересканированный и отредактированный так, что его не узнают те, кто видел VHS 1980-х годов), познакомит зрителей с более интимной версией Джона и Йоко, а также отразит их политически радикальные и экспериментальные стороны".
«РАЗДЕЛЕННЫЕ» (SEPARATED), реж. Эррол Моррис (Errol Morris), производство США и Мексики
Аннотация: "Эррол Моррис сталкивается с одной из самых темных глав в недавней американской истории: разделением семей. Взяв за основу книгу политического корреспондента NBC Джейкоба Собороффа, Моррис объединяет взрывные интервью с разоблачающими чиновниками и искусные повествовательные зарисовки, отслеживающие тяжелое положение одной семьи мигрантов. Вместе они показывают, что жестокость, лежащая в основе этой политики, была ее целью. На этом фоне — с сотнями семей, все еще разделенных годы спустя — зрители могут начать понимать роль правительства США в этом немыслимом ужасе и быть предупрежденными о том, что мы находимся на грани того, чтобы позволить этому случиться снова.
Комментарий режиссера: "Искусство — это не реальность, а реальность — это не искусство, хотя часто возникает путаница относительно того, что есть что. И затем возникает неизбежный вопрос о том, как изобразить реальность в искусстве, как будто существует один способ, а не бесчисленное множество возможностей. Всю свою жизнь я искал ответ на вопрос, как изобразить мир, как сохранить глубокую двусмысленность в том, как мы пытаемся его постичь. «Разделенные» — моя последняя попытка. Как нам запечатлеть ужасы пограничной политики США, не повторяя то, что мы уже видели, возможно, до тошноты? Как нам запечатлеть глубинную эмоциональную реальность происходящего? Трагедию родителей, разлученных со своими детьми, бессильных что-либо сделать. Или детей, неспособных понять свою кошмарную новую жизнь. Как нам показать бюрократические махинации за кулисами? Оппортунизм, институциональное безразличие.
Я попытался построить мост между драмой и интервью. Драматические сцены сыграны двумя выдающимися актерами, Габриэлой Картол и Диего Армандо Лара Лагунесом, изображающими семью в бегстве, разорванную и разлученную по прибытии в Соединенные Штаты. Интервью включают голоса, которые редко можно услышать в новостях: Элейн Дьюк, бывшая исполняющая обязанности главы Министерства внутренней безопасности; Джаллин Суалог, бюрократка в Управлении по расселению беженцев, плохо управляемом департаменте, вынужденном взять на себя опеку над разлученными детьми; и герой фильма, Джонатан Уайт, который решил поставить под угрозу свою карьеру, рассказав историю, которую нужно было рассказать. Сегодня это свидетельство служит как предостережением для будущего, так и исследованием ужасных злодеяний нашего недавнего прошлого".
Об остальных документальных фильмах 81-го Венецианского кинофестиваля расскажу уже совсем скоро. Подписывайтесь и следите за обновлениями!
#доккино #документальноекино #кино #фестиваль #Венеция #Венецианскийфестиваль