Александр III Македонский , более известный как Александр Великий (21 июля 356 г. до н. э. — 10 или 11 июня 323 г. до н. э., годы правления 336–323 до н. э.), был сыном царя Филиппа II Македонского (годы правления 359–336 до н. э.), который стал царем после смерти своего отца в 336 г. до н. э., а затем завоевал большую часть известного в то время мира.
Он известен как «великий» как за свой военный гений, так и за свои дипломатические навыки в обращении с различными народами завоеванных им регионов. Он также известен тем, что распространял греческую культуру, язык и мысль из Греции по всей Малой Азии, Египту и Месопотамии в Индию и, таким образом, инициировал эпоху эллинистического периода (323-31 гг. до н. э.), в течение которого четыре его генерала (его преемники, известные как диадохи), в перерывах между войнами за господство, продолжали его политику интеграции греческой (эллинистической) культуры с культурой Ближнего Востока. Он умер по неизвестным причинам в 323 г. до н. э., не назвав четко преемника (или, согласно некоторым источникам, его выбор командира Пердикки был проигнорирован), и империя, которую он построил, была разделена между диадохами.
Походы Александра стали легендарными после его смерти, повлияв на тактику и карьеру более поздних греческих и римских генералов, а также вдохновив многочисленные биографии, приписывающие ему статус бога. Современные историки, как правило, более критически относятся к его жизни и карьере, чем в более ранних источниках, о чем свидетельствует критика его разрушения Персеполя и обращения с гражданами Тира, но общее мнение относительно его наследия среди западных ученых, в любом случае, остается в значительной степени положительным, и он остается одной из самых популярных и узнаваемых фигур в мировой истории.
Юность Александра
Когда Александр был молод, Леонид Эпирский, родственник его матери Олимпиады, научил его сражаться и ездить верхом, а также переносить трудности, такие как форсированные марши. Его отец Филипп был заинтересован в воспитании утонченного будущего царя и поэтому нанял Лисимаха из Акарнании, чтобы тот научил мальчика читать, писать и играть на лире. Эта опека привила Александру пожизненную любовь к чтению и музыке. В возрасте 13 или 14 лет Александр был представлен греческому философу Аристотелю (384-322 до н. э.), которого Филипп нанял в качестве частного учителя. Он учился у Аристотеля до 16 лет, и, как говорят, они поддерживали переписку на протяжении всех поздних кампаний Александра, хотя доказательства этого являются анекдотическими.
Влияние Аристотеля напрямую отразилось на позднейших отношениях Александра с покоренными им народами, поскольку Александр никогда не навязывал культуру Греции жителям различных регионов, а просто вводил ее тем же способом, которым Аристотель обучал своих учеников. Влияние Леонида можно увидеть в стойкости и физической выносливости Александра на протяжении всей его жизни, а также в его умении обращаться с лошадьми. Говорят, что Александр приручил «неукротимого» Буцефала, когда тому было всего 11 или 12 лет.
Хотя влияние его различных наставников, безусловно, оказало на него глубокое воздействие, Александр, казалось, был предназначен для величия с рождения. У него был, прежде всего, отец, чьи достижения заложили прочную основу для его последующего успеха. Историк Диодор Сицилийский замечает:
В течение двадцати четырех лет своего правления в качестве царя Македонии, в котором он начал с самых скудных ресурсов, Филипп построил свое собственное царство в величайшую державу в Европе... Он спроектировал свержение Персидской империи, высадил войска в Азии и был в процессе освобождения эллинских общин, когда его прервала Судьба - несмотря на это, он завещал военное учреждение такого размера и качества, что его сын Александр смог свергнуть Персидскую империю, не прибегая к помощи союзников. Эти достижения были делом не Фортуны, а его собственной силы характера, поскольку этот царь выделяется среди всех других своей военной проницательностью, личной храбростью и интеллектуальным блеском.
Хотя очевидно, что его отец оказал на него большое влияние, сам Александр предпочел считать свой успех предопределенным божественными силами. Он называл себя сыном Зевса и, таким образом, претендовал на статус полубога, связывая свою родословную с двумя любимыми героями древности, Ахиллом и Гераклом, и моделируя свое поведение по их образцу. Эта вера в его божественность была привита ему Олимпиадой, которая также сказала ему, что он был девственно рожден, поскольку она была чудесным образом оплодотворена самим Зевсом. Его рождение было связано с великими знамениями и чудесами, такими как яркая звезда, сияющая над Македонией в ту ночь, и разрушение храма Артемиды в Эфесе. Плутарх пишет:
Александр родился шестого Гекатомбеона, месяца, который македонцы называют Лусом, в тот же день, когда был сожжен храм Дианы в Эфесе; что Гегесий из Магнезии делает поводом для самонадеянности, достаточно холодной, чтобы остановить пожар. Храм, говорит он, загорелся и сгорел, пока его хозяйка отсутствовала, помогая при рождении Александра. И все восточные прорицатели, которые были тогда в Эфесе, считая руины этого храма предвестником какого-то другого бедствия, бегали по городу, били себя по лицу и кричали, что этот день принес что-то, что окажется фатальным и разрушительным для всей Азии.
Каллисфен (около 360-327 до н. э.), другой друг, был внучатым племянником Аристотеля и прибыл к македонскому двору вместе с философом. Он стал придворным историком и сопровождал Александра в походах. Гефестион оставался его лучшим и самым дорогим другом на протяжении всей его жизни и вторым лицом в армии. О юности Александра историк Уортингтон пишет, что Александр «получил бы домашнее образование, как это было принято в Македонии, и привык бы видеть (а затем и участвовать) в пьяных состязаниях, которые были частью македонской придворной жизни», но что, помимо этого, «мы знаем на удивление мало о детстве Александра».
Херонея и ранние кампании
Военная доблесть Александра была впервые отмечена в битве при Херонее в 338 г. до н. э. Хотя ему было всего 18 лет, он помог переломить ход битвы в решающей победе Македонии, которая разгромила союзные греческие города - государства. Когда Филипп II был убит в 336 г. до н. э., Александр занял трон, и с греческими городами-государствами, теперь объединенными под властью Македонии после Херонеи, приступил к великой кампании, которую планировал его отец: завоевание могущественной Персидской империи. Уортингтон утверждает:
Гомер был библией Александра, и он взял с собой в Азию издание Аристотеля... Во время своих походов Александр всегда стремился узнать все, что мог, о территориях, через которые он проходил. Он брал с собой свиту ученых, чтобы записывать и анализировать эту информацию, от ботаники, биологии, зоологии и метеорологии до топографии. Его желание учиться и иметь информацию, записанную как можно более научно, вероятно, проистекало из учений и энтузиазма Аристотеля.
С македонской армией из 32 000 пехотинцев и 5100 кавалеристов Александр переправился в Малую Азию в 334 г. до н. э., чтобы начать завоевание Персидской империи Ахеменидов, разгромив персидскую армию во главе с сатрапами в битве при Гранике. Затем он «освободил» (как он выразился о своем завоевании) города Сарды и Эфес от персидского владычества в том же году, прежде чем двинуться дальше в другие города Малой Азии. В Эфесе он предложил восстановить храм Артемиды, который был уничтожен поджогом в ночь его рождения, но город отказался от его жеста. В 333 г. до н. э. Александр и его войска разгромили более крупные силы царя Дария III (правил в 336-330 гг. до н. э.) Персидского в битве при Иссе. В 332 г. до н. э. Александр разграбил финикийские города Баальбек и Сидон (которые сдались), а затем осадил островной город Тир.
Он был настолько полон решимости завоевать древний город Тир, что построил дамбу от материка до острова, на которой установил свои осадные машины. Эта дамба со временем собрала ил и землю и является причиной того, что Тир является частью материка в Ливане сегодня. За упорное сопротивление жители города были вырезаны, а выжившие проданы в рабство. Его политика в отношении граждан Тира приводится историками, древними и современными, как яркий пример его беспощадности.
В 331 г. до н. э. он завоевал Египет, где основал город Александрию. У оракула Сивы, в одноименном египетском оазисе, он был провозглашен сыном бога Зевса-Аммона. Хотя он и завоевал Египет, Александр не был заинтересован в навязывании своих собственных идей истины, религии или поведения людям, пока они охотно держали открытыми линии снабжения, чтобы кормить и оснащать его войска (важный аспект его способности управлять обширными территориями, который должен был быть проигнорирован его преемниками). Это не означает, однако, что он не подавлял безжалостно восстания или не колебался, чтобы жестоко уничтожить тех, кто выступал против него. После разработки плана города Александрия он покинул Египет и отправился в Сирию и северную Месопотамию, чтобы продолжить дальнейшие кампании против Персии.
Персидские походы
В 331 г. до н. э. Александр снова встретился с царем Дарием III на поле битвы при Гавгамелах (также называемом битвой при Арбелах), где, снова столкнувшись с превосходящими силами противника, он решительно разбил Дария III, который бежал с поля боя. Затем Александр двинулся дальше, чтобы захватить Вавилон и Сузы, которые сдались безоговорочно и без сопротивления. Зимой 330 г. Александр двинулся к Персеполю, встретив сопротивление в битве у Персидских ворот, которые защищал герой Ариобарзан (386-330 гг. до н. э.) и его сестра Ютаб Ариобарзан (ум. 330 г. до н. э.) во главе персидских войск. Александр разбил эти силы и взял Персеполь, который затем сжег.
Согласно древнему историку Диодору Сицилийскому (и другим древним источникам), он устроил пожар, уничтоживший главный дворец и большую часть города, в отместку за сожжение Акрополя во время персидского вторжения Ксеркса в Грецию в 480 г. до н. э. Говорят, что этот поступок был спровоцирован во время пьяной вечеринки Таис, афинской любовницей полководца Птолемея, заявив, что было бы уместно отомстить за то, что город будет сожжен «руками женщин», и говорят, что она бросила свой факел сразу после того, как Александр бросил первый.
Летом 330 г. до н. э. Дарий III был убит своим собственным генералом и двоюродным братом Бессом, что, как говорят, осудил Александр. К телу Дария III относились с величайшим уважением, как и к выжившим членам его семьи. Александр провозгласил себя царем Азии и продолжил свои завоевания, войдя в регион современного Афганистана. В 329 г. до н. э. он основал город Александрию-Эсхат на реке Яксарт, разрушил город Кирополь и разбил скифов на северных границах империи. Между осенью 330 г. до н. э. и весной 327 г. до н. э. он вел кампанию против Бактрии и Согдианы, в тяжелых сражениях, в которых он одержал победу, как и во всех сражениях, в которых он участвовал до этого. Бесс был схвачен и казнен за предательство против своего бывшего царя, чтобы дать понять, что нелояльность такого рода никогда не будет вознаграждена.
Александр основал много городов, носящих его имя, в это время, чтобы укрепить свой общественный имидж не только как «освободителя», но и как бога, и принял титул Шаханшах (Царь царей), используемый правителями Первой Персидской империи. В соответствии с этим статусом Александр ввел в армию персидский обычай проскинезы, заставляя тех, кто обращался к нему, сначала преклонять колени и целовать его руку.
Македонские войска постепенно стали чувствовать себя неуютно из-за явного обожествления Александра и принятия им персидских обычаев. Планировались покушения (особенно в 327 г. до н. э.), которые затем раскрывались, а заговорщики казнились, даже если они были старыми друзьями. Каллисфен стал одним из них, когда был замешан в заговоре. Примерно в 327 г. до н. э. Александр избавился и от Клита, старшего государственного деятеля, спасшего жизнь Александру в битве при Гранике, за измену и оспаривание его авторитета.
Привычка Александра к чрезмерному употреблению спиртного была хорошо известна, и, безусловно, в случае со смертью Клита, значительно повлияла на убийство. И Клит, и Каллисфен стали довольно громко критиковать принятие Александром персидских обычаев. Хотя Александр был способен на большую дипломатию и мастерство в общении с покоренными народами и их правителями, он не был известен тем, что терпел личные мнения, которые противоречили его собственным, и эта нетерпимость усугублялась пьянством. Смерть Клита была быстрой, от копья, которое Александр метнул в него, в то время как Каллисфен был заключен в тюрьму и умер в заключении.
Индия и мятеж
В 327 г. до н. э., когда Персидская империя была под его твердым контролем, и он недавно женился на бактрийской знатной женщине Роксане (около 340 г. — около 310 г. до н. э.), Александр обратил свое внимание на Индию. Услышав о подвигах великого македонского полководца, индийский царь Омфис из Таксилы подчинился его власти без боя, но племена аспасиои и ассакенои оказали сильное сопротивление. В сражениях на протяжении 327 г. до н. э. и в 326 г. до н. э. Александр покорил эти племена, наконец, встретившись с царем Порусом из Пауравы в битве на реке Гидасп в 326 г. до н. э.
Порус атаковал войска Александра слонами и сражался так храбро со своими войсками, что после победы над Порусом Александр назначил его правителем более обширной области, чем та, которой он владел ранее. Конь Александра Буцефал был убит в этой битве, и Александр назвал один из двух городов, которые он основал после битвы, «Буцефалой» в его честь.
Александр намеревался продолжить поход и пересечь реку Ганг для дальнейших завоеваний, но его войска, измотанные тяжелой битвой с Пором (в которой, согласно Арриану, Александр потерял 1000 человек), взбунтовались в 326 г. до н. э. и отказались идти дальше. Александр пытался убедить своих людей продолжать наступление, но, не сумев убедить их, в конце концов согласился на их пожелания. Он разделил свою армию на две части, отправив половину обратно в Сузы по морю под командованием адмирала Неарха через Персидский залив, а другую половину провел через Гедросийскую пустыню в 325 г. до н. э., почти через год после того, как его войска взбунтовались.
Его обоснование этого решения, как задержка с отступлением после мятежа, так и форма, которую оно в конечном итоге приняло, до сих пор неясны и обсуждаются историками. Несмотря на то, что он отказался от завоевания Индии, он все же остановился в своем походе, чтобы подчинить враждебные племена, с которыми он столкнулся по пути. Суровый ландшафт пустыни и военные столкновения нанесли большой урон его войскам, и к тому времени, когда они достигли Суз в 324 г. до н. э., Александр понес значительные потери.
По возвращении он обнаружил, что многие из сатрапов, которым он доверил управление, злоупотребили своей властью, и казнил их, а также тех, кто осквернил гробницу Кира Великого (ок. 550-530 гг. до н. э.) в старой столице Пасаргады. Он приказал восстановить древнюю столицу и гробницу и принял другие меры для интеграции своей армии с народом региона и слияния культур Персии и Македонии.
Александр провел массовую церемонию бракосочетания в Сузах в 324 г. до н. э., на которой он женил членов своего старшего состава на персидских принцессах и дворянках, в то время как сам он женился на дочери Дария III, чтобы еще больше идентифицировать себя с персидской королевской властью. Многие из его солдат возражали против этого культурного слияния и все больше критиковали его принятие персидской одежды и манер, которые он применял с 329 г. до н. э. Они также возражали против продвижения персов над македонцами в армии и против приказа Александра об объединении персидских и македонских подразделений. Александр ответил назначением персов на видные должности в армии и наградил персидские подразделения традиционными македонскими титулами и почестями.
Его войска отступили и подчинились желаниям Александра, и в знак доброй воли он вернул титулы македонцам и приказал устроить большой общественный пир, на котором он обедал и пил с армией. Он уже отказался от обычая проскинезы в знак уважения к своим людям, но продолжал вести себя как персидский, а не македонский царь.
Примерно в это же время, в 324 г. до н. э., его давний друг, возможно, его любовник и его заместитель Гефестион умер от лихорадки, хотя некоторые сообщения предполагают, что он мог быть отравлен. Утверждение, что Александр был гомосексуалистом или бисексуалом, подтверждается биографиями, написанными после его смерти, и Гефестион обычно упоминается как его любовник, а также как его лучший друг. Историки, описывающие реакцию Александра на это событие, единогласно сходятся во мнении, что его горе было невыносимым.
Плутарх утверждает, что Александр убил коссейцев из соседнего города в качестве жертвоприношения своему другу, а Арриан пишет, что он казнил врача Гефестиона за то, что тот не смог его вылечить. Гривы и хвосты лошадей были обрезаны в знак траура, и Александр отказался назначить другого человека на должность командующего кавалерией Гефестиона. Он воздерживался от еды и питья и объявил период траура по всей своей империи и похоронные обряды, обычно приберегаемые для царя.
Смерть Александра
Все еще переживая горе от смерти Гефестиона, Александр вернулся в Вавилон в 323 г. до н. э. с планами расширения своей империи, но так и не осуществил их. Он умер в Вавилоне в возрасте 32 лет 10 или 11 июня 323 г. до н. э., проболев десять дней сильной лихорадкой. Теории относительно причины его смерти варьировались от отравления до малярии, менингита и бактериальной инфекции от употребления загрязненной воды (среди прочих).
Плутарх говорит, что за 14 дней до своей смерти Александр развлекал своего флотского адмирала Неарка и его друга Медия из Лариссы долгим запоем, после чего впал в лихорадку, от которой так и не оправился. Когда его спросили, кто должен стать его преемником, Александр ответил: «Сильнейший», что привело к разделу его империи между четырьмя его генералами: Кассандром, Птолемеем, Антигоном и Селевком (известными как диадохи или «преемники»).
Однако Плутарх и Арриан утверждают, что он передал свое правление Пердикке, другу Гефестиона, с которым Александр вез тело своего друга на похороны в Вавилон. Пердикка был также другом Александра, его телохранителем и товарищем-кавалеристом, и было бы логично, учитывая привычку Александра вознаграждать близких ему людей милостями, что он выбрал Пердикку среди других. Как бы то ни было, после смерти Александра генералы проигнорировали его пожелания, и Пердикка был убит в 321 г. до н. э.
Диадохи
Его давний товарищ Кассандр приказал казнить жену Александра Роксану, сына Александра от нее, и мать Александра Олимпиаду, чтобы укрепить свою власть в качестве нового царя Македонии (титул, который он позже уступит Антигону I и его наследникам). Говорят, что Птолемей I выкрал тело Александра, когда оно было на пути в Македонию, и тайно вывез его в Египет в надежде обеспечить исполнение пророчества о том, что земля, в которой оно будет похоронено, будет процветающей и непобедимой. Он основал династию Птолемеев в Египте, которая просуществовала до 30 г. до н. э., закончившись смертью его потомка Клеопатры VII (1. 69-30 до н. э.).
Селевк основал империю Селевкидов (312-63 гг. до н. э.), включавшую Месопотамию, Анатолию и части Индии, и был последним оставшимся из диадохов после непрекращающейся 40-летней войны между ними и их наследниками. Он стал известен как Селевк I Никатор (непокоренный, 305-281 гг. до н. э.). Ни один из генералов Александра не обладал его природным интеллектом, пониманием или военным гением, но, несмотря на это, основал династии, которые, за исключением случаев, правили своими регионами до прихода Рима.
Их влияние на контролируемые ими регионы создало то, что историки называют эллинистическим периодом, в котором греческая мысль и культура переплелись с мыслью и культурой коренного населения. Согласно Диодору Сицилийскому, одним из условий завещания Александра было создание объединенной империи между бывшими врагами. Людей Ближнего Востока следовало поощрять к бракам с людьми из Европы, а людей из Европы — к тому же; таким образом, новая эллинистическая культура будет принята всеми. Хотя диадохи не смогли мирно исполнить его желания, посредством эллинизации своих империй они способствовали мечте Александра о культурном единстве; даже если такое единство никогда не могло быть полностью реализовано.
Подписывайтесь на наш телеграмм канал - Горизонт времени