Найти в Дзене
Крым в картинках

"Князь Багратион": История корабля, который не хочет умирать!

Есть люди с удивительной судьбой. А есть настоящий пароход, переживший две революции и Великую Отечественную Войну, сменявший несколько хозяев, поменявший несколько раз свое имя, повидавший водные глади от Волги до Черного моря. И даже всеми заброшенный, разграбленный, поломанный-переделанный и выброшенный на берег, словно мертвый кит, он все равно продолжает привлекать к себе внимание своим величием и красотой.

А началась эта история более 110 лет назад. Крупный речной пароход в серии подобных был построен для общества «Кавказ и Меркурий» в Коломне в 1912 г. В связи с юбилейной датой было дано судну и название – в честь П.И.Багратиона, генерала, героя войны 1812 г. Суда предназначались для обслуживания ежедневной линии Нижний Новгород — Астрахань.

Фотография найдена на просторах интернета
Фотография найдена на просторах интернета

Во многих источниках, пишется что серия "теплоходов" проекта 465 начала строиться в 1911 году — это была крупная серия первых в мире речных дизельных винтовых пассажирских судов. Всего было построено 11 единиц.

Но как можно видеть на фотографии, первоначальное наименование судна - пароход. Т.е. при постройке, двигатель был все таки паровой. Хотя, может быть, в те далекие времена название "теплоход" еще не прижилось. Напишите в комментариях если знаете, была ли проведена модернизация двигателя с парового на ДВС.

А потом в нашей стране случилась революция. Эти суда были национализированы и вошли в состав Волжской военной флотилии. А в 1919 году теплоход был переименован в «Память тов.Маркина», в честь погибшего в октябре 1918 года комиссара Волжской военной флотилии, а заодно и ближайшего помощника Троцкого, Н.Г.Маркина.

Фотография найдена на просторах интернета
Фотография найдена на просторах интернета

После окончания гражданской войны, пароход осуществлял гражданские перевозки по Волге. Его судьбу во время ВОВ, нам к сожалению, найти не удалось. А вот после окончания войны, в 50-х теплоход прошел модернизацию. Была существенно переделана вся надстройка, капитанский мостик, выхлопные трубы.

Фотография найдена на просторах интернета
Фотография найдена на просторах интернета
Фотография найдена на просторах интернета
Фотография найдена на просторах интернета

В таком виде он и однотипные с ним теплоходы эксплуатировались на волжской линии Горький (Нижний Новгород) – Астрахань вплоть до начала 90-х.

В 1991 году последние суда этой серии были списаны. Таким образом, с помощью не сложных подсчетов, можно сделать вывод, что теплоход протрудился на благо человека без малого 80 лет.

В 1994 году списанный теплоход «Память тов.Маркина» был продан частному владельцу и переведен в Феодосию (Крым), где с 1992 по 1994 годы использовался в качестве плавучего ресторана и, возможно, гостиницы. Что интересно, но найти хоть каких-нибудь фотографий теплохода в этот период нам не удалось.

Именно тогда ему вернули название "Князь Багратион". Видимо, после развала Союза, гласности и всеобщей борьбы со всем советским, иметь ресторан с именем героя гражданской войны было не модно.

А вообще, информации в каком месте Феодосии он стоял, какое у него было состояние, в интернете нет. Пишут, что плавучий ресторан имел успех, но тогда не понятно, почему при этих удачах корабль вдруг попал на берег в бухте Капсель возле Судака.

-6

Тем не менее, он здесь. Видно, что с теплоходом первое время еще пытались что то сделать. Перед ним сделали насыпь из валунов, которая должна уберегать корпус от волн. На надстройке верхнего яруса, терраса прогулочной палубы застеклена. И это выглядит убого и инородно даже при общем запустении судна. Кроме того, пишут, что в кормовую часть для устойчивости был залит бетон, который, конечно, своей тяжесть переломил судно.

-7

В общем, когда люди не имеющие ни малейшего понятия о судостроении пытаются влезть и внести изменения в конструкцию, это ни к чему хорошему не приведет.

-8

Местные говорят, что корпус теплохода планировалось использоваться в качестве туристической базы. В итоге получилась очередная крымская заброшка. Так как объект ни кем толком не охранялся, все более-менее представляющее ценность разнесли на сувениры. Ну или просто разграбили, если называть вещи своими именами.

В настоящее время все входы заколочены. Да и нам думается, что посещать этот объект совсем не безопасно. Столько лет гниет на побережье.

Но тем не менее всеми брошенный, ни кому не нужный этот старичок-труженик, по прежнему привлекает к себе внимание и является своего рода фишкой бухты Капсель.

-10

Спасибо, что дочитали до конца. Поставьте лайк, если вам понравилась статья. Подпишитесь на наш канал и следите за продолжениями наших поездок по Крыму. Здесь мы показываем и рассказываем про этот удивительный мир под названием КРЫМ.