Есть люди с удивительной судьбой. А есть настоящий пароход, переживший две революции и Великую Отечественную Войну, сменявший несколько хозяев, поменявший несколько раз свое имя, повидавший водные глади от Волги до Черного моря. И даже всеми заброшенный, разграбленный, поломанный-переделанный и выброшенный на берег, словно мертвый кит, он все равно продолжает привлекать к себе внимание своим величием и красотой.
А началась эта история более 110 лет назад. Крупный речной пароход в серии подобных был построен для общества «Кавказ и Меркурий» в Коломне в 1912 г. В связи с юбилейной датой было дано судну и название – в честь П.И.Багратиона, генерала, героя войны 1812 г. Суда предназначались для обслуживания ежедневной линии Нижний Новгород — Астрахань.
Во многих источниках, пишется что серия "теплоходов" проекта 465 начала строиться в 1911 году — это была крупная серия первых в мире речных дизельных винтовых пассажирских судов. Всего было построено 11 единиц.
Но как можно видеть на фотографии, первоначальное наименование судна - пароход. Т.е. при постройке, двигатель был все таки паровой. Хотя, может быть, в те далекие времена название "теплоход" еще не прижилось. Напишите в комментариях если знаете, была ли проведена модернизация двигателя с парового на ДВС.
А потом в нашей стране случилась революция. Эти суда были национализированы и вошли в состав Волжской военной флотилии. А в 1919 году теплоход был переименован в «Память тов.Маркина», в честь погибшего в октябре 1918 года комиссара Волжской военной флотилии, а заодно и ближайшего помощника Троцкого, Н.Г.Маркина.
После окончания гражданской войны, пароход осуществлял гражданские перевозки по Волге. Его судьбу во время ВОВ, нам к сожалению, найти не удалось. А вот после окончания войны, в 50-х теплоход прошел модернизацию. Была существенно переделана вся надстройка, капитанский мостик, выхлопные трубы.
В таком виде он и однотипные с ним теплоходы эксплуатировались на волжской линии Горький (Нижний Новгород) – Астрахань вплоть до начала 90-х.
В 1991 году последние суда этой серии были списаны. Таким образом, с помощью не сложных подсчетов, можно сделать вывод, что теплоход протрудился на благо человека без малого 80 лет.
В 1994 году списанный теплоход «Память тов.Маркина» был продан частному владельцу и переведен в Феодосию (Крым), где с 1992 по 1994 годы использовался в качестве плавучего ресторана и, возможно, гостиницы. Что интересно, но найти хоть каких-нибудь фотографий теплохода в этот период нам не удалось.
Именно тогда ему вернули название "Князь Багратион". Видимо, после развала Союза, гласности и всеобщей борьбы со всем советским, иметь ресторан с именем героя гражданской войны было не модно.
А вообще, информации в каком месте Феодосии он стоял, какое у него было состояние, в интернете нет. Пишут, что плавучий ресторан имел успех, но тогда не понятно, почему при этих удачах корабль вдруг попал на берег в бухте Капсель возле Судака.
Тем не менее, он здесь. Видно, что с теплоходом первое время еще пытались что то сделать. Перед ним сделали насыпь из валунов, которая должна уберегать корпус от волн. На надстройке верхнего яруса, терраса прогулочной палубы застеклена. И это выглядит убого и инородно даже при общем запустении судна. Кроме того, пишут, что в кормовую часть для устойчивости был залит бетон, который, конечно, своей тяжесть переломил судно.
В общем, когда люди не имеющие ни малейшего понятия о судостроении пытаются влезть и внести изменения в конструкцию, это ни к чему хорошему не приведет.
Местные говорят, что корпус теплохода планировалось использоваться в качестве туристической базы. В итоге получилась очередная крымская заброшка. Так как объект ни кем толком не охранялся, все более-менее представляющее ценность разнесли на сувениры. Ну или просто разграбили, если называть вещи своими именами.
В настоящее время все входы заколочены. Да и нам думается, что посещать этот объект совсем не безопасно. Столько лет гниет на побережье.
Но тем не менее всеми брошенный, ни кому не нужный этот старичок-труженик, по прежнему привлекает к себе внимание и является своего рода фишкой бухты Капсель.
Спасибо, что дочитали до конца. Поставьте лайк, если вам понравилась статья. Подпишитесь на наш канал и следите за продолжениями наших поездок по Крыму. Здесь мы показываем и рассказываем про этот удивительный мир под названием КРЫМ.