Смотрители маяков всегда привлекали внимание романтическим ореолом своей профессии. Жить далеко от людей, в месте, куда очень тяжело попасть - просто рай интроверта.
Разумеется, для такой работы необходим особый склад личности, и при этом нужно иметь дисциплину для рутинной работы, которая не может надоесть. Ведь тогда маяк не будет светить, что может привести к трагическим последствиям.
Тем не менее, именно интерес среди искусства к данной профессии вызван не какими-то легендами. Прежде всего, это реальные случаи, когда смотрители бесследно исчезали. А вот объяснения их пропажи становились мифами.
Исчезновение (2018)
В декабре 1900 года три смотрителя маяка исчезли. Они отправились на свою вахту, и ничто не предвещало трагедии. Тем не менее, сегодня нет ни одного более-менее реалистичного объяснения того, куда мужчины делись. Создатели фильма решили представить одну из версий.
Режиссером картины выступил датчанин Кристоффер Нюхольм. Помимо скандинавского кинематографа и телевидения, он поработал над сериалом Тома Харди «Табу». В принципе, у него имеется определенный стиль, который постановщик воплотил в ленте «Исчезновение».
Главные роли исполнили Питер Муллан, Джерард Батлер и Коннор Суинделлс.
Суровый старый шотландец Муллан уже присутствовал на канале со своим новым фильмом «Нечисть». Несмотря на всю свою брутальность, в картине про смотрителей маяка актер показал целый спектр эмоций.
Не отстает и другой выходец из Страны кланов, только чуть более молодой, но даже, возможно, более известный в мейнстриме Джерард Батлер. Актер, известный по боевикам «Геймер» и «Падение Олимпа», а также по криминальной ленте Гая Ричи «Рок-н-рольщик», сейчас не сильно звездит. Но он продолжает сниматься (можно вспомнить, например, фильм-катастрофу «Гренландия»), и делает это достойно. В «Исчезновении» актер также не скупился на эмоции.
Самым молодым из троицы является англичанин Коннор Суинделлс. Актер известен по сериалу «Половое просвещение», а также по картинам «Барби» (не помню там его уже) и «Эмма.» с Аней Тейлор-Джой. Конечно, по сравнению с другими смотрителями, его персонаж ломается первым. Но его срыв не идет ни в какое сравнение с тем, что вытворяют его более старшие товарищи.
По сути, лента является психологическим триллером с небольшим вкраплением экшена. Баланс выглядит довольно органичным. Конечно, ради драматургии создателям приходится идти на некоторые допущения, но это же кино. Кто знает, что там произошло на самом деле?
Маяк (2019)
Ты что-то скрываешь, да?
В основу сюжета ленты положено много чего. Создатель ленты Роберт Эггерс отлично умеет в символизм и прочую эзотерику.
Тем не менее, главной затравкой истории является случай, который произошел в 1801 году. В то время смотрители отправлялись на вахту вдвоем. В этот раз все прошло неудачно: один смотритель погиб, а второй сошел с ума. С тех пор количество смотрителей увеличено до трех.
Впрочем, учитывая реальные истории и события ленты «Исчезновение», это не сильно исправило ситуацию.
Фильм «Маяк» сочетает в себе греческие мифы и произведения Говарда Лавкрафта о Ктулху. И все это в декорациях 90-х годов девятнадцатого века.
Здесь, собственно, актеров всего двое. Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон. Они отыгрывают на все деньги, показывая степень безумия, до которого может довести профессиональная деформация.
Эггерс дотошно передает быт смотрителей. Веришь, что этот фильм вышел не в 2019, а в самом конце позапрошлого века. Вся эта рутина, ужин при свечах, безумие опьянения, а также таинственные вещи, которые то ли реальны, то ли являются сновидениями.
Как бы то ни было, наблюдать за всем этим со стороны невероятно шикарно. Хотя интерес отправиться на край света и посидеть месяц с неизвестным дедом утрачивается полностью. Не так много романтики в этом всем.