Эта коварная бактерия зародилась на Земле среди представителей животного мира около 245 млн лет назад. С зарождением человечества появляется и туберкулез у людей.
В 1907 году физиолог Пауло Бертельс обнаружил следы туберкулеза на останках человека, жившего около 5 тыс. лет до н.э.
Во время археологических исследований в Египте была обнаружена мумия человека, внутренние органы которого были поражены туберкулезом. При посеве на питательные среды бацилла Коха стала размножаться! Она оказалась живой даже по прошествии стольких лет.
Даже представить сложно, сколько жертв за 7000 лет у этой смертоносной бактерии.
В трудах древней Греции эта болезнь описывалась словом фтиза (phthisis)- т.е. истощение.
В России использовали дословный перевод- чахотка.
Разумеется, не все чахоточные болезни древности, средневековья и даже в XIX века относятся именно к туберкулезу, ведь до открытия возбудителя и точных методов диагностики чахоткой называли от пневмонии и бронхита до нейросифилиса.
Благодаря сохранившимся трудам Гиппократа и ученым древнего Китая, можно сделать вывод, что туберкулез охватывал обширную часть населения мира во все времена.
В заметках Гиппократа, Авиценны, описываются острые и хронические заболевания легких с такими симптомами как легочные кровотечения, сильный кашель с мокротой и кровохарканьем, истощение организма, упадок сил, обширная интоксикация.
Именно Гиппократ первым ввел в практическую медицину метод аускультации- прослушивание грудной клетки.
Нас всех с Вами неоднократно обследовали с помощью этого метода, а образ доктора без фонендоскопа вообще маловероятен
Правда Гиппократ не мог похвастаться современным фонендоскопом, он прикладывал ухо к грудной клетке пациента и, если слышал несвойственные шумы и хрипы делал вывод о наличии болезни.
Уже в древние времена догадывались о заразности чахотки, но иногда выводы были ошибочны.
Полагали, что болезнь передается по наследству, и в некоторых странах зараженным чахоткой беднягам не давали вступать в брак.
Тем не менее Аристотель предполагал, что начало болезни «витает в воздухе» вокруг больного чахоткой, а в древней Персии больные чахоткой были изолированы.
Туберкулез в средние века имел еще одно название- золотуха. Если под чахоткой подразумевалась легочная форма, то золотуха -означала наружную инфекцию, которая поражала кожу, слизистую, лимфоузлы.
Золотуха также именовалась «королевским злом», ведь в те времена самым верным способом исцеления считалось прикосновение короля. Чаще всего король прикасался не к самому больному, а к монетке, которую затем передавали зараженному.
Вы не поверите, но в XIV веке выстраивались тысячные очереди в надежде на исцеление.
Есть упоминания, что Эдуард I исцелял почти 2000 больных золотухой в год. Однако, мы же помним, что не все болезни были туберкулезом.
Чахоткой и золотухой называли целый ряд болезней несвязанных друг с другом, в том числе и обычный дерматит.
Чаще всего взрослые заражались туберкулезом друг от друга, а дети через некипяченое коровье молоко, в большинстве случаев со смертельным исходом.
Легочная форма туберкулеза могла унести жизни целого монастыря.
О наличии инфекции никто не подозревал, больных в госпитале зачастую укладывали в одну постель со здоровыми людьми, тем самым поддерживая распространение болезни.
Жертвы вампиров
В нескольких штатах Новой Англии было распространено поверье о том, что страдающие туберкулёзом — это жертвы вампиров.
Частым сценарием развития болезни было заражение одного члена семьи и его смерть на фоне угасания других заражённых от него родственников.
В таком случае могли вскрыть могилу усопшего, и если труп казался слаборазложившимся, особенно с наличием жидкой крови, на него возлагалась вина за высасывание энергии из ещё живых.
Чтобы защитить их, у покойника могли извлечь и сжечь внутренние органы, а также отрубить ему голову.
Чахотка XIX века-благородная, аристократическая и романтическая болезнь.
Особых размах болезнь приобрела в XIX веке. Чаще ей болели рабочие на фабрике, преимущественно мужчины – по понятным причинам (тесный контакт, плохая гигиена)
Но и высший свет эпидемия не обошла, наоборот среди высших сословий Чахотка считалась «своей».
Почему же туберкулезом на Руси болели аристократы?
Дворцы . В нашем непростом климате деревянное жилище считается более здоровым. Древесину легче сушить отоплением, чем камень. А Санкт-Петербург- сырой и промозглый город, построенный среди болот, с самого начала был каменным. Воздух в плохо протапливаемых дворцах был сырым и не способствовал здоровью дыхательной системы.
Русская баня. С ее помощью издревле выгоняли из организма хворь, но у высшего света Северной Пальмиры она не пользовалась популярностью.
Пища. Богатая витаминами, сбалансированная русская пища уступила в столице место европейским блюдам. Квашенную капусту, например, считали пищей бедняков.
Урбанизация. На Руси люди жили просторно, а в городе на смену простору пришла массовка.
Мода. Корсет- для высшего сословия являлся обязательным элементом не только женского, но и мужского костюма. Постоянное ношение корсета деформировало грудную клетку. Нижние отделы легких сдавливались, дыхание становилось поверхностным, и кислорода организм получал меньше.
Аристократическая болезнь
Чахотка не считалась непристойной болезнью, следствием нищеты и обездоленности. Наоборот, в XIX веке полагали, что туберкулёзом заболевают люди, обладающие особо тонкой и ранимой душевной организацией. Это много думающие, творческие, умные и чувствительные люди. Считалось, что чахотку вызывают нервные потрясения, несчастная любовь, ипохондрия и сердечные раны.
Налицо «романтизация» недуга. Чахоткой болеть было модно. В литературе XIX века главные герои и героини страдают и погибают от чахотки. Больная чахоткой девушка – тонка и изящна, бледна и задумчива, у неё совершенно очаровательный чахоточный румянец и аристократический блеск глаз. Конечно, когда температура держится месяцами, глаза будут блестеть, а румянец пылать.
Высший свет буквально грезил этим нездоровым образом: дамы закапывали в глаза белладонну, чтобы получить вожделенный горящий чахоточный взгляд.
В XIX веке не было методов ранней диагностики. Поэтому, когда диагноз уже был поставлен, лечить было поздно. Тем не менее чахотку лечили. Помимо отхаркивающих средств больным выписывали капли на основе свинца, ртути, мышьяка. От такого «лечения» больной мог и умереть раньше, чем от самого заболевания.
Рекомендации докторов заключались в ведении правильного образа жизни, рационе, свежем воздухе и отдыхе. Разумеется, подобные советы до появления лекарств помогали немногим. Лишь в конце ХIХ века больных стали изолировать от здоровых, так как было установлено, что болезнь очень заразна.
Высокопоставленных жертв чахотки было великое множество. Не обошла стороной болезнь и представителей царской фамилии. Они даже не скрывали свой диагноз. Он не был причиной отказа другой стороны в период помолвки. Некоторые из членов царской семьи не смогли противостоять инфекции в раннем возрасте. Другие прожили с туберкулезом лёгких много лет.
Шли годы и накапливалось все больше знаний, а самое главное методов дифференцирования туберкулеза.
Из-за авторитетности мнения гибли люди
Самый большой прорыв в изучении туберкулеза произошел в XIX веке. Способствовало этому повсеместное вскрытие трупов и появление микроскопов. Французский исследователь Рене-Теофиль Лаэннек в 1819 году описал туберкулезный бугорок- омертвевшей легочной ткани. В связи с этим зародилось название от латинского- Tuberculum (бугорок). Чахотку постепенно стали называть бугорчаткой.
Отечественный ученый Николай Пирогов в 1852 году описал в туберкулезном очаге "гигантские клетки", а также отметил инфекционный характер заболевания. Его выводы нашли подтверждение у французского врача Жан-Антуана Вильмена, который отметил, что наиболее высокое распространение туберкулеза у людей из монастырей, тюрем и бараков, а также матросов.
Против этой теории был Рудольф Вихров- Его авторитет в научном сообществе был выше, из-за чего инфекционную природу туберкулеза отрицали вплоть до 24 марта 1882 года.
Роберт Кох - пару слов о гении
В Германии от туберкулеза умирал каждый седьмой человек, и Кох решил найти возбудитель туберкулеза. Ему удалось обнаружить бактерии в виде палочек только из 271-ого препарата, при посеве которого на питательную среду и последующего специального окрашивания удалось выделить возбудителя, при заражении которым у морских свинок развивался туберкулез. 24 марта 1882 года Кох объявил о своем открытии. Бактерия получила название по имени первооткрывателя - "Бацилла Коха"
Открытия Коха сделали его одним из тех лиц, кто определяет направления развития здравоохранения. В 1885 году Кох стал профессором Берлинского университета и директором только что созданного Института гигиены, при этом продолжая изучать возбудителя туберкулеза, что впоследствии привело к разработке туберкулиновой пробы, которая и по сей день используется в диагностике туберкулеза.
В 1905 году за «исследования и открытия, касающиеся лечения туберкулеза», был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Вакцина, диагностика, рентгеновские лучи
После подтверждения инфекционной природы туберкулеза появилась одна из главных задач - создание вакцины. Только спустя 37 лет в 1919 году французские ученые Кальметт и Герен разработали противотуберкулезную вакцину БЦЖ, а первая прививка новорожденному была сделана через три года. С тех пор и по настоящее время БЦЖ остается единственной доступной вакциной против туберкулеза. Она обязательна во многих странах мира, включая Россию.
37 лет прошли не зря , за это время случилась массовая диагностика туберкулеза. Клеменс Пирке в 1907 году создал накожную пробу.
Затем Шарль Манту разработал более эффективную внутрикожную реакцию. Проба манту целое столетие была основным методом диагностики туберкулеза, и не так давно на ее позиции успешно приходит диаскин-тест.
Еще одно открытие - рентген, х-лучи, которые в 1985 году открыл Вильгейм Рентген. Позже ученые предложили использовать эти лучи в диагностике туберкулеза. Сегодня флюорография остается основным способом массовой диагностики туберкулеза.
Лечение
Лишь через 69 лет в 1943 году ученые Зельман Ваксман и Альберт Шац получили противотуберкулезный антибиотик – стрептомицин. Так впервые в истории человечества медицина научилась полностью излечивать туберкулез.