Семён Михайлович Будённый – один из первых и один из наиболее известных маршалов Советского Союза. Хотя с карьерой ему везло, в личной жизни у него долгое время были проблемы. Первая супруга Будённого, Надежда Ивановна, погибла, по официальной версии, из-за несчастного случая: взяла у мужа пистолет и выстрелила себе в висок, думая, что оружие не заряжено; оказалось, это не так. По другой версии, Надежда Ивановна о том, что оружие заряжено, знала и выстрелила, потому что ей надоело терпеть интригу мужа с молодой любовницей, его будущей женой (другие источники, однако, утверждают, что знакомство Будённого с девушкой произошло уже после гибели Надежды Ивановны). По третьей – Будённый сам выстрелил в жену.
Вторая же жена Будённого, Ольга Стефановна Будницкая, оказалась в лагерях, а затем – в ссылке. О жизни Семёна Михайловича с ней, о том, как к молодой жене относился Сталин, и за что Ольга Стефановна оказалась в местах не столь отдалённых, мы поговорим сегодня.
Курортный роман
Ольга Стефановна Будницкая родилась в 1905-м году в Екатеринославе (современный Днепропетровск). Её отец был работником железных дорог. Саму Ольгу привлекала стезя артистки. На момент встречи с Будённым девушка ещё не была оперной певицей. Вначале она работала телефонисткой, затем, в период с 1923 по 1927 годы билетным кассиром. Благодаря помощи Будённого поступила в консерваторию и смогла исполнить давнюю мечту. Также известно, что Будницкая была замужем за неким С.Е. Руновым, с которым развелась в 1924-м году, по одним сведениям, или в 1926-м, по другим.
О том, когда начался их роман, как мы уже говорили, существует две версии. По одной, Будённый начал встречаться с Будницкой, когда ещё жена была жива, и привёл её в дом едва ли не через день после смерти жены. По другой, спустя год.
Изначально это был курортный роман. Будённый приехал на отдых в Кисловодск, где познакомился с Ольгой, которой было на тот момент 20 лет. Михайлова на курорте была не одна, а в компании с сослуживцем Семёна Михайловича. Яркая брюнетка покорила Будённого, но уводить у товарища женщину он не собирался. Правда, сама Ольга была другого мнения: либо её зацепила харизма Будённого, либо показались заманчивыми перспективы стать супругой тогдашнего инспектора кавалерии РККА и помощника главкома армии по кавалерии.
Курортный роман привёл к чему-то большему. 19 января 1927-го года Ольга Стефановна и Семён Михайлович официально зарегистрировали брак.
В браке
После окончания столичной государственной консерватории и двух лет аспирантуры в 1934-м году, опять-таки благодаря помощи мужа, Будницкая (которая взяла сценический псевдоним Михайлова) стала примадонной в Большом театре.
Известно, что Михайлова исполняла партию Вани в опере Глинки «Иван Сусанин», партию Лели в «Снегурочке». У её супруга также был неплохой музыкальный слух. Он любил играть на баяне. И, принимая дома гостей, чета устраивала им представления: жена пела, муж играл на гармони.
Любые капризы супруги Будённый выполнял с большой охотой. Дарил ей дорогие вещи (а Ольга любила жить в роскоши), драгоценности, роскошные платья… и терпел многочисленные измены.
Семён Михайлович постоянно был в разъездах по военным округам. Уделять столько времени молодой жене, сколько та требовала, не мог. И Михайлова этим пользовалась: практически в открытую изменяла мужу.
По рассказам дочери Будённого от третьего брака, Нины, особенно бурный роман изменщица закрутила с тенором Большого театра по фамилии Алексеев.
«Папа был в курсе, стукачей в Большом хватало. Но он ничего не предпринимал, а почему — я не знаю. Может быть, из гордости, может, от любви...», – рассказывала Нина.
Слухи о романах жены, кажется, не повлияли на отношение Будённого к Ольге. Он хотел своих детей, потому что в первом браке с женой так их и не завёл. А вот сама Михайлова детей не хотела – боялась испортить фигуру, не хотела прерывать карьеру в театре.
Известно также, что Ольга не только ходила на бесконечные банкеты, приёмы, но также допоздна засиживалась в иностранных посольствах – в частности в посольствах Германии и Японии. Ездила она не по официальным приглашениям, не в составе группы артистов – одна. Принимала там дорогие подарки. Это Ольгу Стефановну и сгубило.
Лагеря, ссылка и смерть
По слухам, Иосиф Виссарионович Сталин сам как-то в разговоре с Будённым назвал его жену плохой. Тот же заявил, что речь идёт не о политическом вопросе, а о вопросе личного характера. Как бы то ни было, связи Михайловой с гражданами иностранных государств стали причиной её падения.
Михайлову арестовали в августе 1937-го года. Британский литературовед Дональд Рейфилд в книге «Сталин и его подручные» писал, будто бы сдал властям свою жену сам Будённый. Однако это не правда – в августе Будённого в Москве не было, он отправился инспектировать военные округи.
Ольга Стефановна была обвинена в шпионаже и в связях с врагами СССР из Чехословакии и Польши. На допросах Михайлова заявила, что изменяла Будённому в числе прочих лиц и с польским шпионом, которому обо всём важном, что узнавала от супруга, докладывала. И получала за это деньги. Призналась и в том, что собиралась отравить мужа. И также заявила, будто сам Будённый настроен против Сталина: Сталин в это не поверил.
Разумеется, признания эти были выбиты под пытками. Надломилось у Ольги не только физическое, но и душевное здоровье: говорили, что со временем у неё развилась шизофрения.
Михайлову осудили на восемь лет лагерей. Отбывала заключение она во Владимирском централе. Как социально опасному элементу в 1945-м году ей добавили ещё три года. А после, в 1948-м году Ольгу Стефановну отправили в ссылку в Енисейск. Вот, что по этому поводу говорила заведующая фондами Енисейского Краеведческого музея М.Г. Мощалкова:
«Ольга Стефановна ходила в Енисейский театр в вечернем платье, в туфлях, тогда как енисейские жители в фуфайках. Для Михайловой-Буденной театр был главной отдушиной, ведь это было воспоминание своей прошлой, счастливой жизни».
А вот воспоминания обычной жительницы Енисейска Геры Яковлевны Безруких о Михайловой:
«Однажды я, возвращаясь из школы, увидела женщину в шикарном костюме. Она тащила тяжелые сумки, и я решила ей помочь. Дорогой мы разговорились, она сказала, что ей нужна квартира. Я ответила, что поговорю с мамой… Буденная делала маникюр и педикюр. Всегда была накрашена и завита. Носила заколку в виде большого голубого банта. Но после нескольких лет тяжелой и утомительной жизни у нее начала развиваться болезнь шизофрения. Она начала писать доносы, в том числе и на мою бабушку. За что и лишилась жилья».
В 1953-м году Михайлова устроилась на работу в местную школу. Хотела преподавать там французский язык, который отлично знала, но, поскольку была ссыльной, ей дали работу уборщицей. Сама директор школы А.Е. Цветкова говорила, что из-за болезни по женской части ей давали в основном лёгкую работу. Правда, как запомнила Мощалкова, она однажды видела, как Ольга Стефановна «измученная, похудевшая в длинном пальто, подпоясанном веревкой, тащила вязанку дров на третий этаж».
В том же году Будённый написал письмо в главную военную прокуратуру, в котором отметил, что не верит, чтобы его жена могла совершить против советской власти какое-либо преступление. А ещё через пару лет написал письмо в КГБ, попросил пересмотреть дело бывшей супруги. В 1956-м году её освободили.
Будённый перевёз Ольгу Стефановну в столицу, давал ей деньги. На тот момент он уже снова был женат – на двоюродной сестре Михайловой Марии Васильевне 1916-го года рождения, которая подарила ему долгожданных детей: сыновей Семёна и Михаила и дочку Нину. Михайлова заглядывала к бывшему супругу в гости. Будённый пристроил её в больницу.
Мужа она, несмотря на подорванное здоровье, пережила и умерла в 1976-м году (Будённый скончался в 1973-м). В полном одиночестве в однокомнатной квартире, которую помог ей «выбить» после освобождения Семён Михайлович.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!