Переступив незримую черту,
Вхожу в сезон осенней круговерти,
Где запахи играют в чехарду
Напоминаньем о прошедшем лете.
Щекочут нос эфирные масла,
Осенний запах стоек и прозрачен.
В нем столько еще летнего тепла!
Жаль, каждый миг прощаньем обозначен.
(Дина Лебедева)
Лето прошло, но как же не хочется его отпускать. Предлагаю продлить его, хотя бы на пару часов, переместившись вместе с героями книги Владислава Крапивина «Трое с площади Карронад» на берег черного моря.
Знакомство с главным героем повести Вячеславом начинается в салоне самолета, который летит по маршруту «Усть-Каменск – Город». Слава, вместе с мамой летел к своей мечте – к морю на ПМЖ.
Народная мудрость гласит – «Где родился, там и пригодился», -но мальчик Слава всегда чувствовал себя лишним в этом уральском городе. Отец погиб, друзей нет, единственная отдушина — это мама, да занятия в парусной секции. Ведь юный юнга с малолетства грезил морем и кораблями. Но светлая полоса очень часто сменяется темной. Секцию закрыли, новый мамин ухажер Константин Константинович воспринимал Славу как помеху личному счастью:
«Он хотел схватить Славку за плечо. Славка откачнулся и сказал: – Оставьте меня в покое. – В покое?! – Он взвизгнул и задышал, будто обжёг рот горячей картошкой. – Тебя в покое? А меня?.. Ты мне жизнь изломал, змеёныш! Славка удивился. Спросил с любопытством и чуть пренебрежительно: – Каким образом? – А таким, что ты на свете есть… – неожиданно усталым и печальным голосом проговорил Он. – На кой чёрт ты появился? Мне свой сын был нужен, а не такая пиявка…»
«Чужие дети» - одна из социальных проблем, которые поднимает Крапивин в своей книге. Подчас, при создании семьи, эмоции застилают глаза, и влюбленные забывают, что при строительстве семьи нужно будет учитывать потребности не только второй половинки, но и ее детей от предыдущих отношений. А принять чужих детей может не каждый.
Переезд Вячеслава с мамой к бабушке Вере Анатольевне в приморский город перевернул жизнь мальчика. Он не только вновь начал заниматься парусным спортом, но и приобрел настоящих друзей, которые друг за другом хоть в огонь, хоть в воду.
Один из них Тимур, которого все воспринимали как фантазера и хулигана. А все потому, что он как истинный сын моряка не смог принять решение властей превратить старый боевой парусник «Сатурн» в ресторан. Тим попытался его угнать и затопить, чтобы он погиб как настоящий боевой корабль. Все восприняли его поступок как хулиганство, и только Славка по рассказу Тима смог понять, что он подготовился к операции «Спасение» и, если бы не прогнившие доски, у него все бы получилось. Именно на любви к морскому флоту мальчики сошлись, и Тимур стал для Вячеслава проводником в Городе и его истории.
Героическая история города и его защитников, а именно мальчишек-защитников, в периоды воин является одной из центральных тем произведения. Война прошла, а эхо войны еще слышно в Городе. И снова на передовой дети. Неразорвавшиеся снаряды находят дети и часто гибнут. Взрослые, вновь, воспринимаю это как хулиганство и безалаберность, которое приводи к трагическим последствиям. Но очень часто, взрослые не видят общей картинки. Чаще всего, гибнут дети, которые хотят спасти своих младших товарищей.
И такая несправедливость обижала Тима со Славой. У них была мечта – поставить памятник всем мальчишкам, которые погибли, защищая Город, и поставить его на площади Карронад.
«На серовато-желтом листе была нарисована площадь: дома в отдалении, камни, остатки стены, трава и голуби. Но это было не главное. Главными были ребята. Они втроем стояли на низкой каменной площадке сдвинувшись плечами и взявшись за руки. Они были почти такие, какими представил их Славка, впервые оказавшись на площади Карронад. Только третий – в съехавшем набок галстуке, со сбившимся бинтом на колене, с приподнятыми ветром волосами – не был угрюмым. Он смотрел спокойно и открыто. Они все смотрели спокойно и открыто-маленький артиллерист со старинных бастионов, двенадцатилетний юнга из морской пехоты и нынешний мальчишка из ближней школы. В их лицах не было суровости. Но улыбок тоже не было.»
Ранее, в одной из статей или в комментариях (не помню уже), я прочитала, что произведения Владислава Крапивина политизированы. Я, конечно, не все произведения автора прочитала, но особого реверанса в сторону правящей партии не заметила. Патриотическое воспитание – да! Социальные проблемы общества – да! Межличностные отношения и настоящая дружба – да!
А как Вы относитесь к работам Владислава Крапивина? Предложили бы своему ребенку их прочитать? С нетерпением жду Вашего мнения в комментариях.