Найти тему

Библия и Вселенная Чайковского

Оглавление

В первый сентябрьский день в вечернем эфире телеканала «Россия. Культура» состоялся премьерный показ Гала-концерта из масштабного творческого проекта маэстро Юрия Башмета и Русского концертного агентства «Путь Чайковского. Воткинск», который прошел на малой родине Петра Ильича в последнее августовское воскресенье. В эксклюзивных интервью Удмуртской филармонии каждый из солистов события определил роль и место музыки великого композитора в их жизни и сценической карьере.

Воткинск совершенно особенных чувств

В коротком эпиграфе к монологам оперных и балетных артистов заметим, что творческое предложение «Путь Чайковского» оказалось воплощенной идеей давнего и плодотворного сотрудничества Юрия Башмета и директора Русского концертного агентства Дмитрия Гринченко.

Еще два года назад они впервые материализовали в совместный проект большую искреннюю любовь маэстро Башмета к музыке Петра Ильича и уникальные умения менеджера от высокой отечественной культуры к подготовке, организации и реализации важных, интересных и своевременных художественных инициатив.

В конкретной ситуации речь ведем о цикле концертов и спектаклей на открытом воздухе в местах, связанных с сюжетами из жизни и творчества великого русского композитора, появившегося на свет в Воткинске.

Помимо малой родины Чайковского в проектный гастрольный маршрут вошли уральский Алапаевск и усадьба Демьяново неподалеку от подмосковного Клина, где Петр Ильич нашел-таки искомое уединение и где на финише его жизненного пути из-под его пера вышли несколько бессмертных творений.

— Главная идея этого проекта заключалась в том, чтобы показать творчество Петра Ильича через его работы в жанре музыкального театра, — Юрий Башмет приоткрывал свой новый замысел, в котором фрагменты из опер «Чародейка», «Мазепа», «Черевички», «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» входили в органичное сочетание с эпизодами из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». — И я уверен в том, что подобная «экскурсия» по творчеству гения оказалась очень интересна для всех — и для артистов, и для зрителей. Причем в Удмуртии место, где проходил Гала-концерт, отличается уникальностью. Всякий раз, приезжая в Воткинск, в город, где Петр Ильич родился, я испытываю совершенно особенные чувства…

Одна из основ жизни России

В далеком кануне предстоящего юбилея Чайковского (весь культурный мир будет отмечать 185-летие композитора следующей весной) Удмуртская филармония воспользовалась проверенной практикой и расспросила молодых солистов оперы и балета столичных театров об эмоциях, мыслях и состояниях, которые вызывает у них музыка Петра Ильича и пребывание на его малой родине.

— Можно сказать, что я вырос на романсах Чайковского, с раннего детства полюбив исполнять его музыку, — первым к нашему импровизированному свободному микрофону подошел баритон Николай Землянских. — Позднее в своей карьере я начал петь партию Евгения Онегина и сейчас исполняю её не только в России, но и очень часто за рубежом. Не скрою, мне отрадно, что заграницей музыка Петра Ильича снова становится актуальной…

— …можно даже сказать, что именно музыка Чайковского отменила на Западе пресловутую «Культуру отмены», — поиграл словами филармонический журналист.

— Да-да-да! Это вы очень правильно сказали, потому как что бы они там не говорили, без музыки Чайковского люди не смогут прожить ни в Америке, ни в Европе, — убежденно заявил певец и добавил. — Первый фортепианный концерт Петра Ильича стал неофициальным гимном нашей страны и когда сегодня впервые в жизни я ступил на землю, где родился Чайковский, то зарядился невероятной положительной энергией!

— Лучше не скажешь, и я присоединяюсь к мнению Николая, — ироничный человек и великолепный бас Данил Князев, исполнивший в Воткинске арию короля Рене из «Иоланты», в шутку хотел «отделаться» от интервью. — Мне тоже радостно выступать на берегу потрясающего пруда в прекрасном городе, который дал миру гения музыки. Произведения Чайковского напрямую связаны с моим детством и вызывают у меня теплые воспоминания. В первую очередь «Евгений Онегин» и его Первый концерт для фортепиано с оркестром. Скажу больше, мне кажется, что для русской музыки значение Чайковского аналогично роли Пушкина для русской словесности, литературы и поэзии. Также, как и Александр Сергеевич, Петр Ильич является нашим всем, потому что его музыка является одной из основ, позволяющих нам жить!

Тенор с музыкальной фамилией

— Партия Ленского не просто раскрывает душу певца. Это такой пласт русской культуры, который прямо-таки обжигает сердце. Поэтому для меня стало огромным счастьем и удовольствием впервые побывать и петь на родине автора оперы «Евгений Онегин», — с непритворным восхищением произнес Илья Легатов — тенор с исключительно музыкальной фамилией. — Вокруг неописуемой красоты воткинских мест, под руку потрясающего маэстро Юрия Абрамовича Башмета, петь для горожан и гостей прекрасного города. Ну а в будущем моей мечтой остается исполнении партии Германа. Когда я слышу музыку из оперы «Пиковая дама», то моё сердце начинает безумно колотиться. Если Ленский является одной из ключевых партий в лирическом репертуаре для любого тенора, то Герман — это кульминационная партия в драматическом репертуаре. При этом совершенно не зря великий Владимир Андреевич Атлантов говорил, что любит добавлять в роль Ленского драматизма, а в роль Германа наоборот лиризма. И уже сейчас никто не запрещает мне начинать учить и разбирать эту партию, слушать божественных русских певцов, выходивших на сцену в «Пиковой даме»…

Илья Легатов
Илья Легатов

Сказки для «вчерашнего» баритона

Если Илья Легатов пока осторожно примеривается к роли Германа, то «вчерашний» баритон, а ныне тенор Игорь Онищенко достаточно крепко поет в самой таинственной и мистической опере Чайковского.

— А вы знаете, как раз Петр Ильич и его опера «Пиковая дама» сыграли основополагающее значение в перезагрузке моей карьеры, — громогласно заявил даровитый певец с недюжинной мерой актерского мастерства. — До недавнего времени в течение десятка лет я был баритоном, и у меня никак не удавалось вынести прекрасную оперную музыку на какую-то серьёзную сцену. И вдруг, когда я впервые спел Германа, то эта роль как будто отворила мне двери и за короткий период я трижды подряд спел партии в разных операх Чайковского. Я просто-таки обожаю его фантастическую музыку! Петь её очень приятно и интересно. Как бы патетично и банально это не прозвучало, но в операх Чайковского ты действительно чувствуешь настоящий отклик Музыки в твоей душе. Что касается проекта маэстро Башмета, то я испытываю чувство счастья от того, что меня пригласили участвовать в гала-концерте в Воткинске. Поверьте, это какая-то сказка петь на набережной пруда в лучах заходящего солнца на фоне музея-усадьбы композитора и рядом с Благовещенским собором, где крестили младенца Петра.

Игорь Онищенко
Игорь Онищенко

Частицы в генетическом коде россиян

Завершив разговор с оперными солистами, интервьюер закономерно продолжил экспромтную перекличку встречами с солистками.

— Роль музыки Чайковского в моём творчестве и в жизни гигантская и бесконечная! — отвечая на поставленный вопрос, четко определила сопрано Альбина Тонких. — Впрочем, как и для большинства россиян. Мне вообще кажется, что в генетическом коде каждого жителя России заложены частицы музыки Петра Ильича Чайковского и Сергея Васильевича Рахманинова. Поэтому-то, наверное, мы и приходим в этот свет с особыми ощущениями и переживаниями к великому русскому искусству, к которому у нас есть шанс прикасаться, искать в нем новые краски и стараться раскрывать его тайны.

— Чайковский — мой любимый композитор! — эстафету в искренних высказываниях от Альбины Тонких переняла меццо-сопрано Валерия Торунова. — Говорю абсолютно честно, а не из-за того, что приехала сегодня в Воткинск. Творения Петра Ильича всегда были проводниками в моём музыкальном мире. Причем первой оперой, с которой я познакомилась в своей жизни, стал «Евгений Онегин». А сейчас моё сердце полностью принадлежит другой его опере — «Орлеанской деве» и заветной моей мечтой остается спеть партию Иоанны. И не важно на какой сцене. Потому что Чайковский — это наша душа, это наши просторы и величайшая Музыка!

— И для меня Чайковский тоже самый любимый композитор, а Татьяна из оперы «Евгений Онегин» — моя самая любимая героиня, — подключилась к обозначенной теме сопрано Рамиля Баймухаметова. — Петр Ильич гениальный автор, но его музыка бывает крайне сложной для исполнения. И это я четко понимаю для себя, прежде чем браться за партию Лизы из оперы «Пиковая дама». Конечно, в будущем я обязательно хочу спеть эту исключительно крепкую партию… Но, когда подрасту, т.е. когда подготовлюсь к ней не только с вокальной точки зрения, но и ещё и с точки зрения личностной зрелости. Потому как «Пиковая дама» является одним из самых пронзительных и загадочных творений в истории мирового оперного театра.

Юрий Абрамович и Валерия Абрамова

— Чайковский сыграл одну из самых важных ролей в моей жизни с раннего детства, — черед высказаться наступил для скрипачки Валерии Абрамовой, которая в дуэте с примой Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Натальей Сомовой солировала в «Русском танце» — вставном музыкально-хореографическом номере в третьем акте балета «Лебединое озеро». — Когда я была очень маленькой и когда еще не занималась на скрипке, мне нравилось смотреть его балеты и слушать музыку. Позже, когда я уже училась в музыкальной школе, то выучила и исполняла как раз «Русский танец». Это произведение мне нравилось тем, что в детском восприятии обладало игривым характером, когда можно было показать и кантилену, и быструю часть. Став старше, мой репертуар во многом тоже собирался из сочинений Петра Ильича, включая его знаменитый концерт. Ну а когда я вошла в состав Всероссийского юношеского симфонического оркестра, то под началом Юрия Абрамовича Башмета мы начали играть и симфонии Чайковского и его балетную музыку. Поэтому более близкой музыки, чем музыка Петра Ильича для меня пока что нет. Хотя я люблю учить и играть пьесы очень многих композиторов. Но всё-таки музыка Чайковского – это что-то неповторимо родное, русское и самое близкое.

— Лера! Мне вспомнились живые эмоции Юрия Абрамовича, когда два года назад в общении с прессой на 65-м фестивале искусств «На Родине П.И. Чайковского», маэстро пересказал вашу историю, которая произошла на Международном конкурсе музыкантов-струнников в Будапеште. «Мне было очень приятно услышать, как замечательная юная российская скрипачка Валерия Абрамова, завершавшая показательные выступления на конкурсе в столице Венгрии, сказала, что будет «исполнять мой любимый концерт моего любимого композитора — Петра Ильича Чайковского!» — процитировал выдающегося музыканта современности обозреватель Удмуртской филармонии.

— Да, всё верно! Я так и говорила, — улыбнулась изящная красивая девушка. — Это произошло перед финалом конкурса, по условиям которого все финалисты автоматически становились лауреатами. Так вот всем нам перед решающим туром задали один и тот же вопрос: «Думаете ли вы о том, что станете победителем, и какие у вас ощущения от этих мыслей?» И я на эмоциях призналась, что у меня нет мыслей о том, стану я победителем или нет. «Зато я очень рада и счастлива, что могу за границей играть музыку Чайковского в то время, когда в Европе её стали запрещать! Поэтому я буду исполнять мой любимый концерт моего любимого композитора — Петра Ильича Чайковского»! Причем я не стала делать специальный акцент на политической ситуации, а обратила внимание на то, что любому музыканту всегда приятно исполнять родную музыку. Это приносит тебе совсем другие ощущения в комбинации чувства гордости, счастья и большой любви ко всему, что происходит в этот момент на сцене. Потому что на самом деле в этот момент ты показываешь самого себя!

Валерия Абрамова
Валерия Абрамова

Когда тело излагает звук

— Начну с того, что я тоже очень люблю музыку Чайковского. С самых первых моих шагов в балете она всегда пребывает рядом со мной и продолжает делать это сегодня. Причем находясь на сцене, когда ты слышишь балетные творения Петра Ильича, твое тело волей-неволей само начинает излагать его музыку, — вслед за Валерией Абрамовой собственными впечатлениями поделилась Наталья Сомова. — Несмотря на то, что я много лет танцую в балетах Чайковского, они не перестают мне нравиться, не перестают ощущаться свежо и по-новому.

— Не помню точно, кто из композиторов предположил, что «Щелкунчик» — это, пожалуй, самая добрая музыка в мире. Согласитесь с этим эпитетом?

— Соглашусь. Хотя кто-то уверяет, что и в этой музыке у Петра Ильича слышатся трагические нотки. А я бы так не сказала. В ней есть драматизм, но всё равно это очень нежная добрая прекрасная созидающая великая музыка.

Наталья Сомова
Наталья Сомова

Балетное евангелие от Петра

— Даже не знаю, какие надо подобрать точные слова, выражающие ценность музыки Чайковского для артистов балета? — премьер Большого театра Денис Родькин, который на Гала-концерте в Воткинске танцевал в паре с примой Большого театра Элеонорой Севенард, попытался быть одновременно кристально честным и нетривиальным. — Вот что в жизни человека самое важное, как вы думаете?

— Денис, ответы на этот простой и в тоже время сложный вопрос мы можем искать бесконечно.

— Хорошо, тогда я так скажу — для артистов балета музыку Чайковского, наверное, можно сравнить с Библией для верующих христиан, — заключал солист все равно, что глаголил благую весть, и вспомнилось, что слово «евангелие» с древнегреческого переводится как благовест. — Всем известно, что самым популярным балетом в мире издавна остается «Лебединое озеро» и любой премьер обязан танцевать этот спектакль. А еще, на мой взгляд, лучше музыки Чайковского для балета пока не написано. Петр Ильич написал музыку всего к трем балетам, но зато все они попали даже не в десятку как принято иногда считать, а в сто из десяти. В каждом из его балетов музыка абсолютно гениальная, и танцуя под неё, помимо большого удовольствия ты получаешь еще и огромную меру одухотворённости. Она помогает тебе на сцене, и под его музыку в мире нет ничего лучше, чем русский балет. Поэтому всё произошло закономерно, всё как должно быть — настоящий гений родился в России.

— А мне недавно посчастливилось поставить в Большом театре оперно-драматический спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Николаевича Островского и как раз с музыкой Петра Ильича Чайковского, — завершать своеобразный опрос выпало ведущему Гала-концерта, известному московскому режиссеру Алексею Дубровскому. — И это было замечательно, потому что как мне представляется, очень важно было вернуть «Снегурочку» к первоисточнику, которым полтора века назад стала совместная работа двух русских гениев — драматурга и композитора. Причем для меня Петр Ильич Чайковский продолжает оставаться той Вселенной, которую можно изучать тысячелетиями.

Элеонора Севенард и Денис Родькин
Элеонора Севенард и Денис Родькин

Классика как часть нашей жизни

— Как вам удается находить классные творческие идеи, а потом успешно и красиво их реализовывать? — без всякого заискивания провинциала к столичному мэтру, а с неподдельным интересом и актуальным вопросом интервьюер обратился к директору Русского концертного агентства Дмитрию Гринченко.

— В желании сделать что-то хорошее для людей. Сделать искренне, честно и глубоко, — для начала Дмитрий Владимирович нашел очень лаконичный и емкий ответ, а затем развил мысль. — Мы хотим продемонстрировать, что классическая музыка — это не какой-то музейный раритет, которым мы гордимся, но не подпускаем к ней публику с окриком: «Не трогайте её!» Наоборот, мы работаем в желании показать, что сегодня именно классика очень близко соприкасается с нами и становится неотъемлемой частью нашей жизни.

— Получается, что музыка Чайковского только помогает вам в этой праведной важной работе?

— Разумеется, помогает. Вспомните, что в 1891 году никто ведь не вкладывал деньги, не инвестировал ресурсы в то, что именно Чайковского пригласили в Нью-Йорк открывать знаменитый теперь концертный зал Carnegie Hall. И совершенно неслучайно, что уже сегодня в разных китайских городах на сценах местных театров ежедневно (!) идут 50 «Лебединых озёр», а везде по миру исполняются симфонии Петра Ильича. А какую еще оперу в мире кроме разве что «Бориса Годунова» Мусоргского по частоте исполнения можно поставить рядом с «Пиковой дамой»?! Не забываем мы и о том, что выдающийся Пласидо Доминго выучил русский язык для того, чтобы спеть в «Евгении Онегине». С недавних пор Чайковский стал самым скачиваемым из русских композиторов на сетевых стриминговых платформах и всё вместе это означает то, что музыка Петра Ильича находит живой эмоциональный отклик в сердцах сотен миллионов человек по всей планете. Не говорю о России — это понятно без лишних слов. У нас с вами феноменальная страна и поэтому в самые непростые времена мы возвращаемся к тому, что делает нас русскими людьми по своей сути… И Чайковский — в действительности наше всё! Это неоспоримо. Но к работе с этой неоспоримостью надо каждый день подходить профессионально и углублённо, и тогда «наше всё» будет не абстрактным, а реальным родным современным и отвечающим запросам сегодняшних дней!

-9

Текст: Александр Поскребышев
Фото: Руслан Хисамутдинов