Наблюдая за поведением взрослых и детей, замечаю, что обесценивается работа учителя. Это подтверждают рассказы моих коллег, моей дочери и внука, который посещает школу. Проявляется это в неуважительном, иногда даже хамском отношении детей к преподавателям. Некоторые родители тоже обесценивают работу и проявляют неуважение к учителям, что еще больше подпитывает вызывающее поведение детей. Они не понимают, что их дети, становясь взрослыми, будут вести себя неуважительно с родителями, потом на работе и в других местах. Почему так происходит? Согласна, что некоторые учителя действительно превышают свои полномочия, показывая свое превосходство, психологически травмируя детей. А иногда позволяют себе и физическое насилие над ребенком. Но не об этом речь. По - моему, родители требуют от учителей, чтобы те обучали их детей и повышали их уровень образованности: высокие оценки, победы в олимпиадах, результаты ЕГЭ и так далее. Более того, родители хотят, чтобы в школе занимались воспитанием, на которое у них нет времени, да и способностей особо нет. Задача учителя провести урок, передать знания, проверить домашнее задание, поставить оценки. Также он обязан следить за поведением учеников в школе с точки зрения безопасности. Как думаете, должен ли отвечать учитель за то, что ученик не выполнил домашнее задание, за уровень воспитания ученика и за то, как он ведет себя с другими? Нет. Ответственность за детей несут родители, а пока они в школе — учителя. Соответственно, слушать они должны родителей дома, а учителей в школе. Педагог может провести беседу с учеником и родителями, обозначить проблему, предупредить о последствиях. Знаю по себе: не получишь удовольствие от работы, если дети не получат результаты. Но никто не думает об учителе, о душе, которую он вкладывает в свою работу, о старании, которое он прикладывает по отношению к детям. Это не должно отменить чувство благодарности к тем, кто сделал для детей больше, чем от них требовалось. Поэтому 2 сентября, вспоминая своих коллег и учителей, ушедших в мир иной, решила посетить часовню иконы Божией Матери "Взыскание погибших" на Ильинской площади в Самаре.
От самарского жд вокзала до Ильинской площади примерно пятнадцать минут неторопливой ходьбы. В советское время, когда училась в институте, здесь был убогий, заброшенный скверик, в котором собирались алкаши из близлежащего квартала. Рядом была бензоколонка. К счастью, эта площадь фактически родилась заново. Ей вернули историческое имя – Ильинская, а потом здесь появился красивый мемориал памяти самарских подвижников православной веры – митрополитов Мануила и Иоанна. Именно Иоанн был инициатором возвращения городу Куйбышеву исторического имени Самара.
Почти все мои учителя ушли в ту даль, из которой нет возврата: «Уходят в мир иной учителя. Им не успели низко поклониться. Лишь боль утраты искажает лица, когда уже ушли учителя.» Перед иконой Божьей Матери и памятником, изображающим отца Иоанна и его наставника — владыку Мануила с надписью «Поминайте наставников ваших»
щемит сердце и тяжело дышать. И как не вспомнить Гертруду Ивановну Верещак (учителя русского языка и литературы),
Фёдора Тимофеевича Гребенникова (учителя истории),
Петра Николаевича Шапина (учителя химии),
Екатерину Григорьевну Плешакову (учителя биологии), Галину Григорьевну Бударину (учителя немецкого языка), Римму Николаевну Юкласову (учителя математики),
Валентина Ивановича Березовского (учителя по трудам),
Веру Ивановну Солдатову (директора школы).
Начальная школа была для меня маленьким раем на земле. Сюда бежала на встречу с первой учительницей Ниной Филипповной Дергачёвой, которая учила нас, сельских ребятишек, азам школьной мудрости: письму, счёту, чтению.
В моём сердце навсегда осталась память о самом первом, о самом любимом учителе: чутком, отзывчивом, одновременно строгом и справедливом, который заботился о нас, как о собственных детях. Нина Филипповна научила меня правильно держать ручку, писать первые крючки и палочки, выводить буквы. Помню, как старалась дотянуться до таких красивых букв, как у неё. Долгие годы я хранила обычный листочек в линейку с диктантом с одной ошибкой в слове "ещё", проверенным рукой второй учительницей младших классов — Костылёвой Татьяной Кузьминичной.
После окончания начальной школы мы переживали расставание с дорогой учительницей. Помогала нам осваиваться на новой ступени школьной жизни классная руководительница Гертруда Ивановна Верещак (на фото – третья во втором ряду слева).
Она преподавала у нас русский язык и литературу. До сих пор доносится до меня её уверенный голос. Я не зря заговорила о голосе учителя. Это очень важно, каким голосом подаётся информация. Голос учителя не менее важен, чем знания, которые он пытается дать ученикам. Преподавателя с неуверенным, слабым голосом вряд ли будут внимательно слушать. Вот почему манеру говорить Гертруды Ивановны запомнила на всю жизнь, она напрямую влияет на восприятие её образа в моей памяти. С неё брала пример и училась управлять своей речью, чтобы ученики слушали и слышали.
В памяти остались и мероприятия, которые проводились в классе. Школьные чаепития, — пожалуй, одни из самых сладких воспоминаний детства. Их устраивали по важным праздникам, а также дням рождениям учащихся. Сдвигали парты, грели чайник. Как это было, окунуться на пару минут в детство мне поможет рецепт кокурок на сметане, которые часто пекли мы сами к чаепитию. Рецепт похож на тот, из чего бабка в сказке колобка слепила. Помните, он хвастался, что "по сусекам метён, на сметане мешон, в сыром масле пряжон". Вот, прямо, точно про мои кокурки. Для приготовления печенья понадобится:
- мука - 1,5 стакана,
- сливочное масло - 100 г.,
- сметана - 5 ст.л.,
- сахар - 4 ст.л.,
- соль - 1 ч. л.
Тесто для кокурок замешиваю на сметане и сливочном масле, добавив соль и сахар. Солю крупной солью, чтобы, когда раскусываешь готовую кокурку, попадались крупинки соли, которые создают очень интересный вкусовой контраст. Тем и хороши эти кокурки. Понемногу добавляю просеянную муку, сначала рублю все ножом, а затем, добавляя еще муки, начинаю месить руками. Тесто, хорошо вымешанное, раскатываю в пласт, толщиной миллиметров семь, и вырезаю из него небольшие кружочки. Затем обрезки опять скатываю в колобок, раскатываю и вырезаю снова, пока не закончится тесто. Раскладываю на противень, накалываю вилкой и ставлю в разогретую духовку на полчаса.
Тесто не увеличивается в объеме при выпекании, потому что в нем нет ни дрожжей, ни разрыхлителя. Вот такая аппетитная семейка золотистых кокурочек у меня получилась: внутри мягкие, снаружи хрустящие.
Думаю, есть среди вас счастливые люди, которые тоже уже в детстве готовили кушанья своими руками. Мне довелось испытать это счастье. Самое теплое воспоминание из детства — сборы в школу на мероприятия. Мы никогда не сбрасывались на небольшое чаепитие, каждый приносил свое. Кто-то, может, и магазинное приносил, но в основном своё, домашнее: Лена Щипанова винегрет с зелёным горошком делала, Оля Тимашева плюшки сердечком приносила... Что примечательно, всегда все предлагали угоститься, даже если там всего-то небольшая шоколадка или несколько печенек было. И вот эти воспоминания греют душу на протяжении всей жизни. А приготовление кокурок было такое же незатейливое и простое, как простая душа моей любимой учительницы. Чаепития для нас были просто необходимы: они ещё больше объединяли класс, давали нам возможность раскрыться в непринуждённой обстановке, пообщаться. Мероприятия, проводимые Гертрудой Ивановной, оставили яркий след в моей памяти о школьной жизни. Моя любимая школа навсегда останется самым заветным воспоминанием, которое переполняет душу светлой радостью, безграничной нежностью и лучезарным теплом. А наставники — навечно в моей душе. Спасибо судьбе, подарившей встречи с удивительными людьми, благодаря которым состоялся и мой профессиональный выбор. До сих пор они являются для меня и многих выпускников Натальинской школы
примером служения делу просвещения и воспитания подрастающего поколения, искреннего отношения к жизни и людям. Знаю, что и Света Фролова, и Игорь Демьяненко, и Олег Пятаков, и Иван Поваров, и Иван Ивлев, мои одноклассники,
которым школа открыла путь в будущее, бережно хранят память о своих учителях: «Вдруг вспомним одобрительный кивок и мягкий свет учительской улыбки…Спасибо Вам за каждый Ваш урок. Простите нам невольные ошибки. В урочный час, тревогу затая, ступаем в жизнь от школьного порога. Учитель провожает нас в дорогу…За все простите нас, учителя.»
Подводя итог, хочу сказать, если родители и дети будут с уважением и почтением относиться к учителям, то от этого выиграют все: самим учителям будет приятно, они ещё с большим усердием будут выполнять свою нелегкую работу, а родители и общество в целом получат более дисциплинированных, порядочных и вежливых детей, то есть будущих взрослых представителей общества.