Русский язык действительно великий и могучий… И прежде всего потому, что порой очень точно выражает смысл некоторых наших действий и поведения.
Произнося те или иные фразы, мы порой не задумываемся глубоко об их смысле. Нас устраивает их смысл, а то, что этот смысл порой выражает весьма грустные и трагичные реальности – нас мало волнует.
А иногда не волнует вообще, ибо наш «волнительный аппарат» настроен совсем на другие вещи.
Давайте разберемся с одним из таких расхожих выражений.
Каждый хоть раз слышал, да и произносил сам фразу: «Я хожу в церковь…»
Казалось бы, можно бы порадоваться за такого человек. Он (или она) ходит в церковь! Надо же – какой молодец!.. В отличие от неверующих людей – все-таки ходит в церковь…
Порадовались?.. А теперь о грустном.
Куда мы еще ходим? И точно также можем построить аналогичную фразу:
- «Я хожу в магазин…»
- «Я хожу на работу…»
- «Я хожу на прогулку…»
- «Я хожу в туалет…»
Ничего не улавливаете? Сравните с нашей рассматриваемой фразой:
- «Я хожу в церковь…»
Есть ли хоть какие-то смысловые отличия? Увы – никаких.
Семантика совершенно та же самая:
Есть какое-то место, учреждение, заведение…, куда я прихожу время от времени, удовлетворяя какую-то свою потребность.
Место, статично расположенное, куда я просто захожу, выполняю что-то, меня удовлетворяющее, и ухожу обратно.
Место, где не нужно оставаться постоянно, место, которое не играет решающей роли в моей жизни, место, где даже странно оставаться дольше необходимого времени….
Увы – таким местом для большинства верующих людей стала и церковь.
И не случайно – совершенно не случайно, что русский язык отразил это в соответствующей фразе.
А между тем, что же такое Церковь? И Церковь на этот раз с большой буквы?
Церковь – это не место, не учреждение, не заведение и даже не здание по своему первому и главному смыслу.
Церковь – это живой Богочеловеческий организм. А если уж совсем к евангельскому тексту – то Церковь – это Тело Христово, в котором каждый из верующих является одним из «членов»:
«И вы – тело Христово, а порознь члены…» (1 Кор. 12.27)
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви…» (Ефес. 5.32).
Да, тайна сия велика. Настолько велика, что она просто не помещается в головах не только у неверов, но и у большинства верующих людей.
А раз не помещается, то мы и опошлили ее до той степени, когда даже русский язык отразил это невероятное опошление.
Увы – мы в церковь просто ходим… И церковь для нас – это просто здание, где можно удовлетворить какие-то свои смутные и неопределенные религиозные потребности.
Удовлетворил или подумал, что удовлетворил – вышел и забыл.
До следующего раза, когда вновь возникнет какая-то потребность.
Да – мы ходим в церковь так как ходят в туалет. Удовлетворил потребность и забыл – забыл до тех пор, пока снова не захочется.
Или как в магазин – тоже для удовлетворения потребности.
В магазине можно купить что-то из продовольствия, к примеру. Купил – съел, пропитал тело, хорошо.
Так и в церковь – зашли, постояли, потоптались, купили свечку – поставили. Вроде как душевный голод удовлетворен. Можно уходить. Пока снова не захочется.
Или ходим туда просто по привычке – как ходят на работу или на прогулку.
Или ходим из боязни показаться «не таким, как другие» - как принято в нашем окружении. Неверующие для этого ходят в свои специальные клубы по интересам, а верующие – в церковь…
Да, а Церковь – это не «ходить», это «быть». Это даже не быть, а «пребывать»…. Гм?..
Собственно, в русском языке даже нет подходящего слова, чтобы выразить состояние и ощущение живой клетки в составе живого организма, коим и является Церковь.
Видите, как все грустно. Опошление русский язык отразил – поскольку это удел большинства людей, а вот высшее состояние – нет.
Для этого нет достаточного числа людей.
Грустно, но это реальность. Когда вы в следующий раз «идете в церковь»?