Найти тему
МК в Питере

Маршрут перестроен: кикшеринговые компании продолжают работать над повышением безопасности езды на СИМ

После того как в правила дорожного движения пару лет назад было вписано понятие «средство индивидуальной мобильности», всем стало понятно: электросамокаты, велосипеды и другие СИМ никуда не исчезнут, а будут все активнее интегрироваться в нашу жизнь. Но уже до этого власти Петербурга и кикшеринговые компании начали не просто обсуждать, а совместно регламентировать правила использования электросамокатов.

    Маршрут проложен, настройтесь на комфортную поездку. Фото: «МК в Питере»
Маршрут проложен, настройтесь на комфортную поездку. Фото: «МК в Питере»

Без ветерка, но с комфортом

За последние годы уже сделано немало: максимальная скорость шеринговых самокатов системно снижена до 20 км/ч. В городе определены «медленные зоны» и места для парковки СИМ. Четко прописано, в какие общественные места въезд на СИМ строго запрещен. Из последних нововведений — полный запрет на парковку на территории четырех центральных районов города. Впрочем, последнее ограничение было введено в рамках эксперимента. Все — и городские власти, и шеринговые компании — понимают, что СИМ-движение уже не остановить. Лучший вариант — органично интегрировать инфраструктуру для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности в имеющуюся и строящуюся дорожную сеть. Но это невозможно сделать сиюминутно. Поэтому сейчас власти и компании регламентируют правила использования СИМ, исходя из городских реалий (узкие тротуары в центре, загруженные мосты, просторные набережные с толпами туристов и так далее), а также вводят сервисы, которые должны сделать езду на электросамокатах комфортнее и безопаснее.

Одна из последних разработок — технология выбора оптимального маршрута от компании Whoosh.

«Она, прокладывая путь для СИМ, учитывает инфраструктуру: наличие и ширину тротуаров, велодорожек, подземные и надземные пешеходные переходы и другое. Разработка использует данные сотен миллионов поездок сервиса: зоны некачественного покрытия — где самокат ударяется колесом, зоны снижения скорости, места аварийности, выбор и траекторию других пользователей», — рассказали в компании.

Получив вводные (данные о месте нахождения водителя и пункте назначения), программа анализирует огромный объем данных, после чего предлагает маршрут, удовлетворяющий требованиям ПДД и удобный для передвижения на самокате.

«Приложение также учитывает факторы, влияющие на скорость: зоны ограничения скорости, светофоры, пешеходные переходы, — и подсказывает, сколько времени займет такой путь. Маршрут будет построен так, чтобы на нем можно было поддерживать комфортную среднюю скорость и избегать зон, где поездки запрещены», — уточнили в компании.

Работы продолжаются

О разработках кикшеринговых компаний, призванных повысить безопасность использования СИМ, немало говорили на последнем ПМЭФ. Да, электросамокаты настолько уверенно въехали в нашу жизнь, что им посвятили отдельную сессию.

Итак, специалисты упоминали технологию «Антитандем», которая пока что работает небезупречно. Ее обязательно доработают, чтобы нерадивые водители при всем желании нарушить правила не смогли этого сделать. Пока что с нарушителями борются штрафами. К слову, в начале августа Департамент транспорта Москвы призвал сервисы по прокату электросамокатов повысить штрафы за езду вдвоем и передачу управления несовершеннолетним — до 100 тысяч руб­лей. Известно, что минимум одна кикшеринговая компания инициативу поддержала и пообещала внести в договор оферты изменения, которые распространятся на все регионы страны. Сейчас штраф (его размер был увеличен в конце мая) за езду вдвоем составляет 800–5000 руб­лей. Передача управления малолетнему грозит блокировкой аккаунта и списанием 10 тысяч руб­лей.

В другой компании (Whoosh) подчеркивают: безопасность зависит не только от размеров штрафов, но и от результатов просветительской работы в отношении ПДД. Поэтому сервис ведет активную деятельность в этом направлении: открывает школы вождения, запускает социальную рекламу, распространяет обучающие материалы.

Еще одна технология, над которой работают кикшеринговые компании, должна отстранить от управления СИМ людей в алкогольном опьянении. Конечно, дуть в трубочку на руле не придется (это просто негигиенично и небезопасно). Как сообщили в Whoosh, их технология будет определять когнитивные способности пользователя через приложение. Если потенциальный арендатор не сможет пройти тест, в поездке ему будет отказано. Надо сказать, что сегодня самый большой штраф прописан как раз для пьяных водителей СИМ — до 150 тысяч руб­лей. Сложность в том, что выписан он может быть только по результатам медицинского освидетельствования и документального подтверждения. А такое может произойти, если водитель электросамоката станет участником ДТП или будет проверен сотрудниками Госавтоинспекции в рамках рейда.

В том, что со временем именно нейросети и программные алгоритмы будут следить за соблюдением ПДД всеми участниками дорожного движения, сомнений нет. Перечисленные экспертами кикшеринговых компаний разработки — это только начало большой работы, итогом которой станет повышение комфортности и безопасности езды на СИМ и других видах транспорта.

Автор: Наталья Морозова