Москва и Петербург часто рассматриваются как антагонисты, но они скорее иллюстрируют закон единства и борьбы противоположностей. И там и там есть немало похожих достопримечательностей. Самый хрестоматийный пример - Спас на крови, выстроенный по образу и подобию Покровского собора. В свою очередь, памятник князю Суворову, установленный поблизости, предвосхитил монумент в честь гражданина Минина и князя Пожарского. Таким образом, счет 1 - 1.
Московский вокзал в Петербурге и Ленинградский в Москве начали строиться одновременно по проекту петербуржца Константина Тона, при этом последний был открыт на два года позже. 2 - 1 в пользу Петербурга.
Александринский театр наоборот был построен несколько позже Большого. 2 - 2.
Памятник Екатерине II, установленный напротив театра, выглядит как отсылка к Царь-колоколу. 2 - 3.
Исаакиевский собор был спроектирован и построен раньше, чем Храм Христа Спасителя, который являет собой переход от классицизма к русскому стилю. Первый был не тронут советской властью, тогда как второй разрушен. Дело в том, что коммунисты развернули в новой столице масштабное строительство. 3 - 3.
Та же судьба постигла московскую арку, возведенную в 1834 году вместе с Нарвскими воротами (первая версия которых была построена еще при Александре I). Впрочем, как и храм, это сооружение было воссоздано, причем уже советской властью. 4 - 3.
Петропавловский собор испытал влияние Меншиковой башни. 4 - 4.
Памятник Александру Пушкину работы его тезки Опекушина появился сначала в Москве в 1880 году на Страстной площади (ныне Пушкинская), а спустя 4 года в Петербурге на Пушкинской улице. 4 - 5.
Васильевский остров перекликается с Васильевским спуском, причем соответствующее название появилось в Москве значительно позднее, чем в Петербурге. Реки Нева и Москва тоже рифмуются, как в композиции Валерия Сюткина. Парящий мост напоминает оформление Стрелки, причем его проектировал институт «Стрелка». 5 - 5.
Столбы на территории МГУ испытали влияние Ростральных колонн. 6 - 5.
Так называемый Дом со шпилем, расположенный на Московском проспекте Петербурга, похож на высотки в Москве. 6 - 6.
ВДНХ наследует архитектурные формы Адмиралтейства. 7 - 6.
Решетка Дворцового моста повторяет мотивы оформления Большого Каменного, который был построен годом раньше. 7 - 7.
Сенатская площадь есть в обоих городах. Георгия Победоносца можно увидеть . как на Манежной площади, так и поблизости на крыше Сенатского дворца. И хотя последний был создан на десятилетие позже памятника Петру, очевидно, что именно московский герб послужил прообразом Медного всадника. У Петра под копытами змея, у Георгия - дракон. У группы «Сплин» эти два образа как бы соединены: «Рвется к победе всадник из меди». Петербургское архитектурное решение в данном случае первично, поэтому 8 - 7.
Памятник Александру Невскому аналогичен монументу в честь Юрия Долгорукого. 8 - 8.
Елисеевский магазин построен под явным влиянием ГУМа. 8 - 9.
Маяковка похожа на Третьяковку, точнее, наоборот, с учетом того, что петербургское здание в неорусском стиле построено раньше. 9 - 9.
Парк Победы повторяет оформление Дворцовой площади. 10 - 9.
Ленинградский метрополитен появился на 20 лет позже московского. Названия многих станций метро совпадают: Достоевская, Пушкинская, Маяковская, Чкаловская, Спортивная, Академическая, Пионерская, Пролетарская, Фрунзенская, Беговая, Парк Победы и Ленинский проспект. Из них станции, посвященные петербургским классикам Пушкину и Достоевскому, а также Проспект Победы, появились в Северной столице раньше, чем в Первопрестольной. Отдельные архитектурные решения опять же похожи, как в случае с Фрунзенской, поэтому 10 - 10. Можно сказать, победила дружба. Таким образом, оба города оказали друг на друга большое взаимовлияние.