Автор: Михаил Щипанов
Эскалация военных действий на Украине с применением все более эффективных и дальнобойных средств поражения все чаще провоцирует дискуссии о возможности уже ядерной фазы противостояния. И не зря российские силы проводили учения с отработкой приведения в боевую готовность тактических ядерных средств. Боеголовок поля боя. Одновременно немало было намеков на то, что великие державы могут возобновить и подземные ядерные испытания в целях разработки новых и совершенствования уже поставленных на вооружение ядерных зарядов. Однако в Москве, в частности, уже неоднократно заявили, что Россия не станет первой страной, которая вернется к подземным ядерным взрывам.
Между тем, немалую тревогу на фоне украинских событий и отчаянных попыток Киева втянуть НАТО в прямую конфронтацию с нашей страной стали вызывать появляющиеся за океаном версии, допускающие уже ядерную эскалацию. Фактически на свет божий из архивов вытаскивается не только сформулированная еще Генри Киссинджером теория ограниченной ядерной войны. Конфликта с применением ядерного оружия, но исключительно в Старом Свете. В те годы говорили о германском предполье – обмене ударам на территориях двух Германий.
Да, собственно, вновь в большом ходу, правда, на уровне специфических экспертов и теория первого обезоруживающего ядерного удара. Тем более, что только американская ядерная доктрина допускает нападение с целью вывода из строя ядерной триады противника. И такая теоретическая безнаказанность питает разные варианты технической проработки такого нападения.
Однако, в Пентагоне отдают себе отчет в том, что американским стратегическим силам, в частности ракетам в подземных шахтах, более пятидесяти лет. А программа их модернизации путем помещения в шахты носителя нового поколения Sentinel отстает от объявленного прежде графика в связи с некоторыми техническими проблемами. И, как сами признают американские специалисты, США значительно отстают от России в плане создания новых носителей. Прежде всего, гиперзвуковых.
Потому, как стало известно, в Соединенных Штатах решили пойти другим путем. Если судить по утечкам в западных СМИ, за океаном предпочитают повысит поражающую эффективность уже установленных ядерных боеголовок, создавая бомбу «Судного дня». В частности, на стратегических ракетах на подводных лодках (БРПЛ) Trident II.
Какую бомбу «Судного дня» могут готовить США
Итак, на уже давно установленных ядерных боеголовках размещается новый супервзрыватель. Боеголовки W-76, развернутые на подводных американских ракетоносцах, и так мощностью в 100 килотонн, то есть в пять раз мощнее бомбы «Малыш», сброшенной на Хиросиму. И вот теперь под предлогом преодоления отставания от ядерных сил, наращиваемых Россией и Китаем, заокеанские стратеги предложили дополнительно увеличить поражающую способность этих головных частей.
Для этого, по сведениям Responsible Statecrable, на боеголовках будут установлены умные взрыватели, которые кажутся способными корректировать подрыв заряда на оптимальной дистанции от цели. Причем система такого взрывателя будет корректировать высоту и время подрыва при подлете к объекту поражения.
Если же учитывать, что на том же носителе Тrident II установлено 12 ядерных боеголовок, а всего их в американском арсенале 1600, то работа предстоит немалая по их переоснащению.
На что нацелена такая программа повышения эффективности? А опять-таки на достижение все той же цели - одностороннего преимущества в ядерной войне, которая всем здравомыслящим людям видится Апокалипсисом, а не решением геостратегических и политических проблем.
Все дело в том, что новый умный взрыватель должен повысить ударную силу боеголовок в ходе их атаки на укрепленные подземные шахты противника. То есть речь опять ненавязчиво идет о поиске путей повышения эффективного первого обезоруживающего удара. Ведь если ракеты противника покинули шахты своего базирования, какой смысл бить на ним? То есть косвенно опять допускается победа в ядерном противостоянии уже не только с Россией, но и с Китаем.
Кремлю есть чем на это ответить?
Понятно, что нашей стране давно есть, чем ответить. Тем более, что мы-то рассматриваем свои стратегические силы в качестве, прежде всего, инструмента сдерживания. Потому и откровенно провокационные потуги Киева, готового ради раздувания мирового пожара подтолкнуть Москву к применению хотя бы тактического ядерного оружия, остаются бесплодными.
Вот и заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков отметил, что Россия изменит свою ядерную доктрину на основе анализа последних конфликтов и действий Запада в связи со специальной военной операцией. И упор в таком анализе будет делаться на изучение последствий «эскалационного курса наших западных противников». И, естественно, не обойдут в Москве вниманием и американские попытки усилить эффективность своих стратегических сил, что, как мы видим, порождает ложные надежды даже на победу на ядерной стадии конфликта.
Но в это время где-то в глубинах мирового океана может «скучать» наша ядерная торпеда «Посейдон» с автономией хода в четыре месяца. Основные данные орудия засекречены, но даже эксперты пентагона предполагают, что ее подрыв может вызвать радиоактивное цунами высотой в 300-500 метров, способное все смыть на своем пути на дистанцию до 500 км. Такое оружие не выведешь из строя первым ударом. «Зачем нам мир, если в нем не будет России?» - заметил как-то наш президент.