Грузовой паровоз серии Л с осевой формулой 1-5-0 — элегантная машина. Этот локомотив отличается своим высоко поднятым котлом и значительным пространством между верхней частью рамы и нижней частью котла. Сочетание мощности, надёжности и привлекательного внешнего вида делает эти локомотивы предметом интереса не только историков и любителей железнодорожной техники, но и широкой публики.
Сегодня расскажем интересные факты из истории создания этого изящного локомотива.
История создания паровоза серии Л
В начале 1944 года был создан специальный комитет под руководством академика Сергея Петровича Сыромятникова для определения типов тягового подвижного состава, которые планировалось построить в послевоенный период. Перед специалистами стояла непростая задача: необходимо было учитывать текущее состояние и производственные мощности заводов, многие из которых пережили эвакуацию и разрушение своей инфраструктуры. Было критически важно также принять во внимание повреждение железнодорожных путей и мостов, которые не могли выдерживать значительные нагрузки.
Разработкой эскизного проекта паровоза занимался Коломенский завод совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта. К началу 1945 года технический проект нового локомотива был завершён. Он получил одобрение Народного комиссариата путей сообщения, после чего началось рабочее проектирование.
5 октября 1945 года новый паровоз совершил свою первую пробную поездку. Он прошёл путь от станции Голутвин (Коломна) до станции Рыбное и вернулся обратно. Паровоз получил обозначение П-0001: «Победа» номер 1 (заводской проект ПЗ2).
Первые два локомотива подверглись испытаниям по воздействию на путь и уравновешенности в начале 1946 года. В ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки в конструкции, которые в дальнейшем завод переработал и начал внедрять начиная с паровоза П-0033.
В январе 1947 года Постановлением Совета Министров СССР, паровозу присвоили серию Л в честь его главного конструктора — Льва Сергеевича Лебедянского. Паровоз получил прозвище «Лебедянка».
Паровозы серии Л производили на Коломенском, Брянском и Ворошиловградском паровозостроительных заводах до 1955 года. Небольшая часть паровозов была выпушена с котлами, построенными Ленинградским Ижорским заводом.
Устройство паровоза серии Л
К интересным особенностям паровоза можно отнести высоко посаженный котёл. Расстояние от оси котла до уровня головки рельса — 3 400 мм. При диаметре ведущих колес 1 500 мм конструкционная скорость паровоза составляла 80 км/ч.
Подача угля осуществлялась механически при помощи углеподатчика типа С-3.
При форсировке котла развивалась мощность 2 125 л.с., максимальный КПД паровоза, в зависимости от форсировки и скорости движения составлял от 6,1 % до 7,2%.
Первоначально паровозы комплектовали тендерами-цистернами системы Вандербильдта, которые вскоре заменили на тендеры классической конструкции типа ПЗЗ (проект 33 Коломенского завода). У этих тендеров были запасы воды в 28 куб. м. и топлива в 18 тонн.
Л-2298 в Музее железных дорог России
Одним из ярких представителей этой серии является паровоз Л-2298, который сейчас представлен в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.
Посетители музея могут познакомиться с устройством и историей этой машины, а также увидеть её во всей красе — рассмотреть котёл, колёса, тендер и декоративные элементы, украшающие локомотив.
Интересный факт!
Паровоз Л-2143 в 1953 г.был отправлен на выставку в Китайскую народную республику. После завершения выставки паровоз остался в Китае.
Паровоз Л-2298 был построен Коломенским заводом в 1954 году. Это был «юбилейный» паровоз, посвященный открытию ХII Съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. В честь этого события на локомотиве установлена памятная доска и символика.
2 сентября Коломенский завод отмечает свой день рождения! Завод выпустил огромное количество вагонов разных видов, более десяти тысяч паровозов, построил несколько десятков мостов, занимался созданием пароходов и теплоходов, активно помогал фронтам Первой мировой и Великой Отечественной войн. Вклад завода в развитие отечественного дизелестроения невозможно переоценить. Производство электровозов и тепловозов на Коломенском заводе продолжается по сей день. В коллекции Музея железных дорог России представлено десять единиц подвижного состава, созданных на Коломенском заводе. Читайте статью «Техника Коломенского завода в Музее железных дорог России».
Приходите в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, чтобы прикоснуться к истории железных дорог нашей страны и своими глазами увидеть паровоз серии Л, технику Коломенского завода и другие выдающиеся локомотивы, вагоны, макеты и экспонаты. Билеты и информация для посещения — на официальном сайте музея.
Не можете посетить музей лично? Воспользуйтесь нашим приложением! Здесь вы найдете 3D-модели экспонатов, аудиоэкскурсии и архивные материалы: