Найти тему

Грузовой паровоз серии Л: как появились «Лебедянки»?

Оглавление

Грузовой паровоз серии Л с осевой формулой 1-5-0 — элегантная машина. Этот локомотив отличается своим высоко поднятым котлом и значительным пространством между верхней частью рамы и нижней частью котла. Сочетание мощности, надёжности и привлекательного внешнего вида делает эти локомотивы предметом интереса не только историков и любителей железнодорожной техники, но и широкой публики.

Сегодня расскажем интересные факты из истории создания этого изящного локомотива.

Историческое фото. Л-2216, Московско-Рязанская железная дорога.
Историческое фото. Л-2216, Московско-Рязанская железная дорога.

История создания паровоза серии Л

В начале 1944 года был создан специальный комитет под руководством академика Сергея Петровича Сыромятникова для определения типов тягового подвижного состава, которые планировалось построить в послевоенный период. Перед специалистами стояла непростая задача: необходимо было учитывать текущее состояние и производственные мощности заводов, многие из которых пережили эвакуацию и разрушение своей инфраструктуры. Было критически важно также принять во внимание повреждение железнодорожных путей и мостов, которые не могли выдерживать значительные нагрузки.

Разработкой эскизного проекта паровоза занимался Коломенский завод совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта. К началу 1945 года технический проект нового локомотива был завершён. Он получил одобрение Народного комиссариата путей сообщения, после чего началось рабочее проектирование.

Историческое фото. Дефектоскопия, Коломенский завод.
Историческое фото. Дефектоскопия, Коломенский завод.

5 октября 1945 года новый паровоз совершил свою первую пробную поездку. Он прошёл путь от станции Голутвин (Коломна) до станции Рыбное и вернулся обратно. Паровоз получил обозначение П-0001: «Победа» номер 1 (заводской проект ПЗ2).

Первые два локомотива подверглись испытаниям по воздействию на путь и уравновешенности в начале 1946 года. В ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки в конструкции, которые в дальнейшем завод переработал и начал внедрять начиная с паровоза П-0033.

В январе 1947 года Постановлением Совета Министров СССР, паровозу присвоили серию Л в честь его главного конструктора — Льва Сергеевича Лебедянского. Паровоз получил прозвище «Лебедянка».

Паровозы серии Л производили на Коломенском, Брянском и Ворошиловградском паровозостроительных заводах до 1955 года. Небольшая часть паровозов была выпушена с котлами, построенными Ленинградским Ижорским заводом.

Устройство паровоза серии Л

К интересным особенностям паровоза можно отнести высоко посаженный котёл. Расстояние от оси котла до уровня головки рельса — 3 400 мм. При диаметре ведущих колес 1 500 мм конструкционная скорость паровоза составляла 80 км/ч.

Подача угля осуществлялась механически при помощи углеподатчика типа С-3.

При форсировке котла развивалась мощность 2 125 л.с., максимальный КПД паровоза, в зависимости от форсировки и скорости движения составлял от 6,1 % до 7,2%.

Первоначально паровозы комплектовали тендерами-цистернами системы Вандербильдта, которые вскоре заменили на тендеры классической конструкции типа ПЗЗ (проект 33 Коломенского завода). У этих тендеров были запасы воды в 28 куб. м. и топлива в 18 тонн.

Фото Л-3333.
Фото Л-3333.

Л-2298 в Музее железных дорог России

Одним из ярких представителей этой серии является паровоз Л-2298, который сейчас представлен в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.

Посетители музея могут познакомиться с устройством и историей этой машины, а также увидеть её во всей красе — рассмотреть котёл, колёса, тендер и декоративные элементы, украшающие локомотив.

Л-2298 в Музее железных дорог России.
Л-2298 в Музее железных дорог России.

Интересный факт!

Паровоз Л-2143 в 1953 г.был отправлен на выставку в Китайскую народную республику. После завершения выставки паровоз остался в Китае.

Паровоз Л-2298 был построен Коломенским заводом в 1954 году. Это был «юбилейный» паровоз, посвященный открытию ХII Съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. В честь этого события на локомотиве установлена памятная доска и символика.

-5

2 сентября Коломенский завод отмечает свой день рождения! Завод выпустил огромное количество вагонов разных видов, более десяти тысяч паровозов, построил несколько десятков мостов, занимался созданием пароходов и теплоходов, активно помогал фронтам Первой мировой и Великой Отечественной войн. Вклад завода в развитие отечественного дизелестроения невозможно переоценить. Производство электровозов и тепловозов на Коломенском заводе продолжается по сей день. В коллекции Музея железных дорог России представлено десять единиц подвижного состава, созданных на Коломенском заводе. Читайте статью «Техника Коломенского завода в Музее железных дорог России».

Историческое фото. Л-0354, цех Коломенского завода.
Историческое фото. Л-0354, цех Коломенского завода.

Приходите в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, чтобы прикоснуться к истории железных дорог нашей страны и своими глазами увидеть паровоз серии Л, технику Коломенского завода и другие выдающиеся локомотивы, вагоны, макеты и экспонаты. Билеты и информация для посещения — на официальном сайте музея.

Не можете посетить музей лично? Воспользуйтесь нашим приложением! Здесь вы найдете 3D-модели экспонатов, аудиоэкскурсии и архивные материалы: