Найти в Дзене

Его мелодии — навсегда в нашей памяти. Андрей Петров: мастер киномузыки СССР

Оглавление

Музыка некоторых композиторов существует в пространстве словно сама по себе, хотим мы того или не хотим. Знаем ли мы имя Андрея Петрова или оно не на слуху, смотрели ли советские киноленты или нет... Эти мелодии невозможно не узнать и не признать. И практически у каждого с ними связаны какие-то личные впечатления и воспоминания.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Будущий композитор родился 2 сентября 1930 года. Во время войны был эвакуирован с семьёй в Сибирь. Решение пойти в Ленинградскую консерваторию он принял в 1945 году, посмотрев фильм о Штраусе.

Андрей Петров — разносторонний мастер, из-под пера которого вышли оперы и балеты, масштабные инструментальные концерты, а также музыка к фильмам и спектаклям. Его мелодии — часть жизни нескольких поколений, знакомые и родные для слушателей по всей стране.

Работы Андрея Петрова звучат в более чем восьми десятках фильмов. Среди них и лихие хулиганские твисты, и мощные оркестровые увертюры, и жестокие романсы о превратностях любви.

«Человек-амфибия» (1961)

Начало творческого пути Андрея Петрова в кино было связано со скандалом. Солидные критики знатно прошлись по фильму «Человек-амфибия», обвинив его в третьесортности, ремесленничестве и потворствовании низменным инстинктам.

Всё в этой картине — от антуража до взаимоотношений героев — слишком отличалось от привычного, советского. Да и музыка, написанная Андреем Петровым, звучала чересчур дерзко. Чего стоит хотя бы «Песенка о морском дьяволе», исполненная джазовой певицей Нонной Сухановой! «Нам бы всем на дно, там бы пить вино...» Полное моральное разложение!

«Путь к причалу» (1962)

Сотрудничество Андрея Петрова с Георгием Данелией началось с со сложностей и непонимания. Мелодия «Песни о друге» прошла «экзамен» со стороны режиссёра лишь с тринадцатого раза. Возникли трения по поводу песенной формы и с автором слов — Григорием Поженяном.

Результатом непростой работы стала романтическая песня из фильма «Путь к причалу», исполненная Валентином Никулиным и Бруно Оя: «Уйду с дороги, таков закон, — третий должен уйти!»

«Я шагаю по Москве» (1964)

Никита Михалков, ещё и не помышлявший об усах, в пустом метрополитене исполняет песню, ставшую символом своего времени — оптимистичного, светлого, нацеленного на победы и достижения, в котором «бывает всё на свете хорошо».

Правда, со стихами Геннадия Шпаликова возник казус. Худсовет озадачила строка «Пока не знаю где», которая могла намекать на эмиграцию из страны. Пришлось переписать на «Пока не знаю с кем». Но на общее настроение всепобеждающего оптимизма правка не повлияла.

«Берегись автомобиля» (1966)

Услышав «Песню о друге», режиссёр Эльдар Рязанов предложил Андрею Петрову поработать над музыкой к комедии «Берегись автомобиля». Вальс, ставший контрапунктом истории о Юрии Деточкине, — одна из самых запоминающихся мелодий советского кино.

«Старики-разбойники» (1971)

Сотрудничество с Эльдаром Рязановым продолжилось для Андрея Петрова написанием музыки для «Стариков-разбойников» с Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым в главных ролях. Мелодия из фильма сочетает в себе авантюрный дух с фирменной меланхолией, в которой читается сочувствие к героям — старичкам неугомонным.

«Укрощение огня» (1972)

Драма Даниила Храбровицкого рассказывает историю освоения космоса в СССР через биографии конструкторов авиационной и ракетной техники, впервые раскрывая засекреченную тему ракетно-космической промышленности на советском экране. «Увертюра» Андрея Петрова — волнующее оркестровое сочинение, выражающее дух высоких устремлений и готовности к подвигу.

«Служебный роман» (1977)

Каждый знает: у природы нет плохой погоды, каждая погода — благодать. На эти строки Эльдара Рязанова мгновенно ложится мелодия Андрея Петрова, полная светлой осенней задумчивости и замечательно передающая атмосферу своей эпохи. Песня в «Служебном романе» прозвучала в деликатном исполнении Алисы Фрейндлих.

«Осенний марафон» (1979)

Ещё одна незабываемая тема из фильма, тоже связанная с сезоном красивого природного увядания. Нежная мелодия из «Осеннего марафона» Георгия Данелии до сих пор исполняется и самодеятельными артистами, и большими оркестрами. Настоящая классика, время над которой не властно.

«О бедном гусаре замолвите слово» (1981)

Создавая песни для трагикомедии Эльдара Рязанова, Андрей Петров взял за основу стихи русских поэтов прошлых лет. «Большая дорога» в исполнении Андрея Мирнова — положенный на музыку текст Михаила Светлова. А шутливую «Песенку про трубачей» написал Михаил Савояров — куплетист и шансонье, популярный в дореволюционном Петрограде. Правда, в титрах было указано, что слова народные.

«Вокзал для двоих» (1982)

У Эльдара Рязанова была привычка из соображений авторской скромности выдавать свои стихи за работы знаменитых поэтов. Например, мотивирующие строки «Живём мы что-то без азарта» режиссёр представил Андрею Петрову как стихи Давида Самойлова. В «Вокзале для двоих» песню об оправданности риска с фирменным боевым настроем исполнила Людмила Гурченко.

«Жестокий романс» (1984)

«С ума схожу — иль восхожу к высокой степени безумства...» Дополнить музыкой пронзительное стихотворение Беллы Ахмадуллиной о прощании, не впав в пародийность и связав воедино несколько эпох, — задача не из простых. Но Андрей Петров справился блестяще, создав романс для рязановской экранизации «Бесприданницы». В кадре его исполняет Лариса Гузеева, но голос принадлежит Валентине Пономарёвой — прославленной представительнице музыкальной цыганской династии.

«Петербургские тайны» (1994)

В работах Андрея Петрова неизменно прослеживается связь с Ленинградом, читается атмосфера великого города, который вдохновлял композитора. Здесь был его дом, и здесь его произведения — на экране и на театральной сцене — неизменно встречали с особенной теплотой.

Вальс для заставки сериала «Петербургские тайны», балансирующий между тревожностью и лиричностью, можно причислить к лучшим сочинениям маэстро. Над музыкой к этому фильму Андрей Петров работал в соавторстве с дочерью Ольгой. Мелодию из знаменитого сериала 1990-х до сих пор берут в репертуар и сольные артисты, и ансамбли.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!