Найти в Дзене
Москва FM

Техника защиты от спонтанных покупок

Оглавление

Спонтанные покупки - вредная привычка. Она опустошает ваш кошелек, а иногда и портит настроение. Опрос Сбера показал, что каждому четвертому россиянину внезапные покупки мешают делать накопления. При этом товары, купленные спонтанно, часто потом никому не нужны. Вещи попадают в шкаф и не носятся. У продуктов истекает срок годности, и их приходится выбросить.

Мы сами виноваты

Константин Цыганков на Москве 24 разобрался, как это получается. Больше всех виноваты в неожиданных тратах мы сами. На покупку виляет наше эмоциональное состояние. Порой, если человеку скучно, грустно или одиноко, он пытается выйти из этого состояния с помощью покупки.

Самая опасная зона - рядом с кассой. Вы там стоите в очереди и неизбежно смотрите на все эти шоколадки, которых минуту назад не хотелось. Интернет магазины не намного безопасней. В итоге больше трети россиян хотя бы раз в месяц покупают что-то спонтанно. И они так тратят до 5 тысяч рублей. А каждый пятый и больше десяти тысяч. Только 9% принципиально берут в магазине только что надо.

В России дела не так плохи. Совкомблог делится данными мирового исследования. Оказывается, импульсивно спускают деньги в магазине 94% румын, 88% китайцев и 70% американцев. Наш уровень примерно рядом со сдержанными и расчетливыми немцами, среди которых спонтанщиков - 38%.

Фото АГН «Москва»
Фото АГН «Москва»

Невидимая рука маркетолога

Конечно, нас к спонтанным покупкам усердно толкает и магазин. Портал продавцов Insales учит своих читателей, как правильно это делать. Отмечается, что в человеческой психике есть что-то вроде автопилота. Это имплицитная система мышления. Она работает в безопасных и привычных условиях жизни, когда человеку нет нужды врубать прямое управление или, по-научному, эксплицитное мышление. Мы, если нас ничто не тревожит, склонны доверять своему автопилоту принимать решения на автомате. И не морочимся сами по всем этим мелочам типа покупки еды в супермаркете.

Поэтому в магазине рекомендуется создавать максимально безопасную, комфортную и благостную атмосферу. Чтоб усыпить нашего пилота. А самой имплицитной системой легко управлять извне. Она не хочет думать и любит готовые решения и простые механизмы реализации. Продавец должен сделать все так, чтоб покупка не затруднила человека ни технически, ни мыслительно. Если на полке стоят в ряд кучи товаров примерно одного свойства, покупатель затрудняется выбрать. Продавец может ему облегчить задачу и просто пометить тот товар, который надо продать, чем-то ярким. И непременно подписать, что это очень выгодно. Достаточно просто написать Акция. 99% не будут выяснять, есть ли там скидки на самом деле. Можно объявлять акции для конкретных социальных групп. Например, «Специально для пенсионеров!» Да, наверное, молодежь тогда пройдет мимо. Но зато пожилой человек воспримет это как команду «Брать!». И возьмет. А для молодых в соседнем зале будет тот же товар, уже со скидкой для них.

Для интернет магазинов работает все тоже самое. Выделение нужного товара ярким, подпись про скидку и простота покупки, не более трех кликов.

Фото АГН «Москва»
Фото АГН «Москва»

Как с этим бороться

Удивительно, но помогает экономить привычка рассчитываться наличными. Мы пока еще не очень хорошо чувствуем, как тратятся деньги с карты. Зато тот самый эксплицитный пилот просыпается, когда из кармана вытаскиваешь бумажные деньги. По законам маркетинга, одиночки - главная мишень всех усилий. Берите с собой в магазин спутника. Он может в опасный момент вас ущипнуть, чтоб вывести из комфортного состояния и разбудить пилота. Своей имплицитной системе вы можете помочь сами, не подпуская к ней маркетологов. Идите в магазин со списком нужных товаров.

А в интернет магазинах обратите внимание на функцию установления себе лимита расходов. Отпишитесь от рассылок и рекламных предложений. И вообще, не торчите там просто так, а только в поисках конкретной покупки.

Полезные привычки от программы Деньги 24:

  • Регулярно откладывать деньги
  • Следить за ценами в магазинах
  • Планировать свои траты
Фото АГН «Москва»
Фото АГН «Москва»

А если очень хочется?

Как же быть, если вдруг увидел на полке то, что очень захотелось? Константин Цыганков советует просто подождать. Если прошел целый день, а вам все еще хочется эту вещь, то проанализируйте свои финансовые возможности. Если это приемлемая для вас трата, идите и берите.

А если сильно грустно и хочется позитивных эмоций? Константин рекомендует положить деньги на накопительный счет. Снимать с них деньги, если приспичило, можно когда захотите. Зато сейчас там ставки до 15%. Тогда каждый месяц вам будет приходить сообщение о зачислении вам процентов. А это очень приятная новость.

#СпонтанныеПокупки #ИмпульсныеПокупки #СпонтанныеПокупкиПсихология