Немецкий историк Архенгольц, страстный поклонник Фридриха, писал о том необыкновенном времени: «Никогда еще самостоятельное царство не было завоевано так легко, как Пруссия. Но и никогда победители в упоении своего успеха не вели себя столь скромно, как русские».
22 января 1758 года русская армия вступила в столицу Пруссии Кенигсберг. Генерал Фермор въехал в город вслед за войсками, ему вручили ключи от столицы и ключи от крепости Пилау, ограждавшей Кенигсберг со стороны моря.
24 января 1758 года в день рождения короля прусского Фридриха все население Пруссии дало присягу на верность новой отчизне-России! Положил на Библию иссушенную руку и великий Иммануил Кант, в жизни его скучной этот факт-самый исключительный и яркий!
А к берегам Пруссии уже тянулись русские корабли и галеры, груженные золотистым русским хлебом. Это было присоединение Пруссии как древней земли славян к славянскому же государству- России.
Русские повели себя удивительно. Была объявлена свобода слова, веры, торговли и печати. Сохранился весь чиновничий аппарат. Были не тронуты архивы и регистратуры. Студенты продолжили учиться, профессуре оказаны были особые знаки внимания и почтения. И немцы все смелее сходились с победителями, не гнушаясь проситься на русскую службу.
Скоро Елизавете Петровне принесли первую прусскую монету, отчеканенную в Кинегсберге, а на ней были слова: «Елизавета-король Пруссии».