Штрафы за простой вагонов на железнодорожных путях стали предметом судебных споров между участниками железнодорожной перевозки. Несовершенство законодательства приводит к серьёзным убыткам.
Базовый документ для регулирования платы за простой вагонов — федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Согласно статье 99, вагоны должны быть возвращены перевозчику в течение 24 часов после истечения технологических сроков оборота или не позднее 36 часов после подачи под погрузку или выгрузку.
Статья 100 устанавливает размер штрафа за каждый час просрочки. Один базовый размер составляет 100 рублей. За часовой сверхнормативный простой полувагона придётся заплатить 2 размера, а для некоторых видов специализированного подвижного состава — 4.
Однако в судебной практике возникают проблемы с определением количества дней просрочки и трактовкой правовой природы денег, перечисленных за простой.
Судебный прецедент
Оператор подвижного состава и заказчик перевозки заключили договор об оказании услуг. Оператор подал вагон на нужную станцию погрузки или выгрузки, а клиент осуществил погрузку или выгрузку. В договоре стороны могут прописать количество дней без санкций.
Раньше суды требовали рассчитывать штрафы по договору, но в 2023 году Верховный суд РФ принял решение исходить из Устава. Теперь суды должны рассчитывать штрафы исходя из Устава.
Трактовка правовой природы платы за простой
Суды по-разному трактуют правовую природу платы за простой. Возможны два варианта:
- Плата за сверхнормативное нахождение на путях трактуется как штраф.
- Плата за сверхнормативное нахождение на путях трактуется как плата за пользование услугами компании-оператора.
У штрафа есть ограничения, такие как невозможность начисления неустойки и возможность снижения размера. Если плата рассматривается как услуга, её величина не подлежит снижению, на сумму основного долга можно начислить неустойку, а доказательства упрощаются через факт нахождения вагона на путях.
Правовые противоречия и пробелы в законодательстве
Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» был принят в 2003 году, когда почти все вагоны предоставлялись РЖД. С тех пор появились частные операторы, которые сдают в аренду подвижной состав. Однако законодательство слабо отражает изменения, что порождает неясности и разные трактовки положений.
Другие новости - https://cargo.sale/novosti/ | Маркетплейс - https://cargo.sale/ | О проекте - https://cargo.sale/o-marketplace/
Для обращений и предложений: info@cargo.sale / 8-800-3333-260