Колоссы Мемнона – две гигантские каменные статуи, возвышающиеся на западном берегу Нила вблизи современного города Луксор. Они представляют собой сидящие фигуры фараона Аменхотепа III, правившего Египтом в XIV веке до нашей эры. Эти монументы, высеченные из цельного песчаника, поражают своими размерами и величием, являясь свидетельством могущества и процветания древнеегипетской цивилизации. В течение тысячелетий они молчаливо взирали на течение времени, став неотъемлемой частью исторического ландшафта Египта.
Однако одна из статуй, известная как "Говорящий Мемнон", приобрела особую славу в эпоху Римской империи. Путешественники, прибывавшие в Египет, стремились услышать загадочный музыкальный звук, который, по свидетельствам очевидцев, статуя издавала на рассвете. Этот феномен, воспринимаемый как голос бога, стал объектом восхищения и поклонения, породив множество легенд и домыслов.
Фараон Аменхотеп III, правивший Египтом в период Нового царства (XIV век до н.э.), оставил яркий след в истории как "принц-строитель". Его правление ознаменовалось масштабными архитектурными проектами, которые преобразили облик многих городов и святилищ. Помимо Колоссов Мемнона, он воздвиг величественные храмы в Луксоре и Карнаке, украсил святилища в Солебе и Напате, оставил следы своей деятельности в Семнехе, на острове Коноссо, в Эль-Каабе, Туре, Спенисе и Серабит-эль-Хадиме. Масштабы и количество его работ свидетельствуют о неустанном внимании к строительству и искусству на протяжении всего его долгого тридцатишестилетнего правления.
Колоссы Мемнона являлись частью грандиозного замысла Аменхотепа III – создания монументальной аллеи, ведущей к одному из его дворцовых храмов. Согласно задумке, эта аллея длиной в одиннадцать сотен футов должна была быть обрамлена с обеих сторон девятью колоссальными статуями фараона, расположенными через равные промежутки. К сожалению, дворцовый храм, к которому вела эта аллея, был разрушен временем и сейчас представляет собой лишь груду песчаника. Однако Колоссы Мемнона, уцелевшие до наших дней, позволяют нам оценить масштаб и великолепие первоначального замысла.
Каждая из статуй высечена из цельного блока песчаника, добытого в карьере Гебель э-Сильсила, расположенном к югу от Фив. Высота колоссов достигает более 20 метров, а первоначально, с учетом высокой короны египетского царя, они возвышались на 23 метра. Фараон изображен сидящим на троне, руки его покоятся на коленях, взгляд устремлен на восток, в сторону восходящего солнца. Несмотря на то, что лица статуй частично повреждены временем, они все еще сохраняют выражение спокойного величия и царственной мощи.
Имя скульптора, создавшего эти шедевры, сохранилось до наших дней. Это был Аменхотеп (Амен-хепт), носивший то же имя, что и его царственный повелитель. В одной из надписей он с гордостью рассказывает о своей работе: "Я увековечил имя царя, и никто не сделал подобного мне в моих работах. Я создал два портретных изваяния царя, поражающих своей шириной и высотой... Они простоят столько же, сколько и небо".
"Говорящий Мемнон" - рождение легенды
В период Римской империи одна из статуй, "зазвучала" и стала известна как "Говорящий Мемнон". Это название связано с отождествлением статуи с персонажем греческой мифологии – Мемноном, сыном богини зари Эос и царя Эфиопии Титона. Согласно легенде, Мемнон пришел на помощь троянцам в войне против греков и был убит Ахиллом. Его мать Эос оплакивала его смерть, и ее слезы превращались в росу.
Греки и римляне, посещавшие Египет, увидели в колоссальной статуе Аменхотепа III образ мифического героя и связали с ней легенду о плаче Эос. Они верили, что статуя издает музыкальный звук на рассвете, подобно тому, как Эос оплакивает своего сына. Это явление, воспринимаемое как чудо, стало привлекать путешественников со всего мира.
Свидетельства о "говорящем" Мемноне встречаются у многих античных авторов. Страбон, Плиний Старший, Павсаний, Тацит, Ювенал, Лукиан, Филострат и другие упоминают о музыкальном звуке, который статуя издавала ранним утром. Более того, на самом колоссе сохранились многочисленные надписи, оставленные очевидцами, которые подтверждают этот факт. Среди них есть надписи римских императоров, высокопоставленных чиновников, солдат и простых путешественников.
Для древних египтян и римлян звук, издаваемый статуей, был не просто природным феноменом, но голосом бога, знаком его присутствия и благосклонности. Услышать "говорящего" Мемнона означало получить божественное благословение и подтверждение своих надежд. Люди совершали паломничества к статуе, молились у ее подножия и оставляли на ней свои просьбы и благодарности.
Однако феномен "говорящего" Мемнона отличался непостоянством. Статуя не издавала звук каждый день. Иногда путешественникам приходилось уезжать разочарованными, так и не услышав желанного голоса. В других случаях статуя "говорила" свободно, даже когда это не ожидалось. Бывали периоды, когда Мемнон молчал в течение длительного времени, а затем снова начинал "разговаривать". Эта непредсказуемость только усиливала загадочность феномена и подогревала интерес к нему.
Загадка "Говорящего Мемнона" на протяжении веков привлекала внимание исследователей, которые пытались найти объяснение этому удивительному явлению. Было выдвинуто несколько гипотез, от мистических до научных.
Гипотеза о "фокусах жрецов"
Одна из самых распространенных гипотез предполагает, что звук, издаваемый статуей, был результатом искусной мистификации, организованной египетскими жрецами. Согласно этой версии, жрецы либо нашли естественным образом звучащий кусок скалы и намеренно изготовили из него статую, либо хитроумно провели в статую трубу, с помощью которой они могли по своему желанию извлекать из ее уст музыкальные звуки. Таким образом, они поддерживали веру в божественную природу статуи и укрепляли свое влияние на народ.
Однако против этой гипотезы есть ряд весомых аргументов. Во-первых, в ранние периоды египетской истории нет никаких упоминаний о звучащем характере статуи. Во-вторых, непостоянство феномена – случаи молчания и "разговоров" статуи – трудно объяснить с точки зрения преднамеренной мистификации. Вряд ли жрецы стали бы намеренно создавать ситуации, когда статуя не издает звук, тем самым подвергая сомнению свою власть и авторитет.
Научное объяснение
Более вероятным представляется научное объяснение феномена, основанное на физических свойствах камня и влиянии на него окружающей среды. Известно, что скалы и каменные блоки могут издавать музыкальные звуки в результате резкого изменения температуры. При нагревании солнечными лучами камень расширяется, а при охлаждении сжимается. Эти процессы могут вызывать вибрации, которые воспринимаются как звуки. Примеры подобных явлений можно найти в разных уголках мира. Так, в Аравийской Петре находятся скалы Эль-Накус, которые издают звуки, напоминающие звон колокола. В Пиренеях на горе Маладетта также наблюдается явление звучащих скал. Барон Гумбольдт, описывая свои впечатления на берегах Ориноко, рассказывает о гранитной скале, которая на восходе солнца издавала звуки, подобные звукам органа. Интересно отметить, что описания звука, исходившего от "Говорящего Мемнона", созвучны с описаниями звуков, издаваемых скалами. Павсаний, например, сравнивает звук Мемнона со звуком лопнувшей струны. Точно такое же сравнение используют исследователи, описывающие звуки, издаваемые скалами Эль-Накус.
Землетрясение 27 г. до н.э. как возможная причина
В 27 году до н.э. в Фивах произошло сильное землетрясение, которое причинило значительный ущерб городу и его окрестностям. Есть предположение, что именно это землетрясение повредило верхнюю часть статуи Мемнона и изменило структуру камня таким образом, что он стал издавать звуки. В течение двух столетий статуя оставалась торсом, и именно в таком состоянии она "говорила".
В 174 году н.э. статуя была реставрирована – торс был установлен на пять каменных блоков, восстанавливающих ее высоту. Однако после реставрации звук прекратился. Возможно, изменение структуры камня(вызванное землетрясением), было нарушено в результате реставрации, и статуя потеряла свою способность "говорить".
Таким образом, наиболее вероятным объяснением феномена "Говорящего Мемнона" является естественное возникновение звуков в камне под воздействием перепадов температур. Землетрясение 27 г. до н.э., вероятно, способствовало появлению этого феномена, а реставрация статуи в 174 г. н.э. привела к его прекращению.
"Говорящий Мемнон" – это яркий пример взаимодействия природных явлений и человеческого восприятия. Звук, издаваемый статуей, скорее всего, был результатом естественных процессов, происходящих в камне под воздействием окружающей среды. Однако для древних людей этот звук обрел божественное значение, став символом присутствия и благосклонности богов.
Несмотря на то, что научное объяснение феномена "Говорящего Мемнона" представляется наиболее вероятным, некоторые аспекты этой загадки остаются неразгаданными. До сих пор не выяснена точная причина и механизм возникновения звука, издаваемого статуей. Возможно, в будущем новые исследования позволят получить более полное и точное представление об этом явлении.
Если статья понравилась, подписывайтесь на канал! Вас ждет еще много интересных историй!
Ставьте лайки — это помогает развитию канала!