Найти в Дзене
Иван Докшин | PRO Деньги

Почему не получается вести личный бюджет

Оглавление
Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Изображение взято из открытых источников сети Интернет

Я часто слышу от людей, что они пытались когда-то вести учёт финансов, но у 99% что-то пошло не так. Причины, как правило, сводятся к одному: это сложно и отнимает много времени, а результат того не стоит.

В этой статье я хочу развеять мифы о ведении бюджета и показать вам, что управлять финансами можно быстро и эффективно, без лишних затрат времени.

Учёт расходов и доходов — это мучительно долго?

Возможно, вы уже пытались вести бюджет, но в потоке ежедневной суеты забывали об этой полезной привычке. Если использовать не самые эффективные методы учёта финансов, то приходится изводить кучу времени на сведение всех показателей.

Я решил проверить, сколько у меня уходит времени на ежедневное ведение бюджета. Установил специальную программу для учёта экранного времени и выяснил, что за неделю провёл в приложении для ведения бюджета всего 19 минут, то есть по 2-3 минуты в день. Для сравнения, средний россиянин тратит на соцсети около 180 минут в сутки. То есть, если выделить несколько минут в день на управление бюджетом, это принесёт намного больше пользы, чем бесцельный скроллинг в интернете.

Зачем нужно вести личный финансовый учёт?

Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Изображение взято из открытых источников сети Интернет
  1. Контролировать расходы.
    Ведение бюджета позволяет понять, куда уходят ваши деньги, и на что стоит обратить внимание в плане экономии. Вы сможете осознанно распределять свои средства и больше не будете удивляться, куда пропадает зарплата.
  2. Управлять рисками.
    Сможете выявить слабые места в ваших финансах. Возможно, вы тратите слишком много на что-то, что вам не нужно, или доходы не покрывают расходы. Важно знать это заранее, чтобы избежать проблем в будущем.
  3. Легче экономить.
    Когда ваши траты предстают в подробном виде у вас перед глазами, появляется стимул отказываться от ненужных покупок. Например, если вы увидите, сколько денег уходит на ежедневный кофе, вам может захотеться сэкономить эти средства на что-то более важное.
  4. Чтобы совесть не мучала.
    С чётким планом расходов вы сможете совершать крупные покупки без чувства вины, зная, что это не погубит ваш бюджет.
  5. Планировать в долгосрок.
    Сможете планировать свои финансы на годы вперёд, избавит вас от тревожности и беспокойства за будущее.

5 шагов к личному бюджету

Неважно, живёте вы один или у вас большая семья — принципы ведения бюджета остаются одинаковыми. Вот несколько шагов, которые помогут вам эффективно управлять финансами:

  1. Анализируйте текущие расходы.
    Разделите свои траты по категориям: продукты, ЖКХ, развлечения, еда вне дома, здоровье и т.д. Оцените, сколько денег уходит на каждую категорию. Увидеть все покупки можно в банковском приложении, но для полноценного ведения бюджета его инструментария недостаточно. Например, переводы самому себе идут как расходы, и с этим ничего не поделаешь.
  2. Пропишите источники доходов.
    Если поступления в ваш бюджет нестабильны, рассчитайте средний доход за последние шесть месяцев или год.
  3. Спланируйте бюджет.
    Установите месячные лимиты на каждую категорию расходов и постарайтесь их придерживаться. Не забудьте включить в бюджет сумму на сбережения или инвестиции.
  4. Записывайте все траты и доходы. Ведите учёт в течение месяца и старайтесь придерживаться плана.
  5. Подводите итоги. В конце месяца сравните планируемые фактические расходы и доходы с фактическим и внесите необходимые коррективы в бюджет на следующий месяц.

Ошибки новичков в учёте финансов

Чтобы избежать разочарования и сделать процесс максимально простым, обратите внимание на следующие ошибки, которые часто допускают новички:

  1. Отсутствие резервного фонда.
    Всегда имейте подушку безопасности на случай непредвиденных расходов. Иначе в ваши планы можно легко сможет вмешаться какая-то непредвиденная неприятность. Если резервов нет, поставьте цель создать такой фонд как можно скорее.
  2. Излишняя детализация.
    Когда вы только начинаете вести бюджет, не стоит усложнять его множеством категорий и подкатегорий расходов. Важно сначала привыкнуть к регулярным записям и научиться контролировать крупные статьи, такие как продукты, транспорт, жильё и развлечения.

    Со временем всё же стоит разбивать крупные статьи расходов на подкатегории. Например, если вы заметите, что расходы на еду кажутся слишком большими, можно разделить их: столовые, рестораны и кофейни. Это поможет вам увидеть, на чём стоит экономить.
  3. Нереалистичные планы.
    В начале пути легко попасть в ловушку чрезмерной экономии. Ставить себе жёсткие рамки, такие как резкое ограничение расходов на еду или развлечения, может показаться хорошей идеей, но на практике это часто приводит к разочарованию и срывам с неприятными последствиями.
  4. Неучёт долгов и переводов.
    Если вы заняли деньги другу или оплатили счёт за компанию в ресторане, а затем забыли зафиксировать это в бюджете, возникнет путаница. Важно записывать все долги и переводы в день их совершения, чтобы точно знать, какие средства вам должны вернуть и сколько вы сами задолжали. В некоторых приложениях для учёта финансов можно создавать отдельные категории для долгов и переводов, что значительно облегчает процесс.
  5. Смешивание личных и рабочих средств.
    Если вы предприниматель или самозанятый, разделите свои личные и рабочие финансы. Откройте отдельный счёт для своего дела и ведите отдельный финансовый учёт.
  6. Использование наличных средств.
    Платежи по карте легко отслеживать, и они автоматически записываются в историю транзакций. С наличными деньгами это крайне тяжело. Даже если вы храните все чеки, есть вероятность что-то упустить.
  7. Нерегулярные записи.
    Записывайте все траты в конце каждого дня. Это занимает всего пару минут, но помогает сохранить контроль над бюджетом и избежать. Если же случился перерыв, не откладывайте восстановление пропущенного: рискуете накопить уйму неучтённых расходов, от которой желание вести бюджет совсем пропадёт.

Как сделать ведение бюджета простым и удобным

  • Электронные таблицы
    Это хороший выбор для тех, кто любит анализировать данные вручную. В таблицах можно настроить всё под себя, но это требует больше времени и навыков работы с данными.
  • Мобильные приложения
    Это самый простой и быстрый способ ведения бюджета. Есть даже приложения, которые автоматически собирают данные с банковских счетов, создают наглядные отчёты и напоминают о необходимости записывать расходы.

Бумажный вариант я не рекомендую. Времени такой способ занимает кратно больше, и записи на бумаге невозможно качественно проанализировать.

Психологические тонкости финансового планирования

  • Ставьте перед собой финансовые цели. Например, накопить на квартиру, автомобиль или образование для детей. Когда видите, как приближается желаемое, это мотивирует продолжать вести бюджет.
  • Обсуждайте бюджет с членами семьи, если вы ведете его совместно. Заинтересованы в реализации финансовой цели должны быть все, иначе от ведения бюджета не будет никакого эффекта.
  • Рекомендую откладывать средства сразу после получения дохода, чтобы случайно не потратить то, что планировали сберечь или инвестировать.

Если вы хотите больше узнавать о финансовой грамотности и формировании собственного капитала, подписывайтесь на мой Дзен и Телеграм. Здесь я рассказываю о различных инструментах инвестирования, разбираю распространенные ошибки и даю лайфхаки для повышения вашего финансового благополучия.