Я часто слышу от людей, что они пытались когда-то вести учёт финансов, но у 99% что-то пошло не так. Причины, как правило, сводятся к одному: это сложно и отнимает много времени, а результат того не стоит.
В этой статье я хочу развеять мифы о ведении бюджета и показать вам, что управлять финансами можно быстро и эффективно, без лишних затрат времени.
Учёт расходов и доходов — это мучительно долго?
Возможно, вы уже пытались вести бюджет, но в потоке ежедневной суеты забывали об этой полезной привычке. Если использовать не самые эффективные методы учёта финансов, то приходится изводить кучу времени на сведение всех показателей.
Я решил проверить, сколько у меня уходит времени на ежедневное ведение бюджета. Установил специальную программу для учёта экранного времени и выяснил, что за неделю провёл в приложении для ведения бюджета всего 19 минут, то есть по 2-3 минуты в день. Для сравнения, средний россиянин тратит на соцсети около 180 минут в сутки. То есть, если выделить несколько минут в день на управление бюджетом, это принесёт намного больше пользы, чем бесцельный скроллинг в интернете.
Зачем нужно вести личный финансовый учёт?
- Контролировать расходы.
Ведение бюджета позволяет понять, куда уходят ваши деньги, и на что стоит обратить внимание в плане экономии. Вы сможете осознанно распределять свои средства и больше не будете удивляться, куда пропадает зарплата. - Управлять рисками.
Сможете выявить слабые места в ваших финансах. Возможно, вы тратите слишком много на что-то, что вам не нужно, или доходы не покрывают расходы. Важно знать это заранее, чтобы избежать проблем в будущем. - Легче экономить.
Когда ваши траты предстают в подробном виде у вас перед глазами, появляется стимул отказываться от ненужных покупок. Например, если вы увидите, сколько денег уходит на ежедневный кофе, вам может захотеться сэкономить эти средства на что-то более важное. - Чтобы совесть не мучала.
С чётким планом расходов вы сможете совершать крупные покупки без чувства вины, зная, что это не погубит ваш бюджет. - Планировать в долгосрок.
Сможете планировать свои финансы на годы вперёд, избавит вас от тревожности и беспокойства за будущее.
5 шагов к личному бюджету
Неважно, живёте вы один или у вас большая семья — принципы ведения бюджета остаются одинаковыми. Вот несколько шагов, которые помогут вам эффективно управлять финансами:
- Анализируйте текущие расходы.
Разделите свои траты по категориям: продукты, ЖКХ, развлечения, еда вне дома, здоровье и т.д. Оцените, сколько денег уходит на каждую категорию. Увидеть все покупки можно в банковском приложении, но для полноценного ведения бюджета его инструментария недостаточно. Например, переводы самому себе идут как расходы, и с этим ничего не поделаешь. - Пропишите источники доходов.
Если поступления в ваш бюджет нестабильны, рассчитайте средний доход за последние шесть месяцев или год. - Спланируйте бюджет.
Установите месячные лимиты на каждую категорию расходов и постарайтесь их придерживаться. Не забудьте включить в бюджет сумму на сбережения или инвестиции. - Записывайте все траты и доходы. Ведите учёт в течение месяца и старайтесь придерживаться плана.
- Подводите итоги. В конце месяца сравните планируемые фактические расходы и доходы с фактическим и внесите необходимые коррективы в бюджет на следующий месяц.
Ошибки новичков в учёте финансов
Чтобы избежать разочарования и сделать процесс максимально простым, обратите внимание на следующие ошибки, которые часто допускают новички:
- Отсутствие резервного фонда.
Всегда имейте подушку безопасности на случай непредвиденных расходов. Иначе в ваши планы можно легко сможет вмешаться какая-то непредвиденная неприятность. Если резервов нет, поставьте цель создать такой фонд как можно скорее. - Излишняя детализация.
Когда вы только начинаете вести бюджет, не стоит усложнять его множеством категорий и подкатегорий расходов. Важно сначала привыкнуть к регулярным записям и научиться контролировать крупные статьи, такие как продукты, транспорт, жильё и развлечения.
Со временем всё же стоит разбивать крупные статьи расходов на подкатегории. Например, если вы заметите, что расходы на еду кажутся слишком большими, можно разделить их: столовые, рестораны и кофейни. Это поможет вам увидеть, на чём стоит экономить. - Нереалистичные планы.
В начале пути легко попасть в ловушку чрезмерной экономии. Ставить себе жёсткие рамки, такие как резкое ограничение расходов на еду или развлечения, может показаться хорошей идеей, но на практике это часто приводит к разочарованию и срывам с неприятными последствиями. - Неучёт долгов и переводов.
Если вы заняли деньги другу или оплатили счёт за компанию в ресторане, а затем забыли зафиксировать это в бюджете, возникнет путаница. Важно записывать все долги и переводы в день их совершения, чтобы точно знать, какие средства вам должны вернуть и сколько вы сами задолжали. В некоторых приложениях для учёта финансов можно создавать отдельные категории для долгов и переводов, что значительно облегчает процесс. - Смешивание личных и рабочих средств.
Если вы предприниматель или самозанятый, разделите свои личные и рабочие финансы. Откройте отдельный счёт для своего дела и ведите отдельный финансовый учёт. - Использование наличных средств.
Платежи по карте легко отслеживать, и они автоматически записываются в историю транзакций. С наличными деньгами это крайне тяжело. Даже если вы храните все чеки, есть вероятность что-то упустить. - Нерегулярные записи.
Записывайте все траты в конце каждого дня. Это занимает всего пару минут, но помогает сохранить контроль над бюджетом и избежать. Если же случился перерыв, не откладывайте восстановление пропущенного: рискуете накопить уйму неучтённых расходов, от которой желание вести бюджет совсем пропадёт.
Как сделать ведение бюджета простым и удобным
- Электронные таблицы
Это хороший выбор для тех, кто любит анализировать данные вручную. В таблицах можно настроить всё под себя, но это требует больше времени и навыков работы с данными. - Мобильные приложения
Это самый простой и быстрый способ ведения бюджета. Есть даже приложения, которые автоматически собирают данные с банковских счетов, создают наглядные отчёты и напоминают о необходимости записывать расходы.
Бумажный вариант я не рекомендую. Времени такой способ занимает кратно больше, и записи на бумаге невозможно качественно проанализировать.
Психологические тонкости финансового планирования
- Ставьте перед собой финансовые цели. Например, накопить на квартиру, автомобиль или образование для детей. Когда видите, как приближается желаемое, это мотивирует продолжать вести бюджет.
- Обсуждайте бюджет с членами семьи, если вы ведете его совместно. Заинтересованы в реализации финансовой цели должны быть все, иначе от ведения бюджета не будет никакого эффекта.
- Рекомендую откладывать средства сразу после получения дохода, чтобы случайно не потратить то, что планировали сберечь или инвестировать.
Если вы хотите больше узнавать о финансовой грамотности и формировании собственного капитала, подписывайтесь на мой Дзен и Телеграм. Здесь я рассказываю о различных инструментах инвестирования, разбираю распространенные ошибки и даю лайфхаки для повышения вашего финансового благополучия.