30 лет назад, 1 сентября 1994 года, после полного вывода с территории Латвии, Литвы и Эстонии была упразднена Краснознаменная Северо-Западная группа войск Министерства обороны РФ (СССР). В конечном счете вывод сил и средств СЗГВ из республик Прибалтики в августе 1994-го позволил ввести сюда войска НАТО.
На территории Латвийской ССР находилось более 1000 военных частей и размещалось около 600 военных объектов - станции РЛС, база ВМФ Балтийского флота в Лиепае и Усть-Двинске и т. д. Переговоры о выводе российских войск из провозгласившей независимость республики между российским президентом Борисом Ельциным и председателем латвийского Верховного Совета Анатолием Горбуновым начались в декабре 1991 года. Переговоры шли неровно, потребовалось 13 раундов встреч и давление со стороны США.
В ноябре 1991 года указом Михаила Горбачева в связи с признанием независимости Литвы, Латвии и Эстонии Прибалтийский военный округ (ПрибВО) был переименован в Северо-Западную группу войск (СЗГВ). Вывод их из региона осуществлялся параллельно с другими социалистическими странами Варшавского договора.
В составе ПрибВО было три войсковых дивизии - по одной в каждой республике, 15-я воздушная армия, части Балтфлота и окружной комплект соединений и частей родов войск и служб, как ПВО и ракетные войска, включая пусковые центры баллистических межконтинентальных ракет. Общая численность СЗГВ на тот момент составляла 250 тысяч человек, из них 95 тысяч - офицеры и прапорщики.
Огромная инфраструктура располагала собственными службами - такими, как суды военного трибунала, - и часть архивных материалов судов и прокуратуры сохранилась и доступна для общества.
Используя эти архивы, латышский историк Янис Риекстиньш выпустил книгу "Преступления оккупационной армии СССР в Латвии". Предметом интереса автора стали зафиксированные документально мелкие кражи и угоны, повреждение имущества со стороны военнослужащих Красной армии. По его мнению, это все важные свидетельства "преступлений советских милитаристов".
Риекстиньш не скрывает, что его труд создан по инициативе Латвийского общества изучения оккупации.
"Этот сборник секретных документов опровергает до сих пор сохранившийся миф о счастливой жизни в Советской Латвии и советской армии как освободительнице, показывая, как открыто деспотическая оккупационная армия обращалась с Латвией и ее народом", - утверждает ученый.
Вот отдельные факты из архивов, опубликованные в книге.
- 4 сентября 1940 года в волости Коцени хозяйству "Либерос" Яниса Либертса расквартированные солдаты РККА Валмиерского гарнизона причинили ущерб на сумму 328 латов: через пастбище для коров разбили дорогу (ущерб 30 латов), сломали сепаратор для молока (20 латов), дубовую кровать (40) и так далее.
- В волостной школе Коцени красноармейцы сломали или похитили библиотечные книги, журналы, альбом - ущерб 183 лата, 11 кухонных ножей - 15,65 лата, алюминиевый кубок - 7,5 лата. Общий ущерб превысил 2000 латов.
- В 1941 году в Вентспилсском уезде в волостях Зури и Ужавас в связи со строительством военного полигона 13 крестьянских хозяйств лишились земли на площади в 60 квадратных километров.
- Офицер Никитин сбежал с арендованной квартиры в Риге по улице Валдемара, дом 9, оставив жилище грязным и частично обокраденным.
- В октябре 1944 года у Анны Вигуланте с ее хутора в Берзини был украден урожай овса и ржи для прокорма свиней.
В послевоенное время случались более тяжкие преступления.
- Капитаны Ботов и Коротков совершили вооруженное ограбление квартиры жителя Резекне Степана Тихонова, отняв часы и ботинки. Оба задержаны и предстали перед судом военного трибунала.
- Солдаты Пешков и Кабланов с автоматами совершили налет на квартиру крестьянина Боевского под Резекне, отобрав часы, четыре женских платья и зимнюю шапку.
- В латгальской деревне Анчипаны сержант Матвеев требовал у крестьянина Осипа самогон, а не получив, стал угрожать оружием, но тут же был задержан органами НКВД.
- На хуторе Стропы украдена сумка с паспортом; украдены вещи и мебель с квартиры товарища Кисис, кстати, крупного коммунистического руководителя (организатором кражи стала заведующая столовой войсковой части № 19393).
- Двумя неизвестными в форме с погонами у гражданина в Елгавском уезде отнята рабочая лошадь.
- В Мадонском районе была убита домохозяйка - это самое тяжелое в списке. В докладе СМЕРШ в связи с этим говорится, что преступления военнослужащих настраивают жителей против Красной армии, в связи с чем милиция и Военная прокуратура должны усилить розыск и наказание виновных, приняв меры по предотвращению подобных противоправных деяний.
Безусловно, Янис Риекстиньш проделал важную исследовательскую работу, а уголовные преступления есть преступления. И преступления в форме защитников народа - такие же преступления, или даже хуже.
Однако стоит учесть, что значительная часть архивных документов относится к тому периоду, когда Латвия только начинала возвращаться к мирной жизни после нечеловеческой жестокости войны и почти четырех лет нацистской оккупации. А это подразумевает несколько иной взгляд на вещи - выходящий за границы архивных формуляров.
В Латгалии в 1941-1944 годах было уничтожено почти все еврейское население, и только в Даугавпилсе нацисты и местные коллаборационисты убили почти 30 тысяч евреев. В Динабургской крепости под вывеской "Гетто" томились в заключении тысячи евреев из Краславы, Вишек, Дагды и других местечек Латгалии, беженцы из Литвы - и почти все они были убиты.
И хотя украденная лошадь и мебель, ущерб лугам для выпаса коров и украденное зерно на корм скоту это, безусловно, преступления, - на фоне тотального нацистского геноцида в отношении мирного населения они выглядят скорее театрально. Но убийство нацистами десятков тысяч евреев в Латвии не стало предметом интереса латышского историка. Ведь гораздо проще и выгоднее обвинить в "оккупации" освободительную Красную армию.