Снова вернусь к разговору про демографию и вопросу стоит ли паниковать из-за ее спада? И так посмотрим, собственно говоря, для начала на сам процесс демографии человечества в целом, на причины роста численности населения и на сами принципы демографических колебаний не только у человека, вообще, как принцип развития того или иного вида.
Собственно, на протяжении большей части времени существования человека как вида, его численность была крайне мала. Вернее, крайне мала в сравнении с современной, но вполне успешной и многочисленной для биологического вида, когда число особей исчисляли от десятков тысяч до одного-двух миллионов человек.
Первый демографический взрыв произошёл с переводом людей от жизни охотников-собирателей к оседлому земледелию. Произошло это не мгновенно, процесс занял тысячелетия. Возможность селиться более компактно, отсутствие необходимости постоянно кочевать в поисках новых охотничьих угодий, новые источники более-менее стабильного получения пищи, привели к взрыву роста численности населения. Около десяти тысяч лет назад, когда начало активно развиваться земледелие, население Земли составляло около пяти миллионов человек. Продолжая осваивать новые методы земледелия и новые районы заселения за прошедшие шесть тысяч лет численность людей возросла до 230 миллионов человек к началу "новой эры", то есть к временам заката Римской Империи. В "темные века" раннего средневековья, из-за упадка технологий, постоянных войн и частых эпидемий, произошел спад численности населения, может и не столь заметны, так как компенсировался высокой рождаемостью и ростом населения в тех регионах, которое в данный момент не были затронуты эпидемиями или войнами. Но примерно численность населения колебалась на всем протяжении средневековья приблизительно на одном уровне, к моменту "открытия Америки" достигнув едва 300 миллионов человек. Впрочем, причиной спада были не только войны и эпидемии. Был достигнут предел аграрной экономики. С учетом же того что обработка земли не только не развивалась, но оставалась неизменной или практически неизменной на протяжении веков, примерно на тысячу лет численность населения "застыла" на одном месте.
Вторым всплеском демографии стало время "эпохи географических открытий". Это не только период, когда европейцы "отрыли" для себя дальние заморские земли, малозаселенные и легкозахватываемые. К этому времени начинается рост населения быстро увеличивающийся еще на сто миллионов человек. Новые земли открыли не только новые возможности для земледелия, не только подарили новые пригодные для выращивания растения, но и изменили само положение Старого Света. Зашедшая в тупик Европа, упорно обрабатывающая истощающиеся участки земли, получила доступ к богатым не используемым ранее территориям, которые быстро стали давать возможность создавать обширные плантации, возрождая римские варианты рабовладельческой обработки земли. Необходимость регулярных путешествий на большие расстояния и массово поставила вопрос необходимости развития кораблестроения, а также необходимых для него видов зарождающейся промышленности. Промышленность нашла применение не только в кораблестроении и военной технике, колонистам нужны были элементарные кружки, ложки, чашки, пуговицы, и прочие вещи желательно много и желательно быстро. Европа переквалифицируется с земледельческой на промышленную, начинается промышленная революция. Ну или, вернее, пока что ее предтечи.
В 1900 году население планеты достигло миллиарда человек. К этому моменту колониальная экономика достигла своего предела и наступил новый кризис, решение которому было найдено быстро. Идет массовый процесс отделения колоний от метрополий, да даже если колонии продолжают оставаться политически зависимыми от метрополий, то экономическая зависимость падает быстро, так как колонии начинают обзаводиться своей промышленностью несмотря на попытки метрополий этому помешать. Кризис колоний, кризис перепроизводства, кризис расслоения общества и массового обеднения большей части населения, не могли не привести к очередному коллапсу. Попытки играть "старыми картами и переделить сферы влияния в Европе привели только к усугублению проблем. Решением стала кредитная система позволившая населению покупать товары, по сути, за несуществующие деньги.
Ввод кредитной экономики дал новый и причем безумный скачек демографии. Производства перестали быть ограничены платёжеспособностью населения и быстро избавлялись от товаров. Что позволило увеличить рост производства, вводя все новые товары в оборот и штампуя те самые "дутые" деньги будущего. Население стало еще больше концентрироваться в городах. Производство товаров стало более приоритетным, чем земледелие. А затем на первое место вышли вообще "воздушные" виды деятельности: банки, торговля акциями, различные финансовые операции и махинации. Но пока то все это продолжало держаться на честном слове и позволяло развивать технологии, позволяло расти и быстро расти населению. С 1900 по 2000 год всего за сто лет население возросло с полутора миллиарда человек до шести с лишним миллиардов человек. На данный момент на Земле обитает более восьми миллиардов человек.
Как и в предыдущие разы, в очередной раз сталкиваемся с очередным кризисом и с очередным тупиком, пределом ныне существующего положения вещей. Земледелие дало рост населению, ограниченность обрабатываемых земель вызвала кризис. Появление новых земель не только разрешило кризис, дав возможность расселяться и стало причиной развития технологий и промышленности. Промышленность индустриализация привели к новому бурному росту населения, переводя земледельцев в работников сконцентрированных в городах. Новый кризис был вызван тем, что производство товаров ограничено покупательской способностью населения. Кредиты решили эту проблему, дав новый толчок гиперскачку роста населения. Сверхгигантский всплеск численности населения уперся в новую экономическую же проблему. Кредиты и использование "денег будущего" тоже имеют свои пределы, и чтобы "воздушный шарик" не лопнул разрушив всю экономику на корню они должны подчиняться определенным законам, а даже при обходе проблемы с платежеспособностью, такой подход к экономике требует ресурсов, которые тоже небезграничны. "Дутый доллар" требовал подпитки, которую получил перетаскивая на себя ресурсы национальных валют других стран. Те, в свою очередь, продолжая идти проторённым путем с кредитной экономикой так же уперлись в свои пределы. Мы живем в начале кризиса, результатом которого станет либо крушение нынешней экономической модели и создание чего-то принципиально нового, либо экономика Земли должна получить приток ресурсов из других источников. Таким источником могло бы стать освоение Космоса и использование ресурсов других планет, но на данный момент эта игра не стоит свеч, так как развитие технологий ушло в совсем другую сторону - следуя интересам обогащения корпораций, а не интересам всего населения. Создание новых смартфонов и супернавороченных компьютерных игр никаких ресурсов человечеству не принесет.
Теперь взглянем на вопрос с биологической стороны. Если посмотреть на любой вид живых существ, то динамика его численности зависит от трех основных факторов. Первый: наличие кормовой базы и ее достаточность. Второй: наличие и массовость хищников сокращающих поголовье. И третий: наличие конкурирующего вида в данной экологической нише, и уровень приспособленности и адаптации этого вида позволяющего ему лучше или хуже использовать имеющуюся кормовую базу, и лучше или хуже защищаться от хищников. Соответственно, при наличии большой свободной (не занятой конкурентами) кормовой базы и при низком количестве хищников, идет рост популяции. При большом количестве хищников или конкурирующих видов снижающих доступность комовой базы, и соответственно, при недостаточной кормовой базе идет сокращение численности. Когда происходит у животных "демографический взрыв"? При заселении новых недоступных ранее ареалов, при снижении конкуренции из-за исчезновения или сокращения численности конкурирующих видов, и при сокращении или почти полном отсутствии хищников, регулярно охотящихся на данный вид.
Человек гордиться тем, что вышел из природной эволюции и не подвержен ее механизмам. Но это не совсем так. Конечно, в плане хищников регулирующих нашу численность таковых собственно нет, вернее, животные способные убить и съесть человека, конечно, есть и время от времени они эту способность демонстрируют, чтобы не расслаблялись люди окончательно, но влияние на численность людей таких нападений практически равна нулю. Конкурентов у нас, по сути, тоже нет. Наш вид уничтожил всех потенциальных конкурентов еще в каменном веке. Так что, можно сказать, основным "хищником" и основным конкурентом для человека является сам же человек. А вот с кормовой базой все не так просто. Переход нашего вида с всеядного преимущественно хищнического образа жизни на преимущественно растительноядный с сокращенной долей хищничества, дал людям доступ к новым ресурсам и новой кормовой базе, это было земледелие. Чему соответствовал первый всплеск численности. Когда новые ресурсы стали ограниченными, получать намного больше урожая с земли просто не получалось, рост замедлился. Открытие новых ареалов обитания почти незаселенных конкурентами (своего же вида) дало второй демографический взрыв. Предел, которого наступил когда "свободные" ареалы были исчерпаны и заселены столь же плотно, как и исходные. Индустриализация по сути тоже стала вариантом изменения кормовой базы, позволившей не выращивать для себя корм, а зарабатывать на предприятиях средства на его приобретение. Но этот способ уперся в реальные пределы ограничения тех самых ресурсов. Последний катастрофический взрыв демографии произошел, по сути, по обману природы. Конечно, новые технологии, в том числе и в аграрном секторе дали возможность выращивать больше продуктов. Но ареал остался прежним, дополнительных ресурсов не появилось, произошло снижения внутренней конкуренции из-за перенаправления и перераспределения сфер детальности и перестановки приоритетов.
Когда животные начинают массово плодиться из-за каких-то экологических сбоев, это приводит к печальным последствиям. Скажем, из-за снижения численности или исчезновения из биосферы какого-то вида хищника, вид бывший его добычей может резко расплодиться, такие примеры были и неоднократной. Кролики, крысы, различные виды насекомых. Такие всплески приводят к тому, что вид быстро уничтожает кормовую базу и начинает резко сокращать численность. Природа выработала и другие механизмы, чтобы не доводить до предела такие случаи, а "притормаживать" их в случае появления их рисков. У тех же кроликов, зайцев, например, когда возникают негативные внешние факторы воздействия на вид, допустим, много хищников быстро истребляющих зайцев, кормовая база становится доступнее, увеличиваются приплоды у самок. Напротив, при сокращении численности хищников увеличивается численность зайцев, кормовая база становится менее доступной, частота встреч с особями своего вида возрастает, численность детенышей в пометах падает. Причем частота встречаемости особе своего вида играет первостепенную роль даже больше, чем доступность кормовой базы. При повышении частоты встречаемости особей своего вида, представители вида либо начинают проявлять склонность к миграциям и поиску новых ареалов обитания, либо сокращается рождаемость вида, при условии невозможности расширения ареала.
Человек. Человек расплодился подобно кроликам в Австралии. Быстро, без каких-либо сдерживающих факторов, и по сути не имея безграничных ресурсов для своей жизнедеятельности. Человек сконцентрировал подавляющую численность своих особей относительно небольших и сверхплотно населенных городах. Частота встречаемости особей своего вида зашкаливает. Поиск свободных ареалов для обитания невозможен. Кормовая база пока что держится на удовлетворительном уровне, но небезгранична. Да и построена она на крайне странном, с биологической точки зрения, производстве не имущих никакого отношения к поступлению питательных веществ элементов. Человечество стало уподобляться некому квазиорганизму формируя свои "почки и печенки" из клеток - человеков. Но стабильность этого планетарного квазиорганизма крайне неустойчива. При всем при этом следует ли удивляться тому, что количество "приплода" стало сокращаться? Это неизбежный процесс следящий за неконтролируемым гиперскачком численности населения. Да, для нынешних поколений это сопряжено с определёнными трудностями, но сокращение численности населения благотворно для всего вида в целом. Изменить это положение и вернуть рост населения как данность можно, открыв новые ареалы обитания, например, колонии на других планетах, но, надо полагать, это вопрос далеко не близкого будущего. Попытки насильственно принудить продолжать наращивать численность населения, подобны завозу новых партий кроликов в Австралию.
Другие мои ресурсы:
Сайт движения "Вечевая Республика"
Сайт правозащитного фонда ФППД "Факел Свободы"
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :