Найти в Дзене

Дуровы. Часть 1. Как всё начиналось

Оглавление

Обоих исключили из гимназии за хулиганство, оба влюбились в цирк и стали родоначальниками легендарной династии Дуровых, которой уже более 150 лет. Родные братья Владимир и Анатолий Дуровы, зоопсихолог и сатирик, Вольдемар и Анатоль, как их называли в приемной семье, всю жизнь соперничали, и каждый оставил свой след в истории.

Не хочу учиться, а хочу в цирк

Будущих звезд международной цирковой арены, школы дрессуры и клоунады вырастил крестный Николай Захаров – их родители, дворяне по происхождению, умерли, когда братья были совсем маленькими. Старший Владимир, родившийся в 1863 году, учился в военной гимназии, младший Анатолий, появившийся на свет годом позже – в кадетском корпусе, а затем в частном пансионе. Однажды Анатолий вошел в класс на урок по Закону Божьему на руках, за что в результате был из учебного заведения исключен. То же самое случилось с Владимиром – причиной послужило слишком шумное поведение на занятиях.

Книга «Братья Дуровы». Изображение отсюда: https://cdn1.ozone.ru
Книга «Братья Дуровы». Изображение отсюда: https://cdn1.ozone.ru

Первым в цирк влюбился Анатолий. В сарае он сам установил трапецию, повесил канат и приглашал учителей, которые с его полного согласия для большей эффективности тренировок использовали плетку. Крестный был в ужасе: «Дворянин в цирке – это нонсенс!». Но все было бесполезно – в 1880 году Анатолий ушел из дома и поступил в балаган Вайнштока, где выступал как канатоходец и акробат. Уже тогда начали проявляться его блестящее чувство юмора и способности выдающегося клоуна-сатирика, из-за которых, правда, он разругался с хозяином и в итоге балаган покинул.

Владимир, мечтая о цирке, грезил карьерой клоуна-дрессировщика – еще в детстве он много наблюдал за животными. Начал с крыс, бегавших между оконными рамами во Вдовьем доме, где жила его бабушка, и продолжил собаками, козлами и морскими свинками в цирке-зверинце Гуго Винклера в Москве на Цветном бульваре, куда он поступил на работу. Будущий всемирно известный дрессировщик-гуманист понял: животных нельзя наказывать, чтобы они сделали то, что ты хочешь, нужно использовать их естественные навыки, договариваться с ними.

Братья-соперники: усы в помощь

Как ни старался крестный удержать своих подопечных от неподобающей, как он считал, карьеры, путеводная цирковая звезда ярко светила юным сорванцам. Они сбежали в Тверь и присоединились к бродячему цирку Ринальдо – там они работали расклейщиками афиш, униформистами, ассистентами, а затем начали выступать на манеже как акробаты, шпагоглотатели, фокусники и клоуны.

В то время как старший брат, Владимир, на какое-то время отошел от цирка, карьера Анатолия развивалась стремительно – он переходил из одной труппы в другую, дебютировал как клоун под псевдонимом Толи в цирке Труцци, начал заниматься дрессурой и много гастролировал в Германии, Австрии, Испании, Франции, а также лучших цирках России.

Анатолий Дуров на гастролях в Токио. Фото отсюда: https://upload.wikimedia.org/
Анатолий Дуров на гастролях в Токио. Фото отсюда: https://upload.wikimedia.org/

Когда в 1884 году он приехал в Москву, то выступал под собственным именем – первый среди клоунов. С неприятным удивлением для себя он обнаружил, что и Владимир Дуров гастролирует в столице:

В мое отсутствие в Москве явился брат мой и, воспользовавшись известностью моей фамилии, начал давать представления, не бывши никогда клоуном.

С этого момента началось соперничество двух гениев.

Тем не менее, в 1888 году в цирке Саломонского братья исполняли совместный номер, пользовавшийся невероятным успехом: Анатолий забирался в один из двух сундуков на манеже, его поднимали под купол, при этом артист сразу же вылезал из другого сундука. «Ларчик просто открывался»: это был его брат, Владимир. Позже, когда две легенды встречались вместе на выступлениях, на афишах было написано: «Конкуренция, соревнование», что было истинной правдой. Братья были очень похожи, и чтобы публика их не путала, они завивали усы в разные стороны: Владимир – вниз, Анатолий – вверх.

Анатолий Дуров – король сатиры

«Король шутов, но не шут королей», так он говорил о себе. Уже в 1895 году Анатолий Дуров, единственный из русских цирковых артистов был включен в «Артистический лексикон», вышедший в Дюссельдорфе. Можно написать целую книгу о репризах гениального клоуна-сатирика – он сам в 1913 году прочел лекцию «О смехе и о жрецах смеха» в Москве в Политехническом музее. Он не подходил к дрессуре настолько глубоко, как впоследствии это делал его брат, но гениально использовал животных в своих номерах, высмеивая властолюбцев, чиновников, бюрократию и людские пороки.

Анатолий Дуров. фото отсюда: https://www.maxanto.ru/
Анатолий Дуров. фото отсюда: https://www.maxanto.ru/

Дуров любил пошутить, и иногда это стоило ему работы. Именно это произошло в 1891 году вскоре после столкновения с важным адмиралом в цирковом буфете. Все кроме Анатолия Дурова встали, а когда военачальник потребовал подняться перед ним, так как он адмирал Зеленый – такой была его фамилия – артист ответил, что встанет, когда тот созреет. В итоге он вывел на арену борова, выкрашенного в зеленый цвет, а остальных зверей он заставил перед ним кланяться, «потому что он зеленый».

Он также поставил номер «Приключения в городе Свинске» с участием более семидесяти свиней, «Взрыв крепости», где задействовал около тысячи кур и пятьсот петухов. Как-то он посадил в центре манежа свинью в кресле и предлагал почитать ей газеты. Ото всех экземпляров она отказывалась, а увидев газету знаменитого в то время издателя-мракобеса, начинала радостно хрюкать.

«Веселые звери Анатолия Дурова», 1928 год. Изображение отсюда: https://live.staticflickr.com
«Веселые звери Анатолия Дурова», 1928 год. Изображение отсюда: https://live.staticflickr.com

Анатолий Дуров пробовал себя в роли кинорежиссера, а уже на склоне лет вместе с инженером Бурковским организовал в Воронеже секцию воздухоплавания – в ней занималось около ста человек, а его собственный первый полет был единственным в городе на тот момент.

Дедушка Дуров – приручу любовью хоть лисицу, хоть моржа

Настоящим гуру и революционером цирковой дрессуры стал старший из братьев, Владимир Леонидович Дуров. Он пропагандировал гуманный метод работы с животными, в основу которого входили три «Л» – любовь, ласка, лакомство. Дедушка Дуров, как его называли любящие зрители, собрал различные наработки по этой теме, дополнил собственными открытиями и опубликовал научный труд «Сорокалетний опыт дрессировки животных» – в отличие от многих коллег он не стал скрывать накопленные знания и опыт, а сделал их общим достоянием.

Книга Владимира Дурова по дрессировке животных. Изображение отсюда: https://textarchive.ru
Книга Владимира Дурова по дрессировке животных. Изображение отсюда: https://textarchive.ru
«У меня звери не просто живут, а учатся. Я их обучаю разным вещам, чтобы они могли выступать в цирке. При этом я и сам изучаю зверей» (Цитата из книги В. Дурова "Мои звери" 1927 года)

Владимир Дуров работал с более чем 50 видами животных, но крупных хищников не дрессировал – потому что не хотел держать их в клетке.

Он изучал труды академика Павлова о рефлексах, консультировался с психиатром Владимиром Бехтеревым, чтобы разобраться в психологии животных, верил в существование телекинеза, проводил опыты по телепатии и парапсихологии с участием своих питомцев. Ему удалось приручить лисицу и муравьеда, которые, как считалось, не поддаются дрессировке, впервые он вывел на арену дрессированных моржа и волка.

В номере «Железная дорога крыс» в 1892 году шесть толстых черных крыс ехали в вагоне первого класса, белые крысы во втором, и в тесноте в третьем классе ехали серые крысы. Начальника станции «играл» кот. В номере «Пожар в гостинице» свинья лавировала между ногами лошади, танцевала вальс, даже стреляла из пистолета и ходила по канату. Морской лев в номере с двумя своими собратьями на вопрос «Где рыба?» отвечал, хлопая себя ластом по пузу.

Номер «Крысиная железная дорога» Владимира Дурова. Фото отсюда: https://cdnstatic.rg.ru
Номер «Крысиная железная дорога» Владимира Дурова. Фото отсюда: https://cdnstatic.rg.ru

Морские котики на службе

Научные исследования Владимира Дурова не могли остаться без внимания, когда началась Первая Мировая война. Необходимо было придумать эффективный способ борьбы с немецкими подводными лодками, и Владимиру Дурову предложили сотрудничество в этом направлении. Он начал обучать морских животных, львов и котиков, обнаружению глубоководных объектов и поиску мин, которые далее должны были обезвреживать люди.

Изображение отсюда: https://biblionika.info
Изображение отсюда: https://biblionika.info

В подвале своего дома Владимир Леонидович оборудовал бассейн с имитацией подлодок, и двенадцать «солдат» приступили к обучению. К сожалению, об этом узнала немецкая разведка – один из ассистентов дрессировщика украл научно-методические документы и отравил животных.

Каштанка - мон амур

Владимир Дуров общался со многими представителями творческой интеллигенции того времени – у него в доме бывали Федор Шаляпин, Василий Качалов, Александр Куприн. Антону Павловичу Чехову он часто рассказывал о собачке Каштанке, одной первых подопечных, путешествовавшей вместе с дрессировщиком на гастроли. Так и появилась «Каштанка», история реально существовавшей собаки – только финал рассказа был изменен.

Издание "Каштанки" 1946 года и портрет Чехова. Изображение отсюда: https://sun9-30.userapi.com
Издание "Каштанки" 1946 года и портрет Чехова. Изображение отсюда: https://sun9-30.userapi.com

Владимир Леонидович очень не хотел расставаться с собачкой и на суде предложил ее бывшему хозяину определенную сумму. Тот начал торговаться, и судья, увидев в этом безразличие к судьбе животного, принял решение в пользу Владимира Дурова.

Мечты сбываются: Паноптикум и уголок Дурова

В 1901 году Анатолий Дуров купил на окраине Воронежа дом и основал в нем нечто наподобие современного Диснейленда. В 1911 году он открыл усадьбу для посещений. У местной публики пользовался огромным успехом музей – там можно было увидеть коллекции картин, скульптуры, антиквариат, археологические древности. И конечно, люди валом валили на различные аттракционы – фонтаны с подсветкой, в комнату смеха. Когда Анатолий Леонидович реконструировал пристань, воронежский народ начал активно прыгать с нее в воду и купаться. Пришлось пустить слух, что из зверинца Дурова сбежал крокодил – стало поспокойнее. Сейчас в этом месте находится дом-музей Анатолия Леонидовича, а воронежский цирк носит его имя.

В 1908 году свою мечту исполнил Владимир Дуров – он приобрел дом с садом и конюшней на улице Старая Божедомка в Москве. Позже мастер создал там «Уголок Дурова», место, где каждое животное может жить в наиболее подходящих для него условиях, где за ним можно наблюдать, лечить его и показывать искусство дрессуры всем желающим. Дуров привез в «уголок» девять товарных вагонов различных зверей.

Четыре года здание перестраивали, и в 1912 году детище Дурова заработало в полную силу. В театре «Крошка», здание которого используется как малая сцена театра Дуровых и по сей день, проходили выступления животных, также здесь располагались естественнонаучный музей и научная лаборатория.

Посетители могли познакомиться с приемами дрессуры и послушать лекции о психологии животных. Сам руководитель с семьей проживал в нескольких небольших комнатах. Хотя в советские времена театр Дурова национализировали, Владимир Леонидович руководил своим «уголком» до 1934 года. В 1927 году в честь 50-летия артистической деятельности Владимира Дурова улицу Божедомка переименовали в честь дрессировщика.

«Уголок дедушки Дурова». Фото: Vyacheslav Prokofyev/TASS
«Уголок дедушки Дурова». Фото: Vyacheslav Prokofyev/TASS

Эстафету сдал, эстафету принял!

После того, как Владимир и Анатолий Дуров покинули этот мир, их дело продолжили потомки – целых пять поколений артистов-дрессировщиков бережно пронесли сквозь года драгоценное искусство, неизменное приводящее в восторг благодарную публику.

С 2022 года «Уголком дедушки Дурова», который в 2018 году получил новое здание, руководит Наталья Дурова младшая, праправнучка Владимира Леонидовича Дурова. Она, как и все представители династии, придерживается гуманного метода дрессуры, а зрители все так же удивляются чудесам, происходящим на сцене. То ли еще будет!

Читайте продолжение: Дуровы. Часть 2. Талантливые дети и внуки

А еще можно почитать подборку "ЛЕГЕНДЫ ЦИРКА" - про Медвежий цирк Филатова, про Олега Попова, про Кантемировых и Багдасаровых и многое другое...