Обоих исключили из гимназии за хулиганство, оба влюбились в цирк и стали родоначальниками легендарной династии Дуровых, которой уже более 150 лет. Родные братья Владимир и Анатолий Дуровы, зоопсихолог и сатирик, Вольдемар и Анатоль, как их называли в приемной семье, всю жизнь соперничали, и каждый оставил свой след в истории.
Не хочу учиться, а хочу в цирк
Будущих звезд международной цирковой арены, школы дрессуры и клоунады вырастил крестный Николай Захаров – их родители, дворяне по происхождению, умерли, когда братья были совсем маленькими. Старший Владимир, родившийся в 1863 году, учился в военной гимназии, младший Анатолий, появившийся на свет годом позже – в кадетском корпусе, а затем в частном пансионе. Однажды Анатолий вошел в класс на урок по Закону Божьему на руках, за что в результате был из учебного заведения исключен. То же самое случилось с Владимиром – причиной послужило слишком шумное поведение на занятиях.
Первым в цирк влюбился Анатолий. В сарае он сам установил трапецию, повесил канат и приглашал учителей, которые с его полного согласия для большей эффективности тренировок использовали плетку. Крестный был в ужасе: «Дворянин в цирке – это нонсенс!». Но все было бесполезно – в 1880 году Анатолий ушел из дома и поступил в балаган Вайнштока, где выступал как канатоходец и акробат. Уже тогда начали проявляться его блестящее чувство юмора и способности выдающегося клоуна-сатирика, из-за которых, правда, он разругался с хозяином и в итоге балаган покинул.
Владимир, мечтая о цирке, грезил карьерой клоуна-дрессировщика – еще в детстве он много наблюдал за животными. Начал с крыс, бегавших между оконными рамами во Вдовьем доме, где жила его бабушка, и продолжил собаками, козлами и морскими свинками в цирке-зверинце Гуго Винклера в Москве на Цветном бульваре, куда он поступил на работу. Будущий всемирно известный дрессировщик-гуманист понял: животных нельзя наказывать, чтобы они сделали то, что ты хочешь, нужно использовать их естественные навыки, договариваться с ними.
Братья-соперники: усы в помощь
Как ни старался крестный удержать своих подопечных от неподобающей, как он считал, карьеры, путеводная цирковая звезда ярко светила юным сорванцам. Они сбежали в Тверь и присоединились к бродячему цирку Ринальдо – там они работали расклейщиками афиш, униформистами, ассистентами, а затем начали выступать на манеже как акробаты, шпагоглотатели, фокусники и клоуны.
В то время как старший брат, Владимир, на какое-то время отошел от цирка, карьера Анатолия развивалась стремительно – он переходил из одной труппы в другую, дебютировал как клоун под псевдонимом Толи в цирке Труцци, начал заниматься дрессурой и много гастролировал в Германии, Австрии, Испании, Франции, а также лучших цирках России.
Когда в 1884 году он приехал в Москву, то выступал под собственным именем – первый среди клоунов. С неприятным удивлением для себя он обнаружил, что и Владимир Дуров гастролирует в столице:
В мое отсутствие в Москве явился брат мой и, воспользовавшись известностью моей фамилии, начал давать представления, не бывши никогда клоуном.
С этого момента началось соперничество двух гениев.
Тем не менее, в 1888 году в цирке Саломонского братья исполняли совместный номер, пользовавшийся невероятным успехом: Анатолий забирался в один из двух сундуков на манеже, его поднимали под купол, при этом артист сразу же вылезал из другого сундука. «Ларчик просто открывался»: это был его брат, Владимир. Позже, когда две легенды встречались вместе на выступлениях, на афишах было написано: «Конкуренция, соревнование», что было истинной правдой. Братья были очень похожи, и чтобы публика их не путала, они завивали усы в разные стороны: Владимир – вниз, Анатолий – вверх.
Анатолий Дуров – король сатиры
«Король шутов, но не шут королей», так он говорил о себе. Уже в 1895 году Анатолий Дуров, единственный из русских цирковых артистов был включен в «Артистический лексикон», вышедший в Дюссельдорфе. Можно написать целую книгу о репризах гениального клоуна-сатирика – он сам в 1913 году прочел лекцию «О смехе и о жрецах смеха» в Москве в Политехническом музее. Он не подходил к дрессуре настолько глубоко, как впоследствии это делал его брат, но гениально использовал животных в своих номерах, высмеивая властолюбцев, чиновников, бюрократию и людские пороки.
Дуров любил пошутить, и иногда это стоило ему работы. Именно это произошло в 1891 году вскоре после столкновения с важным адмиралом в цирковом буфете. Все кроме Анатолия Дурова встали, а когда военачальник потребовал подняться перед ним, так как он адмирал Зеленый – такой была его фамилия – артист ответил, что встанет, когда тот созреет. В итоге он вывел на арену борова, выкрашенного в зеленый цвет, а остальных зверей он заставил перед ним кланяться, «потому что он зеленый».
Он также поставил номер «Приключения в городе Свинске» с участием более семидесяти свиней, «Взрыв крепости», где задействовал около тысячи кур и пятьсот петухов. Как-то он посадил в центре манежа свинью в кресле и предлагал почитать ей газеты. Ото всех экземпляров она отказывалась, а увидев газету знаменитого в то время издателя-мракобеса, начинала радостно хрюкать.
Анатолий Дуров пробовал себя в роли кинорежиссера, а уже на склоне лет вместе с инженером Бурковским организовал в Воронеже секцию воздухоплавания – в ней занималось около ста человек, а его собственный первый полет был единственным в городе на тот момент.
Дедушка Дуров – приручу любовью хоть лисицу, хоть моржа
Настоящим гуру и революционером цирковой дрессуры стал старший из братьев, Владимир Леонидович Дуров. Он пропагандировал гуманный метод работы с животными, в основу которого входили три «Л» – любовь, ласка, лакомство. Дедушка Дуров, как его называли любящие зрители, собрал различные наработки по этой теме, дополнил собственными открытиями и опубликовал научный труд «Сорокалетний опыт дрессировки животных» – в отличие от многих коллег он не стал скрывать накопленные знания и опыт, а сделал их общим достоянием.
«У меня звери не просто живут, а учатся. Я их обучаю разным вещам, чтобы они могли выступать в цирке. При этом я и сам изучаю зверей» (Цитата из книги В. Дурова "Мои звери" 1927 года)
Владимир Дуров работал с более чем 50 видами животных, но крупных хищников не дрессировал – потому что не хотел держать их в клетке.
Он изучал труды академика Павлова о рефлексах, консультировался с психиатром Владимиром Бехтеревым, чтобы разобраться в психологии животных, верил в существование телекинеза, проводил опыты по телепатии и парапсихологии с участием своих питомцев. Ему удалось приручить лисицу и муравьеда, которые, как считалось, не поддаются дрессировке, впервые он вывел на арену дрессированных моржа и волка.
В номере «Железная дорога крыс» в 1892 году шесть толстых черных крыс ехали в вагоне первого класса, белые крысы во втором, и в тесноте в третьем классе ехали серые крысы. Начальника станции «играл» кот. В номере «Пожар в гостинице» свинья лавировала между ногами лошади, танцевала вальс, даже стреляла из пистолета и ходила по канату. Морской лев в номере с двумя своими собратьями на вопрос «Где рыба?» отвечал, хлопая себя ластом по пузу.
Морские котики на службе
Научные исследования Владимира Дурова не могли остаться без внимания, когда началась Первая Мировая война. Необходимо было придумать эффективный способ борьбы с немецкими подводными лодками, и Владимиру Дурову предложили сотрудничество в этом направлении. Он начал обучать морских животных, львов и котиков, обнаружению глубоководных объектов и поиску мин, которые далее должны были обезвреживать люди.
В подвале своего дома Владимир Леонидович оборудовал бассейн с имитацией подлодок, и двенадцать «солдат» приступили к обучению. К сожалению, об этом узнала немецкая разведка – один из ассистентов дрессировщика украл научно-методические документы и отравил животных.
Каштанка - мон амур
Владимир Дуров общался со многими представителями творческой интеллигенции того времени – у него в доме бывали Федор Шаляпин, Василий Качалов, Александр Куприн. Антону Павловичу Чехову он часто рассказывал о собачке Каштанке, одной первых подопечных, путешествовавшей вместе с дрессировщиком на гастроли. Так и появилась «Каштанка», история реально существовавшей собаки – только финал рассказа был изменен.
Владимир Леонидович очень не хотел расставаться с собачкой и на суде предложил ее бывшему хозяину определенную сумму. Тот начал торговаться, и судья, увидев в этом безразличие к судьбе животного, принял решение в пользу Владимира Дурова.
Мечты сбываются: Паноптикум и уголок Дурова
В 1901 году Анатолий Дуров купил на окраине Воронежа дом и основал в нем нечто наподобие современного Диснейленда. В 1911 году он открыл усадьбу для посещений. У местной публики пользовался огромным успехом музей – там можно было увидеть коллекции картин, скульптуры, антиквариат, археологические древности. И конечно, люди валом валили на различные аттракционы – фонтаны с подсветкой, в комнату смеха. Когда Анатолий Леонидович реконструировал пристань, воронежский народ начал активно прыгать с нее в воду и купаться. Пришлось пустить слух, что из зверинца Дурова сбежал крокодил – стало поспокойнее. Сейчас в этом месте находится дом-музей Анатолия Леонидовича, а воронежский цирк носит его имя.
В 1908 году свою мечту исполнил Владимир Дуров – он приобрел дом с садом и конюшней на улице Старая Божедомка в Москве. Позже мастер создал там «Уголок Дурова», место, где каждое животное может жить в наиболее подходящих для него условиях, где за ним можно наблюдать, лечить его и показывать искусство дрессуры всем желающим. Дуров привез в «уголок» девять товарных вагонов различных зверей.
Четыре года здание перестраивали, и в 1912 году детище Дурова заработало в полную силу. В театре «Крошка», здание которого используется как малая сцена театра Дуровых и по сей день, проходили выступления животных, также здесь располагались естественнонаучный музей и научная лаборатория.
Посетители могли познакомиться с приемами дрессуры и послушать лекции о психологии животных. Сам руководитель с семьей проживал в нескольких небольших комнатах. Хотя в советские времена театр Дурова национализировали, Владимир Леонидович руководил своим «уголком» до 1934 года. В 1927 году в честь 50-летия артистической деятельности Владимира Дурова улицу Божедомка переименовали в честь дрессировщика.
Эстафету сдал, эстафету принял!
После того, как Владимир и Анатолий Дуров покинули этот мир, их дело продолжили потомки – целых пять поколений артистов-дрессировщиков бережно пронесли сквозь года драгоценное искусство, неизменное приводящее в восторг благодарную публику.
С 2022 года «Уголком дедушки Дурова», который в 2018 году получил новое здание, руководит Наталья Дурова младшая, праправнучка Владимира Леонидовича Дурова. Она, как и все представители династии, придерживается гуманного метода дрессуры, а зрители все так же удивляются чудесам, происходящим на сцене. То ли еще будет!
Читайте продолжение: Дуровы. Часть 2. Талантливые дети и внуки
А еще можно почитать подборку "ЛЕГЕНДЫ ЦИРКА" - про Медвежий цирк Филатова, про Олега Попова, про Кантемировых и Багдасаровых и многое другое...