Найти тему
ArmInfo

Пашинян указал на территориальные претензии, содержащиеся в конституции Азербайджана к Армении

АрмИнфо. Когда азербайджанская сторона говорит о нарушениях режима прекращения огня, а армянская сторона утверждает, что их не было, лучшее решение - создать проект для мониторинга этой ситуации. Об этом 31 августа в ходе пресс-конференции в Ереване заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян касаясь обвинений азербайджанской стороны в нарушениях режима прекращения огня и на просьбу выразить позицию Еревана по судьбе Минской группы ОБСЕ.

Пашинян еще раз подчеркнул, что это лучшее решение для урегулирования вопроса. В этом ключе он добавил, что предложение официального Еревана о создании механизма расследований инцидентов продолжает оставаться в силе.

“Что касается роспуска Минской группы, то мы считаем, что это возможно тогда, когда мир станет осязаем. Мы допускаем рассмотрение этого вопроса, но не нужно ставить телегу впереди лошади. Вопрос в том, насколько это эффективно и необходимо сегодня. Азербайджан использует этот вопрос так, что если Армения прямо сейчас не соглашается на роспуск Минской группы ОБСЕ, то это рассматривается как территориальные претензии. Мы таких претензий не имеем.

Кроме того, они утверждают, что в Конституции Армении имеются территориальные претензии. Мы с этим не согласны. Они ссылаются на то, что в преамбуле Конституции есть отсылка к Декларации Независимости, где упоминается Нагорный Карабах. Однако, например, в Декларации есть статья 5, в которой говорится, что вооружённые силы создаются под руководством Верховного совета. Но в 1995 году, когда была принята Конституция, армия и МВД сразу стали подчиняться президенту Республики, что означает, что текст Декларации не был буквально перенесён в Конституцию: то, что написано буквально и дословно, относится к Конституции, а то, что не написано, значит, не касается Конституции”, - заметил Пашинян, отметив, что выборы в Армении всегда проходили на площади 29 743 кв км и народ Нагорного Карабаха никогда не принимал участия в электоральных процессах в Республике Армения.

Далее армянский премьер предложил рассмотреть Конституцию Азербайджана. “В ней есть отсылка к акту независимости 1991 года, а также к Декларации независимости Азербайджана 1918 года, где указано, что сегодняшний Азербайджан является правопреемником Первой Азербайджанской Республики, где упоминаются Южное и Западное Закавказье в качестве ее части, и есть территориальные претензии к областям Тавуша, Гегаркуника и Арарата. В сравнении с нашей Конституцией, Конституция Азербайджана содержит территориальные претензии к Армении. Мы не поднимаем этот вопрос, потому что в согласованных статьях мирного договора уже есть то, что ни одна из сторон не может ссылаться на свои внутренние законодательные акты”, - заявил Пашинян.

При этом он также обратил внимание на территориальные амбиции Азербайджана к Грузии и Армении по азербайджанской конституции. Пашинян считает, что включение вопроса о содержании конституции Азербайджана в повестку затянет переговорный процесс в тупик, именно поэтому Ереване не идет на этот шаг, но это вовсе не значит, что армянскую сторону не беспокоят эти вопросы.

Отметим, что власти Азербайджана одним из предварительных условий нормализации отношений с Арменией ставят вопрос упразднения Минской группы ОБСЕ – единственной международной структуры, наделенной мандатом урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Еще одно требование Азербайджана – это изменение Конституции Армении.