Двигатель на моей машине сильно дымит. Я бы даже сказал, ОЧЕНЬ сильно дымит. И дым этот воняет маслом. Когда я еду, то вся улица еще какое-то время остается в тумане моего дыма. В сообществе автолюбителей говорят, что есть 2 причины такой неисправности:
1. Маслоотражающие колпачки (сальники клапанов)
2. Маслосъемные кольца.
Ремонт маслоотражающих колпачков
По степени сложности ремонта замена маслоотражающих колпачков намного проще ремонта (или замены) колец. При "диагностике" я увидел, что есть масло на резьбе свечи, и это дало мне надежду на "более простой" ремонт. Я посмотрел множество видео в Интернете про замену этих колпачков без разбора двигателя. Заказал, приехали. Процесс замены заключается в поднятии поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ), что должно предотвратить проваливание клапана в цилиндр. Клапан в этом случае упирается в поршень. Вся замена заняла у меня примерно пару недель по вечерам после работы. Почему так долго? Потому что это только по видео все происходит быстро и красиво. А в реальных условиях все совсем не так. Очень много времени, почти половину, у меня заняло то что я пытался применить увиденное в Интернете на практике. В итоге, я на основе увиденного и огромной массы собственного опыта выработал свою тактику замены.
После замены маслоотражающих колпачков что я увидел? Как машина дымила, так и продолжила дымить. Хотя, количество дыма немного уменьшилось. Но ведь в моем воображении его не должно было быть совсем. Но меня ждало небольшое разочарование.
Ремонт поршневых колец
Следующий на очереди встал вопрос ремонта маслосъемных колец. В качестве средства для ремонта я выбрал (опять же по видео) проведение раскоксовки. Суть ее заключается в растворении различных отложений с помощью агрессивной химии. Также было просмотрено пару сотен гигабайт (как минимум) видеоконтента про процедуры раскоксовки. И я решился.
Приобрел "самую мощную" по отзывам различных блогеров раскоксовку. Взял сразу набором, в котором 3 составляющих:
1. Пена для очистки камеры сгорания
2. Состав для добавление в моторное масло
3. Присадка для улучшения характеристик двигателя
Пена в действии
Сначала в ход пошла пена. Все по инструкции. Греем двигатель, выкручиваем свечи. Запенил - подождал - еще запенил - снова подождал - еще запенил - подождал - откачал что получилось. А получилось то, что из цилиндров я выкачал жидкость черного цвета. Это говорит о том, что какой-то процент отложений она в себе растворила. Но это только сверху двигателя, т.е. непосредственно в камерах сгорания. Но проблема немного в другом, а именно в том что кольцо которое предназначено для удаления излишнего масла не выполняет свою задачу. После откачки необходимо дать двигателю поработать на холостых около 5-7 минут для очистки камер от остатков моющего средства. Стоит еще сказать о том, что после этой процедуры двигатель завелся не сразу, как это было раньше. Понадобилось 3 раза крутить по 20 секунд чтобы его завести. Но все прошло успешно, двигатель работает. Сразу же пошел посмотреть на выхлоп и вот что я там увидел.
Камеры мы уже помыли, но до колец пока еще не добрались. Поэтому идем дальше.
Чистим непосредственно кольца
Вся суть такой очистки состоит в том, что необходимо осуществить доставку моющего средства непосредственно в область отложений. Это как раз основное действие, которое необходимо выполнить для восстановления работы двигателя. Т.к. наш двигатель уже прогрет на предыдущем этапе, то дополнительно его греть не нужно. Итак, заливаем состав прямо в моторное масло. По инструкции "держим" 2000 оборотов на протяжении 25 минут.
В процессе выходит много дыма. За машиной стоит сплошное белое облако. Если эта процедура проводится в гараже, то нужно обезопасить себя от вдыхания этого дыма посредством размещения задка машины как можно ближе к открытым настежь воротам чтобы весь дым уходил на улицу. Можно это сделать вообще на улице, но обязательно поставить машину так, чтобы ветром не сносило дым в сторону водителя. Потому что если дым пойдет на машину, то нормально дышать вы не сможете, а вам еще педаль удерживать в определенном положении. Естественно, все окна должны быть очень плотно закрыты. Следующий кадр я сделал открыв окно буквально на 10 секунд. При этом успел познать весь спектр ароматов, которые потом еще долго сопровождали мой нос. Была сначала мысль сфотографировать зеркало заднего вида, но в нем плохо видно этот белый туман.
Представляю, что думали соседи когда видели как из открытых ворот гаража просто валит густой белый дым.
Также стоит перевести клапан забора воздуха вентиляции в положение "из салона", чтобы из под капота не тянулись неприятные запахи. В идеале - загнать авто в гараж передом, оставив зад автомобиля на улице. Я, хоть и заехал в гараж передом, но заехал слишком далеко (до дверей было около метра), и часть дыма проникала в гараж. Было не совсем комфортно. Поэтому думайте головой заранее и соблюдайте технику безопасности.
Вот такой остаточный дым выходит из трубы когда двигатель уже заглушен. Эффектно получается. Красота.
Почему еще желательно частично заехать в гараж? Потому что следующий этап - обязательная замена масла в кратчайший срок. При этом давать нагрузку на двигатель, в масло которого залит раскоксовывающий состав, не рекомендуется. Т.е. "быстренько заехать в гараж" не желательно. А если вы носом заедете в гараж, то можно будет после всей процедуры быстро сменить масло без дополнительного передвижения автомобиля.
Меняем масло и, естественно, масляный фильтр. Неделю назад я менял масло, сам лично заливал прозрачную жидкость. Сейчас слилась густая чернуха. Явно намылось много шлама.
После смены масла заводим авто и наслаждаемся полученным результатом.
Первое впечатление - восторг. Дыма нет. Совсем нет.
Немного поддал газку - дым появился. Но есть одно НО: его на порядок меньше чем было. Дал машине поработать на холостых, периодически раскручивал двигатель до 4-5 тысяч оборотов. Дым есть, но его мало.
Полевые испытания
Все готово к первой поездке. Поехали. В общем, машина стала дымить меньше. Причем заметно меньше. Во всех просмотренных видео была информация о том, что дымность пропадает примерно через 200 км. Ну чтож, поедем кататься. Первые 15 км дыма было еще много, но потом его количество стало заметно снижаться. 2 дня катался. За первый день накатал примерно 100 км. Во второй день еще 50, и вечером поехал по делам на дальнее расстояние, около 30 км в каждую сторону. Как раз получилось около 200 км пробега. Ехать надо было по трассе, там скорость и будет возможность покрутить движок под нагрузкой. Как раз то, что нужно. Во время этой поездки "дал жару" двигателю, крутил его временами до 3-4 тысяч. Но без фанатизма. С каждой такой "прожаркой" смотрел по зеркалам и с каждым разом замечал, что дыма нет. Даже если дым был, то его было ну совсем мало. Если сравнивать с тем как было, то можно сказать что его нет совсем.
Сегодня утром завел машину и сразу пошел смотреть на трубу - дыма нет. Поехал на работу - дыма нет. Был один момент, когда дым появился. Это было на подъеме при движении с места, но это больше похоже на "выход остатков", чем на тенденцию. Даже у "здоровых" моторов в подобной ситуации иногда наблюдается появление белого дыма из выхлопной трубы.
Итоги
Что имеем в итоге? В итоге мы имеем вылеченный двигатель. Ну как вылеченный. Ему явно намного лучше чем было ранее.
Что нужно будет еще сделать
В некоторых видеообзорах я видел, как делают по 2, а то и по 3 цикла промывки колец через масло. Для себя я решил сделать такую промывку еще раз, после чего уже можно будет залить средство №3 из купленного набора и радоваться результату. Пошел в магазин в надежде купить еще одну баночку раскоксовки, но не купил. В наших магазинах самое низкая цена на это средство составляет 1350 руб. Поэтому сейчас я сделал заказ в Интернете на 1 бутылку раскоксовки в масло (получилось в 2 раза дешевле), и когда оно приедет то проведу процедуру еще раз. А пока посылка едет ко мне, я покатаюсь и еще более капитально промою двигатель тем маслом, которое сейчас залито. Будем это считать промывкой. И уже после второй очистки можно будет промыть двигатель промывочным маслом и окончательно залить рабочее.