Найти в Дзене
Ксения Колодочкина

КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ К УЧЁБЕ? | практические советы

Скорее всего, если вы зашли на эту статью, к вам могло приходить сильное внезапное желание учиться, которое угасало так же быстро, как появлялось; либо же вы часто сталкивались с состоянием, когда мотивации учиться нет вовсе. Это всё может происходить по нескольким причинам: 1) Физическая/моральная усталость, эмоциональное выгорание; 2) Накал обстановки в учебном заведении (ссоры и разборки с администрацией и проч); 3) Смена коллектива (школы, класса, увольнение учителей и проч). Это далеко не все причины, по которым может произойти подобный упадок сил. Каждая ситуация - индивидуальна. Однако, когда к нам приходит мотивация учиться, чаще всего она очень быстро проходит после того, как садишься за первую же домашнюю работу. «Почему в реальности всё не так красочно и эстетично, как в тех рилсах или видеовлогах?» Давайте разбираться! В этой статье я постараюсь дать вам советы по работе с мотивацией, чтобы применить их на практике. Приятного прочтения! «Мотивация - побуждение к действию; п

Скорее всего, если вы зашли на эту статью, к вам могло приходить сильное внезапное желание учиться, которое угасало так же быстро, как появлялось; либо же вы часто сталкивались с состоянием, когда мотивации учиться нет вовсе. Это всё может происходить по нескольким причинам:

1) Физическая/моральная усталость, эмоциональное выгорание;

2) Накал обстановки в учебном заведении (ссоры и разборки с администрацией и проч);

3) Смена коллектива (школы, класса, увольнение учителей и проч).

Это далеко не все причины, по которым может произойти подобный упадок сил. Каждая ситуация - индивидуальна. Однако, когда к нам приходит мотивация учиться, чаще всего она очень быстро проходит после того, как садишься за первую же домашнюю работу. «Почему в реальности всё не так красочно и эстетично, как в тех рилсах или видеовлогах?» Давайте разбираться! В этой статье я постараюсь дать вам советы по работе с мотивацией, чтобы применить их на практике. Приятного прочтения!

-2
«Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности и желания.» - из Википедии.

Мотивация бывает двух видов – внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, иностранцу приходится изучать русский язык, так как переедет учиться в Россию). Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Так, внешняя мотивация, зачастую, действует куда более эффективно, чем внутренняя, потому что от обстоятельств никуда не сбежать. Но из-за чего внутренняя мотивация быстро угасает?

-3

Все мы знаем эту схему – пирамиду потребностей Маслоу. Самые важные и жизненно необходимые потребности находятся внизу, чем выше пирамида, тем менее важна конкретная потребность. И 3 самые верхние потребности – познание, эстетика и самоактуализация – соединяют в одно направление «Потребность в самовыражении» (в личностном росте). Естественным образом мы все первым делом удовлетворяем потребности на самом дне пирамиды, так как они – жизненно необходимые: это ли не пример внешней мотивации? А вот та самая потребность в самовыражении на вершине пирамиды – это то, что удовлетворяют в последнюю очередь, «да и вообще не обязательно это». Поэтому мы это ставим на второй план, и, говоря об учёбе, мотивации становится куда меньше, ведь энергию можно направить на более весомые дела.

Но как же тогда взрастить эту мотивацию и, что не менее важно – как её сохранить на протяжении какого-то периода?

-4

Хочу сказать одну важную вещь, которую вы должны принять: одной мотивации для вашего пути будет недостаточно. Важно, чтобы дело, на которое вы ищете мотивацию, вам действительно нравилось и было необходимым, для того, чтобы из мотивации взрастить дисциплину. Потому что дисциплина – это тот фактор, который точно поможет не забросить конкретные привычки, делать их рутинными и «опускать» их по вашей собственной пирамидке Маслоу всё ближе к самым необходимым! Не бойтесь слова «дисциплина»: да, оно не такое радужное и красочное, как «мотивация», но поверьте, с дисциплинированностью вы сами сможете полюбить себя и увидеть своё взросление налицо.

-5

Мотивацию изначально можно действительно найти в разных источниках – с тех же самых клипов и рилсов, видео-влогов от стади-блоггеров и тд. Это может стать первым крючком-якорем для того, чтобы зажечь тот самый огонёк в глазах. После таких видео, очевидно, сразу хочется сесть за дело. Используем наши эмоции в моменте для этого! Но вы должны понимать: это не должно быть насилием над собой, поэтому не заставляйте себя смотреть что-то подобное, если вам не заходит! Если вы лучше воспринимаете информацию на слух, найдите для себя полезные подкасты и тд. Видео и подкасты – это тот этап, которые, наверное, проходят все, согласитесь?

Что же поможет дальше? Подключайте воображение! Представьте себе, что вы начали учиться: какой конечный результат вы хотите получить? Повысить успеваемость, сдать экзамены на 4-5, получить красный аттестат или что-то другое? С определением конечной цели будет легче выстраивать дальнейшую работу. Так работает при формировании любой привычки.

Мотивацию приносит осознание той мысли, что обучение дает возможность для личного и карьерного роста, улучшает навыки и знания, что в свою очередь помогает в дальнейшем в достижении жизненных целей. Осознание ценности самого процесса поможет привить любовь к нему, что сильно вам поможет!

Также поработайте с окружением и взгляните вокруг: как ваше общество относится к вашим амбициям? Часто, когда человек стремится к саморазвитию, его окружение может тянуть его вниз. Для того, чтобы избавиться от такого влияния, совсем необязательно бросать всех своих друзей: можно просто найти новых единомышленников и вместе стремиться к лучшим результатам! Работа в команде, согласитесь, гораздо легче, ведь вы понимаете, что вы не одни и вы не странные! Желание учиться – абсолютно нормальное желание. Можно почистить чаты и каналы, которые давно не читаете, чтобы они не отвлекали внимание, можно подписаться на новые, по интересующей вас теме. Создание комфортной обстановки вокруг себя играет важную роль, поэтому не стоит это игнорировать!

Мотивация для учёбы может быть найдена в различных источниках, и важно найти тот, который будет наиболее эффективным для вас. Важно также помнить, что постоянная работа над собой и стремление к росту должно стать вашим внутренним двигателем на пути к успеху. Спустя время, вы сможете сравнить себя сейчас и себя какое-то время назад, когда вы, например, об этом не задумывались, и понять для себя пользу самообразования и учёбы и собственный прогресс. Это – невероятный мотивационный толчок!

-6

Итак, мотивацией мы зарядились, но теперь – что дальше? Угасание через несколько дней? Нет! Нам нужно стремиться к тому, чтобы превратить наши желания в дисциплину, как сформировать некую привычку или рутинную часть своего дня, чтобы учёба стала обязательной и регулярной частью вашего дня/недели.

Один из способов превратить мотивацию в дисциплину – это создание расписания занятий и планирования времени для учёбы. Это позволяет создать регулярные привычки и обязательства, которые помогут поддерживать постоянный интерес к учёбе. Не у всех получается планировать своё время: это больная проблема многих людей, поверьте! (Потому в команде или в паре с кем-то работать полезнее, чтобы стимулировать друг друга к выполнению всех поставленных планов). Приведу несколько методов планирования, чтобы вы смогли выбрать наиболее комфортный для вас.

  1. Матрица Эйзенхауэра. Это разделение дел и планов по срочности и важности: срочные и важные, несрочные и важные, срочные и неважные, несрочные и неважные. Этот метод очень помогает структурировать мысли и грамотно расставить приоритеты.
-7

  1. Метод «поедания лягушки». Бизнес-тренер Брайан Трейси предлагает съедать «лягушку» каждое утро — делать самую сложную и неприятную задачу самой первой. С утра мозг меньше нагружен информацией, поэтому вам будет проще справиться с трудным делом. После такой задачи все остальные покажутся пустяковыми и на них по-прежнему останутся силы.
  2. Дедлайны? Слышали! Ставьте четкие сроки окончания работы — дедлайны. Понятные сроки стимулируют работать быстрее и помогают справиться с прокрастинацией. В школе домашние задания с ограниченными сроками не приносят сильного удовлетворения – они задаются другими людьми, и людям вынужденно приходится тратить время на то, что им навязали другие. Так мотивация только тушится! А когда дела планируются самим человеком, в комфортном для него положении и времени, тогда планы выполняются куда продуктивнее. Опять же, работа в команде поможет ускорить темп окончания работы в срок или раньше него.
  3. Мелкие задачи – сразу! Это полная противоположность методу с «лягушками». Делайте мелкие кратковременные задачи первыми, по возможности в тот же момент. К примеру, проверить уведомления в соцсетях и ответить всем людям в мессенджерах.
  4. Метод фиксированного времени. Слышали о таймерах? Поставьте лайк статье, если хоть раз использовали его в процессе учёбы! Лично для меня это очень действенный способ концентрации на работе в течение определённого времени. Обычно я ставлю таймер на 30-40 минут, а потом 5-10 минут отдыхаю, затем снова возвращаюсь. У многих людей очень рассеянное внимание (как и у меня 😅), поэтому нужно уметь балансировать между приемлемым временем плодотворной работы и маленькой передышкой, чтобы одновременно и не переработать, и не устать, и немножко выдохнуть. Для каждого такое соотношение разное, всё зависит от уровня вашей концентрации.

Для успешных достижений цели можно также устанавливать себе поощрения и наказания. Если выполнили цель – наградите себя чем-либо, не выполнили – лишите себя чего-то. Это может быть сладкое, чипсы, часы, проведённые в телефоне и проч.

Используя какие-либо методы планирования, вводя новую привычку в свою жизнь, вы точно сможете добиться всех поставленных целей!

-8

Спокойно действуем по этой схеме: учимся, зарабатываем хорошие оценки, готовимся к контрольным и экзаменам, по возможности общаемся с похожими людьми, всё хорошо! Но что делать, если случилось выгорание спустя время?

(01) Постарайтесь проанализировать свои чувства. Что вы ощущаете: апатию, обиду, безразличие, константный дискомфорт, что-то другое? Если эти эмоции связаны с учёбой, новыми привычками – обязательно пересмотрите их! Подобные занятия ни в коем случае не должны приносить вам физический и моральный дискомфорт!

(02) Если эмоции связаны с какими-либо событиями в жизни, то дайте себе время выдохнуть: всё же, мы не машины, чтобы работать бесперебойно слишком долгое время. Позвольте себе спокойно полежать на кровати и отдохнуть, это абсолютно нормально. Главное – вовремя из этого состояния выйти! Поэтому переусердствовать не стоит :)

(03)Подведите мини-итоги своей проделанной работы. Что за это время успело у вас измениться: пишете к/р на 5, получаете хорошие оценки, стали лучше понимать предмет? Самый крутой совет: обращение к прошлому – самый лучший заряд мотивации. Мы все знаем, что сравнивать нас с кем-то другим – это плохо, поэтому в данном случае мы имеем возможность сравнивать себя с собой в прошлом, некоторое время назад. Себя нужно уметь хвалить! Даже за маленькие результаты 😉

(04) Сам себя не похвалишь – никто не похвалит! Обязательно поделитесь своими чувствами и переживаниями с кем-то: с близким другом, с семьёй, с человеком, с которым вы двигались к своим целям (если есть). Если у вас совсем никого нет, то, думаю, можно использовать специальные группы и чаты в соцсетях, где можно анонимно и неанонимно поделиться своими эмоциями с другими. Порой незнакомцы умеют поддержать даже больше и лучше, чем самые близкие люди!

(05) Найдите способы расслабиться, отвлечься и снизить стресс. Это может включать в себя занятия любимым хобби (или его поиском), практику медитации, йоги, занятия спортом или другие способы, которые помогут вам расслабиться и отключиться от учебы на некоторое время. Освежиться всегда бывает полезным!

Если чувствуете, что период выгорания слишком затягивается, то ни в коем случае не откладывайте обращение к более квалифицированному специалисту!

-9
Подводя итоги, можно сказать, что мотивация на учёбу – понятие растяжимое и не всем подходящее. Однако, стоит понимать, что выход из зоны комфорта – это то, что всегда даёт мощный толчок в развитии. Страх – это абсолютно нормальное чувство, которое может остановить вас на пути к своей цели. Стремитесь к высотам, верьте в себя, ничего не бойтесь, и у вас всё получится!