Ждун
Дед Яша прописался на железнодорожном вокзале одного из городов Алтайского края несколько лет назад. Ему позволили там и дневать, и ночевать. Закон нынче строг – ночевать на вокзалах нельзя, а ему позволили. Причем с подачи самих железнодорожников, которые к очередной юбилейной дате открытия железнодорожной ветки Новониколаевск – Семипалатинск решили, что на вокзале должен навеки поселиться первый пассажир того самого легендарного первого поезда, что отправился в путь 21 октября 1915 года. О том, что смекалистые жители Рубцовска назовут его не иначе, как дед Яша, в момент, когда кому-то пришла в голову гениальная идея, разумеется, не думалось. Но об именах чуть позже.
Стоит уже раскрыть карты и сказать, что дед Яша не человек, а памятник. Точнее, говоря современным языком, - арт-объект. С предложением о его установке к руководству Рубцовского вокзала шесть лет назад обратился коллектив железнодорожников. Деньги на памятник первому пассажиру собирали, что называется, всем миром.
Скульптуру по заказу активистов изготовил известный алтайский мастер Александр Долгий. Понадобилось время. Скульптор досконально до мелочей изучил исторические детали и одел своего «пассажира» согласно моде начала XX века. Кафтан, картуз, котомка… Судя по задумке автора, путешественник - человек не богатый, но и не бедный – может позволить себе прогулку на диковинной, дышащей дымом машине, да еще и по рельсам. А потому в глазах деда Яши – будем его уже так называть – и мудрость, и некая усталость, а еще где-то глубоко - шалость… Мол, все видал, все прошел, а вот на паровозе не катался…
Фигуру «вечного пассажира» Александр Долгий сначала отлил по шаблону из бетона, а потом плотно наложил тонкий металл и подчистил, чтобы не было видно швов. Получилось красиво. Правда, дед Яша навсегда оказался «привязан» к своей скамье. Она тоже часть скульптурной композиции, но он ведь уже никуда не спешит. Его задача - ждать поезд, провожать отбывающих и встречать приезжающих. Направление такого творчества относится к жанровой скульптуре.
Вот так и просидел жестяной пассажир шесть лет на лавочке под фонарём на Рубцовском железнодорожном перроне с дорожной котомкой в руках. Все эти годы он с надеждой смотрел в сторону путей – ждал поезда. От того эта скульптура получила народное название – Ждун. Дедом Яшей он стал чуть позже. Ждуна рубцовчане полюбили быстро, столь же быстро он стал популярным и у гостей города. Мало того! Сфотографироваться с ним накануне отправки или прибытия поезда стало доброй приметой. Дед Яша должен был приносить удачу в пути и гарантировал благополучное возвращение домой.
Пропажа
В один прекрасный или не очень день жители Рубцовска деда Яшу потеряли. Вечером жестяной дед, как всегда, сидел на своей скамеечке, а утром ни его самого, ни его скамейки горожане не обнаружили. Началась самая настоящая паника, разгоревшаяся на страничках в социальных сетях. Причем писали рубцовчане не только гневные посты из серии – «На свои деньги поставили!», но и в шутливой форме…
- Верните деда домой!
- А он вернется?
- Это флешмоб, и деда Яша теперь путешествует до Владивостока, а потом до Калининграда.
- Путешествует дедуля.
Через пару дней паники выяснилось, что дед Яша, думается, неожиданно для самого себя, переехал на перрон Бийского железнодорожного вокзала 12 июля. Кстати, он сразу привлек к своей персоне внимание пассажиров, особенно детей.
Бийск Потемкинский?
Как выяснилось позже, кто-то из высокопоставленных бийчан решил с помощью деда Яши повысить привлекательность Бийска для туристов. В самый раз накануне прибытия в город поезда «По местам силы». Причем руководство рубцовского вокзала оказалось не в курсе этого решения. Чем-то напоминает ход, который, если верить историческим легендам, проделал господин Потемкин перед визитом Екатерины Второй в Малороссию: мол, все у нас красиво и наряжено. Ну как-то так.
Надо было «деда» загрузить, перевезти, выгрузить, обеспечить охрану… Ах да, и еще обратно отправить. Взяли-то на время! А ведь что ни пунктик, то копеечка… Меж тем туристы, прибывшие на поезде «По местам силы», осмотрели достопримечательности Бийска, многие даже не обратили внимание на грустного жестяного пассажира, а сам «дяденька-пассажир» в качестве временного бийского гостя продолжал привлекать разве что малышню, которая встречала и провожала родителей в период летних каникул.
Как пояснил журналистам один из сотрудников «Российской железной дороги», деда Яшу временно привезли в Бийск для создания фотозоны. На ее фоне должны были фотографироваться участники первой поездки туристического поезда «Путешествие по местам силы», которая проходила с 15 по 17 июля. Почему только сами рубцовчане оказались не в курсе глобальных планов презентации Бийска с помощью их арт-объекта? Вопрос больше риторический. Ответ на него вряд ли кто даст.
Между тем кто-нибудь обратил внимание на интересный факт? Если у себя дома в Рубцовске дед Яша смотрел в сторону прибывающих на вокзал поездов, то в Бийске он вроде как сидел от них отвернувшись. Иначе быть не могло, рубцовчане ведь его создавали под особенности своего вокзала, а не Бийского. В результате дед Яша смотрел то ли на Бийский тупик, то ли прикидывал в своей жестяной голове перспективы строительства продолжения бийской ветки до Горно-Алтайска, а может, и дальше?
Попутешествовали и… хватит!
Дед Яша вернулся в Рубцовск, как и было обещано в середине августа. Он снова восседает на своем родном перроне, родная лавочка путешествует вместе с ним – неотделимы. Справедливости ради стоит отметить, что памятник «первому пассажиру» бийчане привели в порядок и даже покрасили. Так что дед Яша, можно сказать, вернулся домой с курорта.
Свою миссию для Бийска памятник из Рубцовска выполнил. Интересно, что привезут в Бийск в следующий раз, когда надо будет привлечь внимание туристов и гостей? Меж тем представители «Российской железной дороги» не исключают, что похожая на деда Яшу композиция может появиться в Бийске уже со своим колоритом и нюансами.
Р. S. А ведь у нас на железнодорожном вокзале уже есть свои особенности! Памятник воинам-бийчанам, которые сражались на фронтах в годы Великой Отечественной; постамент с паровозом, который увозил их в огонь и под пули. Разве этого мало? А если мало, значит, надо создавать свое, а не брать у других городов взаймы, чтобы пыль гостям в глаза пускать.
Олег Николаев