Найти тему
Версия

Мотокавалерия

Российская армия всё чаще использует на поле боя на Украине лёгкую мототехнику – мотоциклы и вездеходы различных конструкций. С её помощью не только ведут разведку, но даже ходят в атаки. «Наша Версия» разбиралась, как экзотическая техника, изначально предназначенная для развлечения, используется в ходе боевых действий и какие имеет достоинства и недостатки.

   Мотокавалерия
Мотокавалерия

В Сети появляется множество видео, на которых российские солдаты на мотоциклах атакуют позиции ВСУ. Рассказывают, что в некоторых частях настаивают, чтобы разведчики пересаживались на быстроходные мотоциклы и передвигались только на них. Однако, поскольку в штатных списках вооружения мотоциклы не значатся, находить их приходится окольными путями – обычно с помощью волонтёров. Не случайно в российских волонтёрских чатах регулярно появляются запросы на поставку в зону боевых действий мототехники повышенной проходимости.

Убежать от дрона

По словам военных, причиной появления в войсках кроссовых мотоциклов, багги и даже электросамокатов стало массовое применение противником беспилотных летательных аппаратов, в особенности FPV-дронов. Именно БПЛА, охотящиеся за личным составом и техникой, стали сегодня самым грозным оружием. Потому быстрое перемещение и непредсказуемость в движении могут уберечь жизни солдат.

Мотоцикл на передовой – это не только российское ноу-хау, их также широко применяют ВСУ, которые пробовали использовать мототехнику ещё во время боевых действий в Донбассе в 2014–2015 годах. Если же углубляться в историю, то нельзя не вспомнить моторизованные части вермахта образца 1941 года, где манёвренные и быстрые мотоциклы активно применялись не только для перевозки пехоты, но и для ведения атак. Впоследствии, когда у Красной армии появилось большое количество пулемётов и средств артиллерии, атаки на железных конях стали самоубийственными. Потому немцы стали применять мобильные мотоциклетные части прежде всего для разведки, быстрого продвижения передовых подразделений в условиях разорванной линии фронта, блокирования дорог и захвата ключевых населённых пунктов.

Впрочем, нынешняя тактика использования мотоциклов скорее походит на опыт не германского вермахта, а кавалерийских драгунских частей русской армии двухсотлетней давности. Драгуны, как известно, использовали коней для быстрого передвижения, а сражались зачастую в пешем строю. Вот и сейчас сценарий использования мототехники выглядит примерно так. Сперва артиллерия открывает мощный огонь по передовым позициям противника, иногда её поддерживает авиация ударами корректируемых и планирующих авиабомб. Когда атакованные подразделения отходят на запасные рубежи обороны, пехота при поддержке бронетехники начинает наземное продвижение. После этого обычно следует ответный удар – на продвигающиеся по открытой местности атакующие группы обрушиваются дроны, огонь из миномётов и тяжёлой артиллерии. Главный вопрос в этот момент – кто первым займёт опустевшие позиции и успеет запрыгнуть в вырытые «лисьи норы», чтобы укрыться от ударов. Если не успеть этого сделать, то атакующие окажутся в огненном мешке. Если успеть, то позиции будут захвачены, и тогда уже противнику придётся нести большие потери, проводя контратаку. Здесь на помощь атакующим и приходят быстрые мотоциклы, способные передвигаться по пересечённой местности. На них за считаные минуты можно добраться до опустевших вражеских позиций, спешиться и занять оборону.

«Яндекс-десант»

Тем не менее у мотоцикла на поле боя есть не только преимущества, но и недостатки. Да, благодаря его скорости значительно сокращается время нахождения военнослужащего в зоне поражения. Также мотоциклы обладают хорошей проходимостью и манёвренностью. Ещё один существенный плюс – они относительно дёшевы и не требуют сложного обслуживания. Недостатки же заключаются в том, что мотоциклист – более крупная и заметная мишень по сравнению с пехотинцем. Кроме того, двигатель мотоцикла сильно шумит, из-за чего мотоциклист может не услышать звук приближающегося вражеского дрона. Также мототехника зависима от погодных условий – если летом мотоциклы могут проехать практически везде, то уже в середине осени, после дождей и распутицы, они становятся почти бесполезными. Наконец, высокая скорость, являющаяся главным плюсом, иногда может сыграть дурную службу – водитель рискует разбиться не только от близкого разрыва, но и просто налетев на кочку или не справившись с управлением. Понятно, что защитной мотоциклетной экипировки на военнослужащих нет.

Потому вдобавок к мотоциклам на передовой всё чаще появляется ещё более экзотический транспорт – электросамокаты. Военные рассказывают, что они позволяют им быстро и, что крайне важно, бесшумно передвигаться между позициями. Данный вид транспорта уже доказал, что заслуживает самого серьёзного и уважительного отношения. Электросамокаты легки, быстры, манёвренны и компактны, они просто складываются и не занимают много места. Единственный минус заключается в том, что их небольшие колёса не предназначены для преодоления сложного рельефа. Использование самокатов фиксируется на разных участках фронта. Так, недавно в Сети появилось видео с самокатчиками, снятое на Дзержинском направлении в ДНР. Один из комментаторов в шутку назвал запечатлённое на кадрах «Яндекс-десантом».