Около пяти утра 26 августа 1991 года с балкона своей квартиры выбросился бывший управляющий делами ЦК КПССС, высокопоставленный чиновник Николай Кручина и это было уже третье самоубийство после начала августовского путча в августе 1991 года. Он при неясных обстоятельствах выпал с балкона своей квартиры на пятом этаже дома и разбился насмерть.
Николай Кручина
Кручина оставил на столе предсмертную записку, а на кресле у рабочего стола Кручина оставил толстую папку с документами, содержащими подробную информацию о нелегальной коммерческой деятельности КПСС и КГБ, в том числе о создании офшорных предприятий на деньги партии за пределами СССР за последние годы.
Подобным образом из окна своей квартиры уже 6 октября падает предшественник Кручины на посту начальника УД ЦК КПСС 81-летний Георгий Павлов. Менее замеченным осталось самоубийство 17 октября 1991 года бывшего заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС Дмитрия Лисоволика, также выбросившегося из окна своей квартиры.
О странной смерти Николая Кручины так никто ничего и не узнает, никто никогда не увидит записки, которую он якобы оставил, даже и Борис Ельцин. А он так настаивал на том, чтобы допрос Олега Шенина, арестованного перед этим, проводился именно в присутствии Николая Кручины.
Шенин продолжал упорно молчать, а с исчезновением Кручины порвалось главное звено подпольной партийной цепи. Борису Ельцину так хотелось разыскать улетучившиеся миллиарды долларов, которые он мечтал получить на «блюдечке с золотой каемочкой».
Арестованный по делу ГКЧП Олег Шенин в 1990-м был одним из наиболее влиятельных членов Политбюро ЦК КПСС и пойди все иначе, именно он встал бы у руля партии. Шенин не входил в ГКЧП, но был его идеологом: хотел спасти страну любой ценой. И даже после развала СССР пытался повернуть историю вспять, воссоединив отколовшиеся республики. Ельцин считал, что Шенин мог знать о тайне кремлевских денег.
Люди из окружения Ельцина полагали, что Кручина унес с собой в могилу тайны крупных финансовых операций. Прокуратура и следственная группа, расследовавшая обстоятельства загадочных самоубийств, пришла тогда к заключению, что причину самоубийств надо искать в тайных финансовых операциях Управления делами ЦК КПСС.
Картина гибели последнего управляющего делами ЦК КПСС Кручины самая четкая, никакой замутненности, никаких нестыковок и белых пятен, но она же одновременно и самая таинственная и обстоятельства смерти сами по себе никаких загадок не обнаруживают. Жил Николай Ефимович в элитном охраняемом доме в Плотниковом переулке, на пятом этаже. Его соседи, коллеги по ЦК и министры, посторонним вход был строго воспрещен.
По показаниям офицера охраны, перед фактом самоубийства управляющий делами ЦК возвратился с работы домой около половины десятого вечера и обычно он человек приветливый, всегда здоровается, но в этот раз был какой-то чудной, не поздоровался, ни на что не реагировал, поднялся к себе. Сразу чувствовалось, что он чем-то расстроен, так как с утра вышел один человек, а возвратился вечером уже совсем другим.
А формально работы на тот момент у Кручины уже не было, так как согласно указам Ельцина от 23 августа 1991 года, деятельность Компартии на территории России была приостановлена, а все имущество, движимое и недвижимое, в том числе комплекс зданий ЦК, объявлялось государственной собственностью РСФСР. Тем не менее Кручина еще передавал дела и имущество новым хозяевам, выдавал бывшим коллегам трудовые книжки и последние зарплаты.
Придя домой, после 22 часов он велел мне идти спать, а сам собирался еще поработать, так сообщила следователям жена Кручины Зоя Ивановна. Около 22.30 он прилег на диван в своем кабинете и уснул, а я пошла к себе, но заснуть мне не удалось, на душе было неспокойно.
Я не спала практически до рассвета, но 4.30 посмотрела на часы и уснула. Проснулась уже от сильного стука в дверь и когда я вышла из спальни, меня встретил сын Сергей и работники милиции, рассказывала жена Кручины.
Олег Шенин
А вот, что сказал офицер охраны, который дежурил внутри здания, что в 5.25, он услышал сильный хлопок снаружи, как будто бросили взрывпакет. Рядом с трупом Кручины это был именно он, обнаружили сложенный лист бумаги, одна из двух оставленных погибшим предсмертных записок, где было написано рукой Кручины и гласило, что он не заговорщик, но он трус и сообщите, пожалуйста, об этом советскому народу и подпись.
Вторая записка была более пространная и найдена в квартире. Заканчивалась она такими словами, что никто здесь не виноват. Виноват он, имеется в виду сам Кручина, что подписал бумагу по поводу охраны этих секретарей, речь о членах ГКЧП. Больше моей вины, пишет Кручина, перед Вами, Михаил Сергеевич, нет и служил я честно и преданно.
По единодушному свидетельству родных и охраны, в последние часы своей жизни Николай Ефимович никуда из дома не отлучался, и из посторонних его тоже никто не посещал. Ночью он был один в своем кабинете.
В общем, все вроде было ясно, и даже прокурор Степанков и следователь Лисов допускали, что поступок Кручины был вынужденным. По их убеждению, ключ к разгадке должно было дать следствие по выделенному в отдельное производство делу о деньгах партии. Только когда оно завершится, писали они, «станет окончательно ясно, что за страх, перед кем или перед чем» заставил последнего управделами ЦК КПСС сделать последний отчаянный шаг.
Но дело о партийных деньгах, как известно, никаких серьезных результатов не дало. Однако мнение общественности о связи между «золотом партии» и смертью Кручины только укрепилось, считалось, что он слишком много знал.
Мнение это-трудно назвать безосновательным, так как знал Николай Ефимович действительно чрезвычайно много и о многих и не всем, вероятно, было нужно, если б он не смог держать язык за зубами.
Последний советский министр обороны маршал авиации Евгений Иванович Шапошников одно время был представителем президента в компании «Росвооружение». И когда его спросили, действительно ли Россия потеряла рынки, где раньше успешно торговала оружием, а утверждалось, что, если бы мы сохранили на прежнем, «советском» уровне продажу наших вооружений за рубеж, хватило бы денег и на конверсию оборонных отраслей, и на социальные программы.
Николай Кручина
Шапошников ответил, что говорить можно все, что угодно, но факты свидетельствуют об ином. В былые времена Советский Союз продавал за рубеж оружия и военной техники на сумму около пятнадцати миллиардов долларов, столько же, сколько и США. Но реально почти все оружие уходило к так называемым «братьям по социалистической идее» бесплатно.
Принцип был такой, уважаешь ли ты меня и мой социализм, а если уважаешь, то проси что хочешь и партнеры просили. Они были в Африке, на Ближнем Востоке, еще в некоторых местах. Кроме заверений в вечной любви и поддержке курса, СССР получал немножко бананов, апельсинов и лимонов, иногда кислое вино.
В целом наша «прибыль» никогда не превышала двух миллиардов долларов, да и та в итоге, уходила на поддержку международного коммунистического движения. Во всяком случае, как констатировал Шапошников, он не смог найти никаких «концов» от денег, вырученных за оружие, возможно, тайна ушла вместе с Кручиной.
Некий Московский комитет экологии жилища собрал для прокуратуры материалы о применении властями психотронного оружия против жителей столицы, возможно, казначей Компартии Николай Кручина шагнул в окно после соответствующей обработки.
Это еще не все, через месяц с небольшим после смерти Кручины, при точно таких же обстоятельствах погибает предшественник Кручины на посту управделами ЦК -80-летний Георгий Павлов, тело которого также находят под балконом его квартиры.
Через десять дней то же самое случилось с заместителем заведующего международным отделом ЦК КПСС, руководителем сектором США Дмитрием Лисовиком, связанным с темой партийных денег, конкретно, той их части, которая выделялась на помощь братским компартиям и прочим «верным друзьям СССР». Вопрос, что это было, самоубийства или серия убийств с имитацией добровольного ухода из жизни, останется в категории «загадки истории».
Цепочка одинаковых самоубийств казалась более чем странной, ведь всех потряс способ самоубийства, требующий отчаянной решительности. В Москве заговорили, что наверняка всем троим помогли уйти из жизни и после путча ждали громких разоблачений.
Все трое покончили с собой в тот момент, когда общество заинтересовалось судьбой золота партии, когда открывались партийные секреты и многие боялись суда над КПСС. Общественное мнение легко обнаружило нечто общее между тремя выбросившимися с балкона: все они имели отношение к золоту партии – огромным деньгам, которые руководство КПСС загодя спрятало как внутри страны, так и за рубежом.
Знаменитый тогда следователь Тельман Гдлян уверенно заявил, что бывшего управляющего делами ЦК КПСС Георгия Павлова подтолкнули к самоубийству. Это жертва, принесенная на алтарь сохранения финансовых интересов КПСС, так как Павлов играл одну из ведущих ролей в «узбекско-кремлевском» деле.
Появилось общественное мнение, что лишь генеральные секретари ЦК и отдельные члены политбюро могли знать правду о чрезвычайной казне партии. Только Горбачев может назвать суммы, местонахождение сокровищ, тайные пароли, по которым любому беспрепятственно выдадут деньги, только ему известны тайники.
Проклятие пало на семью Горбачева. Проклятие в виде присвоенных несметных партийных богатств. Был арестован в конце августа 1991 года Олег Шенин по приказу Ельцина, не принимавший участия в путче. Но Ельцин считал, что тот владеет важной информацией по финансовым вопросам, но Бориса Ельцина ждало разочарование. Даже в тюрьме Олег Шенин так и не заговорил, его не осмелились пытать.
Говоря об эпидемии самоубийств, нельзя не принимать во внимание, что это были вовсе не самоубийства, а самые настоящие преступления. Николай Кручина, долгое время пребывавший бесцветным аппаратчиком, резко изменил свою судьбу в 1983 году. Юрий Андропов, бывший шеф КГБ, ставший генеральным секретарем Компартии, назначил его казначеем всего имущества и финансов Компартии.
Официально этот седовласый человек контролировал миллиарды рублей, поступающих от членов КПСС, а также издательства, типографии, гостиницы, квартиры, здания, дома отдыха, санатории, заводы, тысячи автомобилей, магазины. Именно он раздавал дачи и бесплатные путевки на Черное море партийным кадрам.
Но его деятельность не ограничивалась лишь официальной стороной. Под руководством Олега Шенина он занимался всеми подпольными финансовыми операциями партии и о нем говорили, что он обладал феноменальной памятью и помнил наизусть сотни тайных счетов, рассеянных по всему миру. Ходили слухи, что он управлял номерными счетами, на самом деле принадлежавшими Михаилу Горбачеву. Но все закончилось так, как закончилось.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.