Нет, это не "Об этом я подумаю завтра" Скарлетт о'Хара из фильма "Унесенные ветром", это другая.
Это из другого фильма. Самая запоминающаяся и, во всяком случае, самая значимая цитата из кинофильма в истории кино вышла из другого, не побоюсь сказать, выдающегося фильма "Третий человек" (1949).
Это пропагандисткий английский фильм снятый по сценарию агента MI6 Грэма Грина (который притворялся писателем!)) режиссером Кэролом Ридом. Фильм спродюссировал другой кинодеятель тесно сотрудничавший с английской разведкой Александр Корда. И, разумеется, как фильм вышдший с целью пропаганды, он вполне отвечает заданным условиям, советские показаны там "орками из Мордора". Но! - фильм исключительного качества )))
Краткая предистория фильма. Для того, чтобы обеспечить прокатный успех фильму на самом важном и денежном рынке, в США, требовалось пригласить на главную мужскую роль американского актера. Был выбран Джозеф Коттон, карьера которого в 1949 шла вверх. Дж. Коттон был из многочисленной кагорты нью-йоркских театральных актеров, которых притащил с собой в Голливуд Орсон Уэллс для фильма "Гражданин Кейн". Все они были крайне левых взглядов, никто самостоятельной, вне фильмов Орсона, карьеры в Голливуде не сделал. За исключением Коттона, это на тот момент был вполне узнаваемая звезда "из первой десятки".
В то же время карьера О. Уэллса в Голливуде обрушилась. Он был, как сегодня бы сказали, "соловьем Администрации Рузвельта"))), тесно сотрудничал, даже скорее, с кругом Элеоноры Рузвельт, т.е. с еще более левых, прокоммунистических идей людьми. После того, как Рузвельт умер... атмосфера в стране поменялась, в Америке наступил маккартизм, левых стали щемить, притеснять ... и Орсону досталось (как человеку крайне активному в социальном плане).
Он не дождался "внесения в списки", уехал в Европу сам -- "релоцировался", как сегодня бы сказали )). И тут уже Коттон решил помочь старому другу и пролоббировал его в фильм. Результат получился неожиданным! )))
По сценарию фильма, главный герой (Дж. Коттон) попадает в оккупированную союзниками послевоенную Вену, с военными патрулями, разрушениями, расцветшим черным рынком - и так далее, "все дела". )) Он, автор бульварных детективов, попадает сам в детективную историю, друг к которому он приехал, оказался убитым... Пытается раскрыть дело, и внезапно выясняет, что его друг детства оказывается мерзким королем черного рынка Вены, промышляющим продажей поддельного пеницилина... которого прикрывают советские в обмен на оказываемые им услуги.... одним словом - мерзкий аморальный человек, у которого "все ради денег".
Неожиданным оказалось, что "актер О. Уэллс украл фильм" ))) Своим незначительным 5-минутным появлением в кадре перетянул внимание на себя, несмотря на то, что Коттон играет очень хорошо, такое бывает.
Другой находкой режиссера явилась цитра, после оглушительного успеха фильма, даже организовывались концерты с цитрой по Европе, этим забытым инструментом, похожим на гусли )))
Итак, главными инградиентами успеха фильма явились -- хорошо написанный киносценарий, "обаятельный злодей" Уэллса и ... цитра ))
А, теперь -- барабанная дробь! -- знаменитая цитата из фильма, которую говорит злодей Харри Лайм (О. Уэллс) своему старому другу, уговаривающий его "прекратить, сдасться". На что тот отвечает:
"В Италии, при Борджиа, 30 лет была война, террор, убийства и кровопролитие. Но в это время творили Микеланджело, Леонардо да Винчи, был расцвет Ренессанса. В Швейцарии была братская любовь. У них были 500 лет демократии и мира. И что они произвели? Часы с кукушкой!
(‘In Italy, for 30 years under the Borgias, they had warfare, terror, murder and bloodshed. But they produced Michelangelo, Leonardo da Vinci and the Renaissance. In Switzerland, they had brotherly love. They had 500 years of democracy and peace. And what did that produce? The cuckoo clock!’)
И ведь не поспоришь!
Тут вот что надо отметить. Орсон Уэллс знаменит не только как режиссер, но и своими ролями как актер. Многие из которых он сам выбирал под себя, писал под себя киносценарии. Чарльз Фостер Кейн, Харри Лайм (тут исключение, чужой сценарий), Григорий Аркадин, полицейский комиссар Хенк Квеллан из "Печати зла"(1958) крайне отвратительные, мерзкие персонажи, которых он неизменно выбирал для себя. И это неслучайно.
Знаменитая цитата из фильма принадлежит Орсону, что подтверждает киносценарист Грин -- "это он, это его", это импровизация на сьемочной площадке, да и по стилю слова сильно отличается от реплик диалогов. Т.е. Зло, взятое с большой буквы, эстетически привлекательнее правильного поведения, безупречной морали, которая скучна, может произвести только "китчевую кукушку".
И это в общем, закон Искусства. Голливудские сценарии следуют заветам Ницше )) Главный герой неизменно "пишет правила морали для себя сам", или, словами Ницше, следует "господской морали".
В общем, все эти "джеймсы бонды", аморальные герои "с правом убийства", что служат кумирами публики вышли из молоизвестного героя Уэллса Григория Аркадина, одноименного фильма, который, разумеется!, оказывается руссским...