Представители сферы образования Татарстана и Казани в последнее время начали негативно отзываться о семейном образовании, убеждая переходить на него только в случае необходимости. Родители такими высказываниями недовольны.
Модно в последнее время стало высказываться о семейном образовании. По крайней мере, такую тенденцию подхватили представители сферы образования Татарстана и Казани. По данным начальника Управления образования исполкома Казани Ирека Резванова, в столице республики насчитывается 2342 «семейника».
Как заявлял ранее министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин, в начале года количество обучающихся на семейном образовании всегда меньше, чем в конце. Особенно его возмущает переход на данный тип обучения в апреле. По его словам, это преступление.
Первая причина «отмены» семейного обучения: отсутствие социализации
Спикеры отмечают, что семейное образование в последнее время стало модной тенденцией. Однако, по их словам, переход на семейное обучение должен быть крайней мерой: перед этим необходимо взвесить все «за» и «против». В качестве аргумента против «домашнего» типа образования приводят довод, что дети не социализируются и находятся в «тепличных условиях».
- Все-таки нужно внедрять маленького человечка, так скажем, в коллектив, социум, чтобы он учился находить какие-то варианты решения проблем, потому что дома он не сможет этого сделать - там он под опекой родителей и чувствует их защиту и поддержку. В школе ему нужно «выживать» и учиться взрослой жизни, это формирует его как личность, - выразила свое мнение учительница казанской школы.
С этим аргументом сложно не согласиться, однако родители на это отвечают, что их чаду такая «социализация» не нужна. Их понять тоже можно, поскольку во многих школах дети учатся не только защищать себя и решать проблемы, но и ругаться матом, курить, обзываться и прочее. Учителя объясняют, что в данном случае всё зависит скорее от семьи и их воспитания. Школа такому, по мнению представителей образования, не научит. На ребенка в данном случае влияет окружение.
- Лет десять назад мне мой брат говорил: «Вот подумай. Для чего твои дети ходят в школу?». Я ответила, что учиться. Он сказал, что не за этим. Дети в школе должны научиться общаться со сверстниками, дружить, отвечать хулиганам. Должны научиться общаться и с начальством (учителя, завучи, директор). А учеба - это дело не самое главное. Многим ли из вас понадобились логарифмы или интегралы в жизни? А общаемся с другими людьми мы каждый день. Кто захочет учиться - он будет это делать и не только в школе. Разумеется, надо смотреть, какая школа, и с кем там будет общаться ребенок, - поделилась родительница Алина.
Защитить ребенка от плохого окружения можно, но не всегда. Учителя советуют чаще общаться со своим чадом и объяснять, что «хорошо» и «плохо», чтобы он избегал сомнительного характера компании.
Вторая причина: отсутствие технологий
Другой аргумент, озвученный Ризвановым, отсутствие возможности пользоваться «всеми технологиями и инструментами», которые предлагает современная школа, что влияет на получение знаний и успеваемость школьников. По словам спикера, результаты по ОГЭ и ЕГЭ выпускников, обучающихся на семейном образовании, ниже, чем у «очников».
Учителя, с которыми мы говорили, подтвердить информацию не могут. Они заявляют, что всё зависит от самих детей. Есть те, которые вне зависимости от типа образования будут учиться плохо, как и наоборот. Если родители и ребенок заинтересованы в получении знаний и поступлении в престижный вуз, то они найдут деньги, время и хороших учителей и репетиторов для обучения. Однако опять же для этого необходимы средства.
- По своим знакомым (обучали детей сами на дому, и они педагоги) знаю три минуса: это время, силы и деньги. При этом оба родителя должны на это быть заточены, а не только мать. То есть чтобы муж потом не предъявлял требования. Как говорила мама ребенка на домашнем обучении: «Быт, готовка, работа уходят на последние места. На первом месте - учёба сына». Первого она так обучила, а остальных троих детей отдала в гимназию, и не жалеет, - рассказала родительница Елена.
Одна из учителей отметила, что не каждый ребенок сможет осилить семейное образование. По её словам, для того чтобы определить, получится ли у него обучаться самостоятельно, необходимо проводить тесты, которые покажут его возможности. Такое родителей не устраивает.
- Ещё один минус против традиционной школы - поголовный сбор информации не для помощи семье, а для манипуляций семьёй. Само министерство создаёт условия, чтобы люди уходили. А говорят наоборот, - отметила родительница.
Что делать для перевода ребенка на семейное образование?
По словам юриста Елены Федотовой, для перевода ребенка на семейное образование необходимо обратиться в районный отдел образования, а затем в школу. Подать заявление в районный отдел лучше всего в начале года, до 1 сентября. Уведомление можно составить в свободной форме, главное - указать, что вы выбрали семейное образование с учетом мнения ребенка. Родители могут перевести детей на семейное обучение без объяснения причин.
Для перехода на семейное обучение необходимо предоставить: паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка (если ребенку исполнилось 14 лет, нужен паспорт), уведомление о переходе на семейное обучение (подается в департамент образования), заявление об отчислении из школы (не требуется для поступления в 1-й класс), заявление на промежуточную аттестацию (подается в школу, где будет проходить проверка знаний) и договор на аттестацию.
Дополнительные справки для перехода на семейное обучение не требуются.
- Государство не контролирует организацию семейного обучения. Ребенок может просыпаться в любое время, изучать предметы в произвольном порядке и использовать онлайн-лекции. За выбор методов обучения родителей никто не наказывает, и школы не обязаны следить за этим. Они проверяют знания детей только во время аттестации, - отметила Федотова.
Среди преимуществ семейного образования Федотова выделила индивидуальной подход к обучению, который может существенно повысить его эффективность: семья может самостоятельно разрабатывать индивидуальные учебные планы и расставить приоритеты. Также у ребёнка освобождается время для дополнительных занятий, таких как танцы или спорт. Ещё один плюс — отсутствие негативного влияния на здоровье ребёнка, поскольку он проводит меньше времени за партой и питается дома под чутким родительским взором.
Контроль, плохая социализация и необходимость в переездах - причины, по которым родители чаще всего принимают решение отправить своих детей на семейное обучение. И, по закону, это их право, которое никто не может оспорить или повлиять на их решение.
Автор материала: Алина Камалютдинова