Найти в Дзене

Учитель по призванию - какой он?

Оглавление

Сегодня, в честь начала учебного года, хочется поговорить об учителях. В нашей стране - к сожалению! - на них куда больше обращают внимание в кино, чем в жизни. Однако и в кинематографе педагоги очень разные, а, поскольку в России об учителях сняты настоящие киношедевры, заслужившие любовь нескольких поколений - то, на мой взгляд, о персонажах культовых фильмов стоит поговорить, т.к. они заставляют о многом задуматься.

В первую очередь - кто такой Учитель? Вот так, с большой буквы - настоящий Учитель, который хорошо делает сво работу и побуждает учеников овладевать знаниями и расти над собой - как интеллектуально, так и духовно? Есть ли в нашем "старом, добром" кино пример такого педагога? Я считаю - есть. Это - Татьяна Сергеевна из фильма "Весна на Заречной улице".

Татьяна Сергеевна из фильма "Весна на Заречной Улице"

Сначала, когда я еще школьницей смотрела этот фильм, мне Татьяна показалась излишне строгой - и за столом с будущими учениками сидеть не стала, когда приехала, и шутки ей на уроке не нравились, да и подавался фильм с трактовкой: "Вот была хорошая учительница, да сильно загордилась и считала рабочий класс себе не ровней, но потом она исправилась".

Сейчас я с такой трактовкой совсем не согласна.

Татьяна не гордилась - она просто держала дистанцию, что было крайне необходимо для того, чтоб ученики - тем более, взрослые! - её слушали и относились к учебе серьёзно.

Ну что, например, было бы, если бы в день своего приезда Татьяна села со всеми за стол и выпила водки? Как ей на следующий день встречаться с ними в классе. разговаривать, как полагается учительнице? Как добиться дисциплины, внимания, серьезного отношения к учебе? Да в первый же день вся учеба превратилась бы в балаган! На неё бы смотрели, как на приятельницу по застолью, и это сильно помешало бы её взрослым ученикам нормально заниматься.

Потому-то, когда Саша Савченко подходит к её двери с рюмкой - Татьяна не откликается. Никакой гордыни здесь нет - Татьяна просто понимает, что общее застолье нанесёт удар по все её будущей работе и помешает правильному общению с учениками:

"Выпейте с нами рюмочку, Татьяна Сергеевна!" Кадр из фильма "Весна на Заречной улице", СССР, 1956 год, режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер.
"Выпейте с нами рюмочку, Татьяна Сергеевна!" Кадр из фильма "Весна на Заречной улице", СССР, 1956 год, режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер.

Далее: когда Савченко опаздывает на урок и пытается откупиться букетиком цветов, Татьяна Сергеевна его одергивает, говоря:

"Сегодня не урок ботаники, и больше не опаздывайте".

Савченко пытается откупиться за опоздание на урок букетиком цветов. Кадр из фильма "Весна на Заречной улице", СССР, 1956 год, режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер.
Савченко пытается откупиться за опоздание на урок букетиком цветов. Кадр из фильма "Весна на Заречной улице", СССР, 1956 год, режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер.

Тем самым новая учительница ясно и четко говорит всем ученикам в классе:

1) Опаздывать не разрешается;

2) Взятки не прокатят.

Ведь в данном случае букетик играет прежде всего роль взятки: если б Татьяна его взяла, она бы этим показала, что опаздывать можно и можно "откупиться" или "подольститься". Но эта девушка оказалась грамотным педагогом и сразу выставила границы дозволенного.

После неудачной попытки "купить" учительницу букетиком Саша Савченко пытается устроить в классе цирк вместо рабочей обстановки. За это Татьяна его выгоняет с урока и твёрдым голосом говорит остальным, что к следующему уроку домашнее задание следует знать хорошо, она будет строго спрашивать. Это сразу "включает" у взрослых учеников такие качества, как внимание и собранность.

Савченко недоволен и делает попытку надавить на Татьяну: нехорошо, мол, так начинать, примета плохая. Однако Татьяна действительно "не дитя", как это позже подмечает другой ученик, и не ведется на уловку: педагог смело заявляет, что в приметы не верит, давая понять, что вызвать у неё чувство вины за то что, видите ли, не позволила быть с собой на "вась-вась", - никому не удастся.

Правильному восприятию этого прекрасного фильма, на мой взгляд, мешает пропагандистская сцена, где старый знакомый Татьяны втолковывает ей (только что въехавшей в новую комнату), что она не знает "основного в жизни учеников" - того, что они, дескать, "рабочий класс", и из-за незнания этого "главного в их жизни" ученики "ей чужие".

Следующая же сцена в фильме показывает, что это неправда: с каким теплом приветствуют Татьяну её новые соседи, состоящие как раз из её учеников!

А вспомним эпизод, где пьяный Савченко приходит в школу и прямо спрашивает Татьяну, могут ли они встречаться, как взрослые люди: Саша делает абсолютно ложный вывод, что она для неё "просто рабочий, и потому она брезгует, замараться боится", но на самом деле Татьяне очень хочется сказать ему "да", это хорошо видно по её глазам:

Татьяна отказывает Саше Савченко. Кадр из фильма "Весна на Заречной улице", СССР, 1956 год, режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер.
Татьяна отказывает Саше Савченко. Кадр из фильма "Весна на Заречной улице", СССР, 1956 год, режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер.

Что же ей тогда помешало дать положительный ответ? Да то, что он пришел пьяный! Эта молодая женщина очень, просто не по годам умна и понимает: если ему, пьяному, дать то, что он хочет (то есть согласие встречаться) - то этим она подтолкнет его к дальнейшим пьянкам!! У него будет соблазн любой вопрос решать и любое своё желание исполнять именно таким способом!

Татьяна не желает пьющего мужа, и правильно: если отношения "поедут" по таким рельсам, они всё равно приедут в тупик. Ей очень тяжело в этот момент, она не хочет отказывать этому мужчине, но вынуждена это сделать. Исполнять желания пьяного нельзя - ей это очевидно. И она говорит: "Откройте дверь!", а потом ждет (хотя, наверное, уже ни на что не надеясь), когда Саша Савченко сам поймет, где он свернул не туда. Есть вещи, которые человек должен понять самостоятельно, без подсказок.

А перед Сашей Савченко стоит простой выбор: остаться с компанией, куда его тянет сплетница Зиночка и пошляк Юра, любящий примитивные припевочки под гитару, водку и сальные шуточки, или - идти туда, где слушают Рахманинова, где знают, кто такой Александр Блок и не считают книги хламом. То есть - быть быдлом или расти интеллектуально и духовно. Савченко выбирает рост. Это - победа не только Татьяны -женщины, но и Татьяны-педагога.
"Роман не окончен, еще многое впереди". Кадр из фильма "Весна на Заречной улице", СССР, 1956 год, режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер.
"Роман не окончен, еще многое впереди". Кадр из фильма "Весна на Заречной улице", СССР, 1956 год, режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер.

Елена Сергеевна из фильма (по пьесе Л. Разумовской) "Дорогая Елена Сергеевна"

Принципиальную учительницу Елену Сергеевну, героиню пьесы Людмилы Разумовской и одноименного фильма Эльдара Рязанова - иногда считают чуть ли не противоположностью Татьяны Сергеевны. Но я уверена, что эти два педагога во многом похожи, просто Елене Сергеевне довелось жить в другое время среди более наглых и менее совестливых учеников.

Елене Сергеевне чаще всего ставят в вину то, что она позволила своим ученикам, пришедшим к ней домой, сократить дистанцию и посадила их за стол, потом позволила себя уговорит выпить с ними шампанского: с этого, мол, всё и началось, с её роковой ошибки - Елена Сергеевна непозволительно сократила дистанцию.

Однако винить в этом Елену Сергеевну, на мой взгляд, крайне несправедливо: ведь её подвергли очень грамотной психологической обработке.

Автором обработки и всего спектакля был, безусловно, Володя. Циничный подросток весьма правильно чередовал постепенное давление с приемами "оглушения" - когда жертве сообщается нечто шокирующее (это нечто может быть как очень хорошим, так и очень плохим).

Вспомним, как Елену Сергеевну "обрабатывали".

1. Сначала к ней явились с букетом цветов и теплыми словами поздравления с Днем рождения, как приличные и внимательные ученики. Пока всё в рамках, и сказать бы учительнице в этот момент: "Спасибо вам за цветы, за теплые слова, за поздравления! До встречи завтра в школе!"

Но Елена Сергеевна ошарашена: она настолько не избалована вниманием и всей своей жизнью что даже забыла про собственный День рождения! Она просто не может отпустить этих милых детей, пришедших её поздравить, без хотя бы чашки чая! На это и был расчет Володи: Елена Сергеевна тает от восхищения и приглашает подростков к себе в дом.

Елена Сергеевна растрогана до слез. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.
Елена Сергеевна растрогана до слез. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.

2. Следующий этап давления: Елене Сергеевне вручают дорогой подарок. Она отказывается, но ученики хором говорят ей, что своим отказом она их просто обидит: они ведь от всей души, так хотели её порадовать, а тут - отказ... И учительница уступает: она не может обидеть тех, кто её так обрадовал поздравлением. Не осмеливается ответить неблагодарностью.

Елене Сергеевне вручают дорогой подарок. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.
Елене Сергеевне вручают дорогой подарок. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.

3. И вот они сидят за столом, как хозяйка и её гости, и тут появляется бутылка шампанского. Достань они сразу эту бутылку - получили бы от ворот поворот, но теперь другое дело: стол накрыт, подарок принят, и уже кажется: ну что такого страшного, если уже практически взрослые ребята выпьют по чуть-чуть праздничного напитка, где совсем немного алкоголя? И у самой уже 100 лет не было праздника... Елена Сергеевна - живой человек, и в этот момент она "плывёт", разрешая ребятам налить по бокальчику.

Дело доходит до шампанского. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.
Дело доходит до шампанского. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.

4. Дальше идет опять "оглушение": Володя предлагает учительнице устроить её больную мать в хорошую клинику за "всего-лишь маленькую услугу". Даже поворачивает разговор так, что Елена Сергеевна сама спрашивает, чем она могла бы отблагодарить Володю. А Володя громко объявляет ребятам, что Елена Сергеевна согласилась им помочь (хотя на самом деле она ещё даже не подозревает, о какой услуге её собираются просить).

5. Новое оглушение, даже удар сокрушительной силы: у учительницы просят ключ от сейфа, чтобы подменить экзаменационные работы. Вся красивая картинка, выстроенная Еленой Сергеевной в собственном сознании, мгновенно рушится: из милых ребят, пришедших поздравить учительницу, ученики превращаются в циничных и наглых взяткодателей (кем они на самом деле и являются), пришедших только потому, что у неё, Елены Сергеевны, находится заветный ключик.

За этим следует жестокое осмеяние слов учительницы, во многом безосновательное: ведь в том, что талант сам пробьет себе дорогу, Елена Сергеевна права. Дети просто путают достижения талантливого человека с купленным тепленьким местом бездарного "папенькиного сынка", искренне не видя разницы между тем и другим. Своим "ржаньем" над словами учительницы дети усиливают её обиду - а, значит, их жертва становится всё более податливой и совершает ошибку за ошибкой.

Очередной ошибкой Елены Сергеевны становится то, что она горько плачет прямо при учениках. Мне доводилось слышать мнение некоторых блогеров-психологов, что это были манипулятивные слёзы: мол, так Елена Сергеевна хотела вызвать жалость к себе. Не могу согласиться с подобной оценкой и повторю: Елена Сергеевна - живой человек, а не титановая машина, она просто не выдержала такого обжигающе обидного, такого горького переворота ситуации и потому заплакала. Это были искренние слёзы обиды и жестокого разочарования.

Елена Сергеевна горько плачет от обиды. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.
Елена Сергеевна горько плачет от обиды. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.

Расплакавшись, Елена Сергеевна не понимает вовремя, в какой опасности она оказалась и полагает, что подростки либо уйдут добровольно, либо она легко может уйти сама. Это - её следующая ошибка. Но привело к ней Елену Сергеевну не неумение держать себя с учениками, а циничная психологическая обработка, устроенная Володей и остальными (вернее всего, что под его руководством и по его сценарию).

6. Елене Сергеевне отрезают пути к отступлению: запирают дверь и режут телефонный провод. Теперь она беззащитна и бессильна помешать обнаглевшим подросткам творить насилие.

Обыск с танцами в квартире Елены Сергеевны. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.
Обыск с танцами в квартире Елены Сергеевны. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.

Но учительница не дрогнула: все психологические приемы Володи и его одноклассников терпят крах. Только грубая угроза, которой можно при желании сломать любого, подействовала: не желая стать соучастницей тяжкого преступления против личности, Елена Сергеевна отдает ключ... и одерживает моральную победу как педагог и человек: ученики сами отказываются брать ключ и подменять работы. Елена Сергеевна сумела заставить их посмотреть на себя со стороны,и это зрелище подросткам не понравилось. Ужаснувшись своему моральному падению, они добровольно согласились на справедливые оценки за экзаменационную работу по математике, решив, что с последствиями двоек и троек жить легче, чем осознавать себя скотиной.

Как и Татьяна, Елена Сергеевна сумела повлиять на духовных и моральный рост своих учеников.Заставила их посмотреть на себя со стороны и пожелать стать лучше.
"Они не взяли ключ, Елена Сергеевна!" - плачет спасенная от насилия Ляля под дверью ванной, где закрылась учительница. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.
"Они не взяли ключ, Елена Сергеевна!" - плачет спасенная от насилия Ляля под дверью ванной, где закрылась учительница. Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер: Эльдар Рязанов.

Честь и хвала учителям, похожим на героинь этих фильмов - тем, кто еще остался в реальной жизни. Хоть их и мало. А, может, и не очень мало, просто не слышно сейчас.

С профессиональным праздником вас, педагоги, кто не соглашается на деградацию сам и мешает деградировать ученикам, а, наоборот, так или иначе, вопреки всему - помогает интеллектуальному и духовному росту наших детей!

Ставьте лайк, если согласны с рассуждениями автора. Делитесь своими мнениями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Всем добра!