Почему сотни японцев, бывших военнопленных и родственников военнопленных, приехали в нашу страну, как только получили разрешение навестить могилы своих соотечественников?
Потому что, по их вере души усопших не найдут себе покоя до тех пор, пока к их могилам не придут родные люди и не заберут с собой их души. Тысячи японцев более полувека жили с камнем на сердце, с чувством глубокой вины перед умершими, потому что не знали, где находятся их могилы и не могли навестить их
Через несколько лет после окончания войны СССР с Японией началась репатриация японских военнопленных. Основная масса их была отправлена на родину до 1950 года. В Хабаровском крае репатриация началась уже в 1945 году, когда из лагеря № 5 были репатриированы 584 человека, больных и ослабленных. Всего же из пятого лагеря (напоминаю, это тот, одно из отделений которого находилось на территории Комсомольска и которому принадлежало кладбище в п. Старт.) было репатриировано 28 538 военнопленных в 28 эшелонах.
Таисия Мелентьева, работавшая в финчасти штаба лагеря № 5, вспоминала, как отправляли последний эшелон военнопленных японцев из Комсомольска.
На паровозе укрепили портрет Сталина. В каждом окне цветы. С нашей стороны
ехали начальник поезда, его заместитель по политчасти, заместитель по снабжению, врач, фельдшер, переводчик, оперуполномоченный, инспектор по учету, офицеры, охрана, бухгалтер.
Японцам были выданы заработанные деньги и предложены товары. Они покупали часы, портсигары, трикотаж, нательное белье, кожаную обувь, одеколон, красное вино. В Японии их ждали родные. Но они дождались не всех.
На российской земле остались кладбища, на которые несколько десятков лет пытались попасть родственники умерших в плену японцев.
…Перестройка в нашей стране оказалась на благо японцам. В 1990 году Президент СССР М.С.Горбачев подписал документы о передаче Японии списков умерших на территории нашей страны японцев и дал разрешение посещать места японских захоронений. Администрацией Хабаровского края было дано указание организации «Дальгеодезия»: на основании архивных схем 1940-х годов обследовать все японские захоронения на территории края, составить новые схемы, маршруты и подходы к японским кладбищам.
Комсомольский-на-Амуре горисполком разрешение на образование одной международной турфирмы для работы с иностранцами. Руководителем этой фирмы был назначен бывший секретарь райкома КПСС. В качестве работников в фирму были приняты два спортивных деятеля.
Председателю краевого Фонда Мира Потаповой Галине Никитичне руководством края было предложено координировать работу с военнопленными японцами в Хабаровском крае. По Комсомольскому «кусту» ее «правой рукой» оказалась я.
Почему сотни японцев, бывших военнопленных и родственников военнопленных, приехали в нашу страну, как только получили разрешение навестить могилы своих соотечественников?
Потому что, по их вере души усопших не найдут себе покоя до тех пор, пока к их могилам не придут родные люди и не заберут с собой их души. Тысячи японцев более полувека жили с камнем на сердце, с чувством глубокой вины перед умершими, потому что не знали, где находятся их могилы и не могли навестить их.
И как только им представилась такая возможность, они поехали через тысячи километров, невзирая на свой возраст и состояние здоровья.
И японцы поехали к нам по линии Правительства Японии, обществ Дружбы, различных Ассоциаций, профсоюзов.
Всех японцев, приезжавших в Комсомольск по вопросам захоронений, можно разделить на несколько групп.
Первая группа. Бывшие японские военнопленные. Первая японская делегация состояла из них. Они хотели посетить захоронения в отделениях, в которых они жили и работали. Пока при посещении этих мест они устанавливали ритуальные столбики. А хотели бы поставить памятный знак всем японцам - единый.
Такахаси Дайдзо обращался к городским властям с просьбой об установке памятного знака в Комсомольске. Дело в том, что все умершие в Советском Союзе японцы имеют родственников. И эти родственники хотели бы прибыв в нашу страну, посетить удобное место, где они могли бы помолиться за умерших. Городские власти долго не могли собраться с ответом. Тогда г-н Такахаси обратился ко мне, как члену городского комитета «Мемориал». Эту организацию, в основном составляли люди, потерявшие в годы репрессий своих родных и близких, поэтому им была понятна скорбь японцев по своим соотечественникам, могилы которых затерялись в огромной стране. Члены «Мемориала» обратились к местным депутатам. Те ответили: сначала своим поставьте.
«Мемориал» поставил «своим» - 21-го октября 1990 года был открыт памятный знак жертвам политических репрессий в Комсомольске-на-Амуре.
5-го октября 1991 года около гостиницы «Амур», построенной японскими военнопленными, был открыт памятный знак, японцам, умершим в плену, установленный на средства, предоставленные японской стороной. На памятнике высечена надпись «Душам усопших (скульптор В.Смирнов). Сам камень доставлен из Солнечного района. На обратной стороне памятника укреплена доска с надписью «Этот памятный знак установлен военнопленным и интернированным японцам, умершим после окончания второй мировой войны, и как символ в стремлении народов к мирному сотрудничеству и взаимопониманию».
По поводу слова «интернированный».
В переписке, в разговоре, в своих документах японцы используют слово «интернированные». Интернирование - это принудительное переселение из одной страны в другую. То есть, если японская армия, стоящая на границе с Монголией, не воевала, но была взята в плен и принудительно переселена на территорию России, то речь идет об интернировании. Но в нашей стране это слово не прижилось.
В июле 1991 года вышло постановление Хабаровского крайисполкома (№ 156 от 18.07.91.) о том, чтобы местные власти оказывали содействие по благоустройству японских кладбищ.
Мало того, что кладбище спецгоспиталя № 893 находилось в безобразном состоянии, так весной 1993 года я увидела свеже отсыпанный грунт, похоронивший под собой с десяток могил. Обращение к главе администрации по этому поводу результата не дало.
И когда очередная административная делегация из Комсомольска отправилась в город Камо в очередной раз заверять японцев в своем совершеннейшим к ним почтении в то время, как на комсомольской земле, которую она представляет, утопают в болотах могилы японских военнопленных, пришлось выступить по этому поводу в СМИ.
Городская администрация отреагировала
Территория кладбища была подчищена. Бульдозером снесли холмики земли и могилами и нарезали заново, как огородные грядки.
…Президент Всеяпонской ассоциации бывших военнопленных Сайто Рокуро способствовал тому, чтобы 16 одинаковых памятников, изготовленных на средства Ассоциации, были установлены на кладбищах Хабаровского края, в том числе - два в Комсомольске: на кладбищах в п. Старт и в районе сернокислотного завода.
Еще один памятник установила я по просьбе семьи Инанами на кладбище 5-го лагерного отделения, в садоводстве бывшего завода «Амурлитмаш» с разрешения Правления садоводства. Когда же стало ясно, что это захоронение будет пользоваться у японцев большим вниманием, администрация Ленинского района (Дземги) поставила у памятника ограду.
Слева направо : Марина Кузьмина и Галина Потапова.
Сколько бы лет не искали следы захоронений на этом месте, согласно всем схемам, останков не было найдено. Хозяева участков даже выделяли по несколько метров земли в уголках своего участка и разрешали там японцам покопать. Опыт поисков подсказывал, что где уже все перепахано, искать бесполезно.
На Дземгах было еще одно кладбище - 3-го лагерного отделения, которое строило, в том числе рыбокомбинат. Еще лет 15 назад мы с японцами ходили по указанному на схеме месту в поисках японского захоронения. Не нашли. И не найдем. Кладбище под водой.
Вторая группа - поисковые группы, которые должны были найти места захоронений, что доказывалось наличием в них останков. Такая группа могла включать краеведов и представителей власти поселений, на территории которых предполагались поиски. У японцев были свои схемы расположения кладбищ, которые по памяти составляли военнопленные, вернувшись на родину. К тому времени, когда из Японии приехали первые поисковые группы, я уже успела поработать в архивах Хабаровска и Москвы и имела собственные архивные схемы.
Поиски проходили примерно так. Скажем, по линии железной дороги Комсомольск-Высокогорный. Удобнее всего ехать на матриссе - это маленький трамвайчик на рельсах. Мы должны обследовать были обследовать места предполагаемых захоронений в Пивани, Гайтере , Кограмбо… Это на первый выезд.
Итак, группа выходила из матриссы с рулеткой, компасами, картами, схемами и направлялась по маршруту, обозначенному специалистами из Дальгеодезии - 500 метров на северо-запад, преодолевая естественные препятствия. Дошли до границы предполагаемого захоронения. Заказчик, то есть главный из японской группы показывает, где надо копать. Нанятые землекопы выкапывают яму глубиной в метр. Пусто. Еще несколько ям на расстоянии друг от друга 15-20 метров. Безрезультатно. Заморачиваться не стали. Сели в матриссу - и до следующей станции. Из предполагаемых семи захоронений в этот раз нашли останки только в двух. Снова закопали. Поставили какой-то знак. Не помню, какой. Но впоследствии стали ставить шест с красным флажком.
Третья группа. Когда точно определено место захоронения, приезжают специалисты из Министерства здравоохранения и благосостояния Японии.
На фотографии - раскопки на самом большом кладбище Хабаровского края в районе сернокислотного завода.
Вернее два кладбища рядом - спецгоспиталя № 893 и лагеря № 18. Общее число похороненных на нем - 1513 человек в 280 могилах. Кладбище занимало большую площадь. Последний построенный объект завода стоит на кладбище, за ним огороды, где земля неоднократно перекопана.
Ручей (Черный ключ) с западной стороны подмыл и обвалил территорию кладбища. В 1960 году комиссия признала, что дальнейшее сохранение кладбища, ввиду его значительной разрушенности, не представляется возможным. И, тем не менее, раскопки принесли результат. Могилы раскрыты.
После того, как специалисты специальными кисточками очистят от земли все останки, содержимое каждой могилы (общих могил, кажется, не попадалось) поместят на отдельный железный лист. И сжигают. Прах после сжигания в урны и отвозят в Японию, чтобы поместить в колумбарий.
С этой группой для участия в ритуале по поводу окончания работы на том или ином захоронении могут приезжать представители Правительства Японии, ассоциаций, молодежных организаций, бывшие военнопленные.
Это место остается кладбищем. Года четыре назад я присутствовала здесь на раскопках. Выкопали, посмотрели. Снова закопали. Поставили красный флажок.
На этой фотографии слева видно небольшое возвышение. Вот там стоял флажок.
Но больше никто не приезжал. Тем более договор между Россией и Японией по захоронениям закончился в 2020 году.
На кладбище в п. Старт все останки выкопаны полностью.
Четвертая группа: родственники. Откуда они узнают, в каком населенном пункте, на каком кладбище похоронены их родные? В Японии выпущены книги со списками военнопленных, умерших в России. Указаны лагеря, отделения, дата рождения и смерти, место захоронения. Вот эти места захоронения и важны родственникам. Эти места и разыскивают поисковые группы. Такая книга есть и у меня. По личным заявкам японских родственников я уточняла места захоронений.
Японские турфирмы формируют тургруппы до 20 человек. Кроме родственников в группе всегда бывают те, которым просто хочется побывать в России. Поэтому всех приезжающих в этих группах я буду называть туристами. За один приезд группа может посетить от трех до семи мест захоронений, то есть, совершить до семи ритуальных обрядов, каждый минут по тридцать. Ритуальный обряд таков.
Вывешивается флаг Японии. Ставится столик с фотографией того, кого будут поминать. Ставится чаша с песком, в который присутствующие ставят свечи. Сладости в пакетиках, коробочках, баночках. Фрукты. Белые цветы. Белый цвет у японцев - цвет траура. Дыня или арбуз - сверх программы, но очень приветствуется. Молятся. Продукты оставляют. Бахчевые могут отдать водителю. Однообразно. Устают. Я предлагала руководителям групп познакомить японцев с городом или заехать в парк отдохнуть. Нет, им такой установки не давали. После поминовений - все в гостиницу до отхода поезда.
Одно время я с родственниками не работала. Когда вернулась, не спрашивая никого, к четырем захоронениям добавила и знакомство с местами пребывания японцев в городе (где жили, где работали) и места отдыха - на выбор. Туроператору из Владивостока, который как раз попросил поработать с группой, посоветовала добавить к программе еще шесть часов работы автобуса. Отдых японцы выбрали в одном из парков. Там увидели бюст Ю.А.Гагарина и очень оживленно его обсуждали. Оказывается, в Японии хорошо знают нашего космонавта и очень его уважают.
Взяла я туристов после завтрака и привезла их только к ужину (обед само собой) После ужина они уезжали.
Как потом оказалось, родственники-туристы были довольны и сказали своему туроператору, что впервые за все поездки в Россию, они получили такой объем информации. После чего в заявках японской стороны появилась просьба «занять свободное время» присылаемых групп. Видимо, не только в Комсомольске.
В процессе выяснился интерес японских туристов к городу. Ходить в закрытые помещения типа Дворцов культуры и музеев они не любят. Архитектура нашего города их тоже не интересовала, но на «самое большое, самое красивое, самое…» еще могли обратить внимание. Их заинтересовал Вечный огонь, ритуал смены почетного караула. Даже по два раза просматривали. Гуляли по Набережной (тогда еще она не была разрушена,) ездили на турбазу «Хрустальное озеро» ( понравились оригинальные беседки с колодцами - «русское» и »деревянное».
Один объект японцы выбрали сами. Утром, когда группа выезжает, надо купить цветы для возложения их на места захоронений. Обычно покупали их на пл. Металлургов. Хотя сам рынок закрыт, но около него всегда продают цветы. Покупая цветы, туристы обратили внимание на забор из ларьков и ворота между ними.
А что там находится? А что такое рынок? А можно туда сходить?
Можно. Но поехали на рынок на ул. Кирова. Там тоже были торговые ряды и на улице.
Один японец из группы, проходя мимо, увидел огромный помидор и с придыханием произнес: «О-о-тома-а-то-!». На обратном пути ему этот «томато» - помидор подарили, а женщинам по букету цветов.
Как раз эта группа попала на фото. Любитель томатов - второй справа.
Мы неоднократно посещали рынок, и я всегда удивлялась, как легко покупатели и продавцы находили общий язык.
В этот раз японцы покупали на рынке мед, вяленую корюшку, помидоры, корейские салаты. Мне кажется, что приблизительно так мог бы выглядеть ритуальный туризм. В Японии, как мне говорили, немало желающих посетить нашу страну. Любой вид туризма рассматривается как отрасль экономики, которая приносит прибыль. В тоже время он содержит и воспитательный момент. На примере японцев можно видеть, как нужно помнить и уважать своих родных, близких, соотечественников, независимо от времени и расстояний. Но, к сожалению, время создает все новые преграды между нашими странами.
Не могу не сказать о том, что схемы мест расположения захоронений, составленные руководством лагерных отделений и самими японцам, очень помогли в розыске мест захоронений жертв политических репрессий. В архивах советских лагерей нет таких схем, и кладбища заключенных, на которых, в том числе, похоронены жертвы политических репрессий, были заброшены и почти исчезли с лица земли. А поскольку лагеря военнопленных японцев получили в « наследство» вместе с жильем и кладбища, около которых возникли японские захоронения, русские кладбища обязательно указывались на японских схемах, что и помогало установить место захоронения «своих». Об этом, кого интересует, в моей книжке «Следы затоптанных могил».
Русские памятники на японской земле.
В 1993 году я получила письмо из префектуры Тоттори от Нобики Ёсинори. Он писал, что приезжал летом «с двумя дядями и двумя тетями в Комсомольск. «Мы хотели посетить место погребения своего брата. Мы верили, что представители российской стороны, владея информацией, проводят нас на место захоронения. Однако, они не смогли показать нам это место. Мы были разочарованы. Я обратился к господину Инанами. Он сказал: напиши госпоже Кузьминой».
Ситуация, которая повторялась неоднократно: комсомольские фирмы, претендующие на работу с бывшими японскими военнопленными, ввиду отсутствия у них информации (у фирм) не могли удовлетворить запросы японцев.
Кладбище, которое искал Нобики, нашлось в Косграмбо. Косграмбо - это даже не станция. Один дом - смотрителя с семьей. Ехать от Комсомольска - 144 километра. Рано утром - поездом из Комсомольска, Ночью - поездом из Косграмбо.
Нобики приехал на следующий год с переводчицей. Это был жизнерадостный японец сорока четырех лет. Мы съездили в Косграмбо на кладбище. Кладбище принадлежало лагерю № 1. Но кроме лагеря там хоронили своих умерших пациентов два спецгоспиталя. Всего похоронено 590 человек.
Еще через год приехала вся большая семья Нобики. 8 человек. Самой старшей тете исполнилось восемьдесят лет. Все были счастливы.
В этом же году мне пришлось свозить в Косграмбо еще одну группу, которую послало Общество памяти погибших в Тихоокеанской войне - «Группу расследования мест захоронений», возглавляемую Ватанабэ Токио. Я уже упоминала, что в Японии есть Ассоциации и общественные организации, которые тоже занимаются захоронениями. Господин Ватанабэ - бывший военнопленный. В Комсомольске он находился в восьмом отделении лагеря № 18. Это бывший поселок 10-я стройка (район радиоцентра).
В отличие от групп Такахаси Дайдзо, которые не торопясь осваивали нашу территорию, группа Ватанабэ за шесть дней должна была проверить не меньше пятнадцати захоронений. Комсомольское отделение ДВЖД выделило нам матриссу. Ту самую матриссу, о которой я уже упоминала.
Почему именно про Нобики и Ватанабэ так подробно рассказываю. Потому что именно к ним я обратилась с просьбой: если можно, пришлите мне хотя бы по одной фотографии памятника русским людям, установленным японцами.
…Каждый прислал по пакету фотографий. Нобики брал с собой фотокорреспондента для поездки по нескольким городам. А Ватанабэ написал: «Я хочу продолжить движение за то, чтобы, как и раньше, японский и русский народы могли плодотворно и всесторонне сотрудничать ».
Я ограничусь несколькими примерами.
- В мае 1905 года японские рыбаки в море нашли тела русского солдата и русского офицера. Так как шла война с Россией, по японскому обычаю похоронили тела на побережье. После войны останки были вывезены родственниками на родину. Памятник в Тадзири был поставлен в 1962 году г-ном Савада, послом Японии в ООН.
Надпись на нем :«Памятник символизирует любовь к ближнему».
- Там же, в Тадзири, есть еще один памятник русскими морякам, установленный в 1994 году
- Японский офицер Масахиса Судзухава провел четыре года в сибирском плену. Тридцать лет он сознательно избегал России. И только в 1981 году, уже выйдя в отставку, Судзукава взялся наводить мосты дружбы, в том числе, через установку памятников:
в г. Хакодате он поставил памятник первому русскому консулу в Японии Иосифу Гошкевичу,
увековечил в бронзе адмирала Путятина,
на кладбище русских военнопленных в г.Мацуяма открыл бюст героя русско-японской войны капитана Бойсмана,
совместно с российским писателем - историком Гузановым выпустил книгу - полные списки захороненных в Японии солдат и офицеров, скончавшихся в японском плену,
Господин Хира Фумио, бывший военнопленный, прислал мне брошюру «Русское кладбище в Канадзаве» со статьей «Посвящается десяти могилам русских солдат».
Надпись на памятнике :
«Здесь спят русские военнопленные, которых привезли в Канадзаву в 1904-1905 годах. Эти люди не смогли вернуться на родину, а умерли в чужой стране от тяжелой болезни».
В брошюре представлен полный список этих десяти человек с указанием их фамилий, имен, званий, годом рождения и датой смерти.
В 1960-е годы могилы привели в порядок и отслужили заупокойную службу.
-----------