Группа ABBA подарила своим поклонникам десять лет прекрасной музыки, но в 1982 году они разочаровали своих фанатов — Бьорн Ульвеус развелся с Агнетой Фельтског, а Бенни Андерссон с Анни-Фрид Лингстад и к этому году группа фактически перестала существовать, хотя музыканты официально не объявляли о своём распаде.
Группа зашла в творческий тупик, не сумев встроиться в новые веяния времени. Даже после своего воссоединения спустя 35 лет квартет выпустил альбом «Voyage», который звучал так же, как и многие десятилетия назад. Отчего у многих бытует мнение, что группа ABBA взобралась на музыкальный Олимп благодаря однажды найденной формуле, по которой они и выстраивали своё творчество.
Так ли это? Давайте разбираться?
Квартет с 1970 года первоначально выступал под названием «Björn & Benny, Agnetha & Frida» и первые свои песни выпускал на шведском языке. Авторами песен были участники коллектива Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. Не мудрено, что кумирами и вдохновителями для них был авторский дуэт Джон Леннон — Пол Маккартни из группы The Beatles.
Поэтому ещё одно решение напрашивалось само собой — что бы стать известными во всём мире, надо исполнять песни на английском языке. Чтобы переформатировать своё творчество группа выпустила полностью англоязычный альбом «Ring Ring» и с заглавной песней решила участвовать в 1973 году на конкурсе «Евровидение». Однако песня не прошла отбор.
Но Ульвеус и Андерссон верили в силу этого конкурса и считали его единственной для себя возможностью достучаться как до Швеции, где их позиции также не были крепки, так и до международной аудитории.
Оставалось написать только песню за которую усердно взялись Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. Вскоре появилась композиция «Waterloo», с которой группа рассчитывала выступить на конкурсе в 1974 году. Их менеджер Стиг Андерсон, решил сократить громоздкое название группы по первым буквам имен его участников до аббревиатуры АВВА, под которым квартет с песней «Waterloo» стал победителем на конкурсе «Евровидение» в 1974 году.
Рецепт успеха найден? Можно было дальше работать по накатанной формуле? Однако песня «Waterloo» стоит особняком в творчестве группы АВВА, в которой звучат элементы рока и даже джаза. Дальше будет совсем всё по другому.
Например, в интервью десятилетней давности Бьорн Ульвеус говорит, что после успеха песни «Waterloo» они вообще хотели уйти в глэм-рок, изменив своим первоначальным кумирам в лице групп The Beatles и The Beach Boys.
Потом они поняли глупость и абсурдность такого желания, так как АВВА была чисто поп-группой. Хотя несколько песен в близком к стилю рок они всё же записали. Можно вспомнить, например, композицию «King Kong Song».
Группа ABBA достигла пика своей популярности в эпоху диско, и многие считают, что шведский квартет также относится к этому музыкальному направлению. Ну а как же иначе, ведь есть же у них например песня «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)».
Это классика диско-жанра! Но здесь впору вновь вспомнить слова Ульвеуса, который говорил: “Что это за формула?! Все совершенно наоборот. Мы никогда не повторялись. Мы так усердно работали, чтобы каждый раз находить разные стили. "“Waterloo", "Mamma Mia!", "Fernando", "The Winner Takes It All" ... они созданы по какой-то формуле?”. Кажется, что за этими словами скрыто некоторое раздражение Бьорна Ульвеуса.
Однако есть в каталоге группы ABBA песня, которая стала единственным чарт-топпером группы в США, что у музыкантов считалось сродни мировому признанию. Речь идёт о песне «Dancing Queen», которая за одну неделю после релиза попала на первую строчку в списке Billboard Hot 100 и продержалась на этой позиции в течение 22 недель. Небывалый успех! Так же эта пеня попала на первые строки хит-парадов в Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии, Норвегии, Японии, Новой Зеландии, Канаде и конечно в родной для них Швеции. А также в ряде других стран.
Песня вошла в их четвёртый альбом «Arrival», релиз которого был осуществлён в 1976 году. Эта пластинка достигла 20-й строчки в чарте Billboard 200, продержавшись в общей сложности 50 недель. На альбоме также была песня «Money, Money, Money», которая наряду с «Dancing Queen» вошли в мюзикл «Mamma Mia!» премьера которого состоялась в 1999 году в Лондоне.
Если интерес к песне «Money, Money, Money» возродился благодаря этому мюзиклу, то интерес к композиции «Dancing Queen» не угасал никогда.
Эту песню также относят к классике диско-жанра, но с некоторыми оговорками. Отсутствие в музыке горячих фанк-мотивов, характерных для того времени, объясняли нордическим происхождением группы. В середине 70-х годов шведские диско-группы были редкостью на мировой музыкальной сцене.
Вот с этим тезисом Бьорн Ульвеус в чём-то согласен. Он объяснил, что музыка группы играет с эмоциями слушателей. “Музыка ABBA не настолько счастлива. Это может звучать счастливо, каким-то странным образом, но глубоко внутри это не счастливая музыка. В ней есть что-то скандинавско-меланхоличное. Что вас дурачит, так это голоса девушек [Агнеты Фельтског и Анни-Фрид Лингстад]. Знаете, я действительно думаю, что в этом один из секретов ABBA. Даже когда нам было по-настоящему грустно, в наших голосах всегда звучала радость ”.
На вопрос о том, есть ли в творчестве группы ABBA некие шаблоны, ответить могут не только критики, но и фанаты и поклонники группы. У них наверняка есть своё мнение на этот счёт, что свидетельствует о непрекращающемся интересе к творчеству коллектива и по сей день.
Правда и критики не теряют свой специфический интерес к песням ABBA. Когда в 2021 году группа выпустила альбом «Voyage», их обвинили в сексизме, который, по мнению критиков, присутствовал в их песнях всегда. Об этом будто бы говорили тексты песен, в которых всегда подчёркнута была доминирующая роль мужчины над женщиной, который часто делал её несчастливой.
Здравствуй, новый дивный мир!