Пересмотрел "Догму", в которой Кевин Смит нетолерантно прошёлся по конфессиям (ангелы не переносят алкоголь, не все апостолы были белыми), а также вволю посмеялся над некоторыми нестыковками ("Мы списали пятерых Адамов, пока не разобрались, что к чему").
Ленте в этом году четверть века, а радует она так же, как и в далёком 1999-м. Считаю "Догму" лучшим фильмом Смита. Тут сделал ощутимый шаг от "Клерков" и "Тусовщиков из супермаркета" в сторону интеллектуального кино. При этом ещё не перешёл на тёмную сторону ("Бивень", "Красный штат")*.
Что примечательно — ещё на стадии подготовки фильм заинтересовал очень многих. Алан Рикман, Сальма Хайек, Бен Аффлек, Мэтт Деймон, Крис Рок, Линда Фиорентино и т.д. согласились сниматься за копейки - настолько им понравился сценарий. Сборы в одной только Америке в три раза превысили производственный бюджет. А уж сколько было продано кассет — можно только догадываться.
Словом, "Догма" из тех фильмов, которые приятно пересматривать и годы спустя. Ибо муза, исполняющая стриптиз, по-прежнему вызывает улыбку.
*справедливости ради добавлю, что в трэш-фильмах Смита не вижу ничего плохого: взять хотя бы глубокомысленные причти-исповеди Майкла Паркса, который то истово цитирует Льюиса Кэррола, то вспоминает "Сказание о старом мореходе" (фильм "Бивень").